Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
консультация на тему
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_znachenie_raboty_sluzhby_spetsialistov.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
«ПРОГИМНАЗИЯ»
(МБОУ НШ «ПРОГИМНАЗИЯ»)
г. Сургут ХМАО - Югра
Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Подготовила:
Старший воспитатель
МБОУ «Прогимназия»
Е.О. Симакова
Сургут
Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Проблема адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения была, есть и будет очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье. Такая помощь может быть представлена в форме:
- Просвещения педагогов и родителей - это консультации по режимным моментам; родителям очень важно ознакомиться с режимом дня в группе и перенести его в семью, чтобы облегчить ребенку привыкание и адаптацию. Следующая форма просвещения – беседа- с родителями нужно разговаривать, информировать о том, что первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния, при этом как раз и необходима помощь специалистов. Для родителей можно подготовить актуальную и легкую в использовании и усвоении информации памятку на заданную тему. В группе оформить небольшой стенд с фотографиями ребенка и его семьи, что поможет ему в адаптации.
2. Анкетирование или опросник родителей выявляет насколько нужна ребенку дополнительная помощь специалистов. Для детей с тяжелой адаптацией, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке, специалисты совместно разрабатывают индивидуальную программу сопровождения. Она включает в себя: наблюдение за детьми в период адаптации, ведение адаптационных листов, карт наблюдений, диагностику, выявляющую факторы, затрудняющие адаптацию и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности.
3. Для воспитателей необходимы - разработка рекомендаций по эффективной организации адаптационного периода и обучение приемам психопрофилактики.
4. Важна помощь в организации благоприятной, психологически безопасной развивающей среды (естественной, комфортабельной, уютной обстановки), создание положительного микроклимата в группах, организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением (музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни), которые оказывают позитивное влияние на ребенка и способствует более быстрой его адаптации.
5. Для детей, испытывающих трудности адаптации целесообразно составление индивидуального режима адаптационного периода, например,- сокращения времени пребывания в д/с, фрагментальное присутствие родителей в группе, что облегчит привыкание ребенка и его социализацию.
6. Необходим обязательный контроль за эмоциональным состоянием и здоровьем ребенка в период адаптации. Организация специалистами и педагогами коррекционной работы с детьми через игровую деятельность, направленную на формирование коммуникативных и социальных навыков, дружеского общения с детьми, снятия эмоционального напряжения, активного взаимодействия со сверстниками.
Параллельно должна вестись работа с родителями, т.к. только при тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогического коллектива и родителей возможна успешная адаптация ребенка.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействия с родителями;
-доброжелательность, открытость;
Любая инициатива педагога, обращена к семье и нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми особенно важными в адаптационный период.
7. Для оптимизации процесса адаптации детей в ДОУ используются следующие профилактические меры: круглые столы с воспитателями и специалистами, организация тематических родительских собраний, консультации для родителей, лекторий для пап и мам по вопросам адаптации, воспитания и развития ребенка.
Таким образом, проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения имеет комплексный характер. В решении данной задачи задействованы все службы дошкольного учреждения: заведующая, заместитель заведующей, педагог-психолог, воспитатели, медицинская служба, музыкальные руководители, руководители по физвоспитанию и , разумеется, родители. Одним из критериев, определяющим степень сложности и длительности привыкания к дошкольному учреждению каждого ребенка является сработанность и взаимодополняемость педагогического коллектива дошкольного учреждения. Именно их совместная работа и тесное взаимодействие с родителями позволяет достичь необходимой цели – безболезненной адаптации ребенка к новым условиям, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация ребенка условиям дошкольного образовательного учреждения
В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах.Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это...
20.10.2017 Вебинар: «Типы привязанности и особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»
Данный вебинар посвящен рассмотрению проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению с позиции теории привязанности. Теория привязанности в последней четверти ХХ века стала основополагающей в объясн...
20.10.2017 Вебинар: «Типы привязанности и особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»
Данный вебинар посвящен рассмотрению проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению с позиции теории привязанности. Теория привязанности в последней четверти ХХ века стала основополага...
Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учрежденииПочему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?Вопрос ...
Доклад "Адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению".
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными трудностями в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в новую обстановку.Усло...
Памятка "Адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению"
Рекомендации для более быстрой адаптации ребенка к детскому саду....
Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.
Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...