Чек-лист от нейропсихолога для благополучного развития ребенка.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Нейропсихология интересна педагогам тем, что предлагает огромное количество методов, приемов, упражнений для детей с ОВЗ. Многие методы были известны и ранее и благополучно использовались в детских садах. Однако, благодаря исследованиям нейропсихологов, эти методы и приемы получают научное обоснование и объяснение, как сделать работу педагога более эффективной.
В данном чек-листе представлена подборка упражнений и советов для родителей от специалиста в области нейропсихологии.
Удобный, адаптированный к нашей действительности и вполне реализуемый чек-лист для психо-нейро-соматического благополучия ребёнка.
- Выберете ежедневный маршрут для прогулки с ребёнком. Это может быть дорога в сад, в магазин, «выгулять собаку» или просто погулять перед домом. Хотя бы час (при условии, что ребёнок гуляет в саду). Лимбико-ретикулярная формация будет в восторге! (Отвечает за режим сна и бодрствования, внимание, концентрацию).
- Не одергивайте ребёнка. Позвольте ему познавать всю палитру сенсорных ощущений: гладкие железные поручни, шершавый ствол дерева, мягкие листья, упругие ветви, рассыпчатый песок, скользкая грязь, холодная лужа и т.д. В целом это развивает правое полушарие, а в частности – соматогнозис (соматогнозис- узнавания себя, схемы тела).
- Поставьте литровую банку на кухне. Ребёнок до 7 лет должен выпивать примерно литр чистой воды. После 7 лет - полтора литра. Питьевой режим-основа здорового метаболизма!
- При походе в магазин дайте задание ребёнку купить определенный продукт. Но не называйте продукт, а дайте подсказки: «3 круглых фрукта оранжевого цвета (апельсин)», «4 фрукта, похожих на яйцо», «снаружи шершавое, внутри зеленое (киви)» и т.д. Это совершенно замечательным образом тренирует умение структурировать и обобщать. Подобный опыт, (постоянно закрепляемый) послужит прекрасной опорой при освоении школьной программы.
- На улице не теряйте время даром. Например, игра в догонялки развивает моторно-двигательные навыки, дыхательный аппарат, насыщает мозг кислородом. Смотрите на листочки. Чем они отличаются? Как называется дерево? Почему осенью желтеют листья? Смотрите на значки машин. На что они похожи? Таким образом развивается логико-понятийное, абстрактное мышление, пространственно-временные представления. Суть в том, чтобы ребёнок эмоционально, двигательно, устно постоянно реагировал на окружающий мир.
- Не ограничивайте ребёнка стандартными столовыми приборами. Пусть пробует есть руками, китайскими палочками.
- Сделайте огромное одолжение ребенку- не угощайте ребёнка пакетированным соком, «мишками Барни» и прочим шлаком. Постепенно малыш отвыкнет от химии, и с удовольствием перейдёт на мёд и сухофрукты. Сахар снижает работоспособность мозга.
- «Поиск сокровища!». Соберите в банку самые разные предметы и дайте задание найти какой-то определённый предмет. Сами участвуйте при этом, соревнуйтесь с ребёнком! Это добавит азарта и вовлеченности. Можно усложнить задачу и искать предметы, надев предварительно перчатку! (Блокируя каналы передачи сигналов о легких прикосновениях, вы увеличите роль информации, поступающей от датчиков «сильного давления», следовательно, развиваете новые нейронные цепи).
- Показывайте ребёнку (а потом он вам) картинки или фотографии в перевёрнутом виде. Это заставит правое полушарие вычленять из картинки формы, цвета и другие графические признаки и сопоставлять с эталонами памяти. Прекрасно развиваетихудожественные способности и внимание.
- Отслеживайте свои реакции, как вы разговариваете с ребёнком, с каким тоном, выражением лица. Чем доброжелательнее Вы, тем благополучнее работает мозг.
И напоследок…
Пять лучших нейрокоррекционых упражнений для зарядки с утра!
- Ползание на четвереньках. При этом ребёнок высовывает язык и отводит его в противоположную сторону от шагающей руки.
- «Потянулись-сломались». Исходное положение - стоя. Руки и все тело ребёнка устремлены вверх (пятки не отрывать от пола). «Тянемся, тянемся верх, выше, выше...» Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать ещё выше, но на самом деле пятки на полу. Макушка тянется до самого солнца... Удерживаем это положение 5-7 секунд. А теперь наши кисти как бы сломались (под ваш хлопок ребёнок расслабляет кисти) и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок). Повисла голова (хлопок), сломались в талии (хлопок), согнулись или расслабились колени (хлопок). Ребенок так и стоит, а мы слегка потряхиваем тело.
- «Змейки». Размять каждый пальчик. Сделать волнообразные движения поочередно каждым пальчиком, а потом обеими руками вместе.
- «Ожившая статуя». Вы показываете ребёнку несколько движений (танцевальные или гимнастические) Ребёнок должен повторить эти движения как можно точнее, в том же ритме и последовательности.
- «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребёнка придумать следующее слово, которое начинается на последнюю букву вашего слова. Если слишком легко, можно сузить круг слов одной темой: города, животные, имена и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chek-list_ot_neyropsihologa.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Удобный, адаптированный к нашей действительности и вполне реализуемый чек-лист для психо-нейро-соматического благополучия ребёнка.
- Выберете ежедневный маршрут для прогулки с ребёнком. Это может быть дорога в сад, в магазин, «выгулять собаку» или просто погулять перед домом. Хотя бы час (при условии, что ребёнок гуляет в саду). Лимбико-ретикулярная формация будет в восторге! (Отвечает за режим сна и бодрствования, внимание, концентрацию).
- Не одергивайте ребёнка. Позвольте ему познавать всю палитру сенсорных ощущений: гладкие железные поручни, шершавый ствол дерева, мягкие листья, упругие ветви, рассыпчатый песок, скользкая грязь, холодная лужа и т.д. В целом это развивает правое полушарие, а в частности – соматогнозис (соматогнозис- узнавания себя, схемы тела).
- Поставьте литровую банку на кухне. Ребёнок до 7 лет должен выпивать примерно литр чистой воды. После 7 лет - полтора литра. Питьевой режим-основа здорового метаболизма!
- При походе в магазин дайте задание ребёнку купить определенный продукт. Но не называйте продукт, а дайте подсказки: «3 круглых фрукта оранжевого цвета (апельсин)», «4 фрукта, похожих на яйцо», «снаружи шершавое, внутри зеленое (киви)» и т.д. Это совершенно замечательным образом тренирует умение структурировать и обобщать. Подобный опыт, (постоянно закрепляемый) послужит прекрасной опорой при освоении школьной программы.
- На улице не теряйте время даром. Например, игра в догонялки развивает моторно-двигательные навыки, дыхательный аппарат, насыщает мозг кислородом. Смотрите на листочки. Чем они отличаются? Как называется дерево? Почему осенью желтеют листья? Смотрите на значки машин. На что они похожи? Таким образом развивается логико-понятийное, абстрактное мышление, пространственно-временные представления. Суть в том, чтобы ребёнок эмоционально, двигательно, устно постоянно реагировал на окружающий мир.
- Не ограничивайте ребёнка стандартными столовыми приборами. Пусть пробует есть руками, китайскими палочками.
- Сделайте огромное одолжение ребенку- не угощайте ребёнка пакетированным соком, «мишками Барни» и прочим шлаком. Постепенно малыш отвыкнет от химии, и с удовольствием перейдёт на мёд и сухофрукты. Сахар снижает работоспособность мозга.
- «Поиск сокровища!». Соберите в банку самые разные предметы и дайте задание найти какой-то определённый предмет. Сами участвуйте при этом, соревнуйтесь с ребёнком! Это добавит азарта и вовлеченности. Можно усложнить задачу и искать предметы, надев предварительно перчатку! (Блокируя каналы передачи сигналов о легких прикосновениях, вы увеличите роль информации, поступающей от датчиков «сильного давления», следовательно, развиваете новые нейронные цепи).
- Показывайте ребёнку (а потом он вам) картинки или фотографии в перевёрнутом виде. Это заставит правое полушарие вычленять из картинки формы, цвета и другие графические признаки и сопоставлять с эталонами памяти. Прекрасно развиваетихудожественные способности и внимание.
- Отслеживайте свои реакции, как вы разговариваете с ребёнком, с каким тоном, выражением лица. Чем доброжелательнее Вы, тем благополучнее работает мозг.
И напоследок…
Пять лучших нейрокоррекционых упражнений для зарядки с утра!
- Ползание на четвереньках. При этом ребёнок высовывает язык и отводит его в противоположную сторону от шагающей руки.
- «Потянулись-сломались». Исходное положение - стоя. Руки и все тело ребёнка устремлены вверх (пятки не отрывать от пола). «Тянемся, тянемся верх, выше, выше...» Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать ещё выше, но на самом деле пятки на полу. Макушка тянется до самого солнца... Удерживаем это положение 5-7 секунд. А теперь наши кисти как бы сломались (под ваш хлопок ребёнок расслабляет кисти) и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок). Повисла голова (хлопок), сломались в талии (хлопок), согнулись или расслабились колени (хлопок). Ребенок так и стоит, а мы слегка потряхиваем тело.
- «Змейки». Размять каждый пальчик. Сделать волнообразные движения поочередно каждым пальчиком, а потом обеими руками вместе.
- «Ожившая статуя». Вы показываете ребёнку несколько движений (танцевальные или гимнастические) Ребёнок должен повторить эти движения как можно точнее, в том же ритме и последовательности.
- «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребёнка придумать следующее слово, которое начинается на последнюю букву вашего слова. Если слишком легко, можно сузить круг слов одной темой: города, животные, имена и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист обследования коммуникативного и речевого развития ребенка до двух лет
Этот материал будет полезен специалистам при первичной консультации ребенка раннего возраста....
Семейный фотоальбом, как средство достижения благополучной адаптации и дальнейшего развития ребенка в условиях группы компенсирующей направленности
Сентябрь - трудный месяц для детей, впервые перешагнувших порог детского сада. И от того, как встретят малышей взрослые – новые для них люди, от их стараний и усилий зависит эмоциона...
Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адап...
Признаки благополучного развития речи у ребенка
Критерии влияния факторов на развитие речи у детей...
Значение режима для благополучного развития ребенка
Значение режима для благополучногоразвития ребенка...
Взаимоотношение между детьми и взрослыми - важнейшее условие для благополучного развития ребенка
Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личност...
Признаки благополучного развития речи ребенка
Признаки благополучного развития речи у ребенка: - Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. - У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. - Ребенок активно общается со знакомыми и...