Сопровождение семьи с ребенком с аутизмом
методическая разработка по коррекционной педагогике
Сопровождение семьи с ребенком с аутизмом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_semi_s_rebenkom_s_autizmom_vasileva_tv.doc | 79 КБ |
Снижение агрессивности и страхов у детей. | 425 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сопровождение семьи с ребенком с аутизмом»
Васильева Татьяна Викторовна
Педагог-психолог ГБУ ДО ЦПМСС
Красносельского района Санкт-Петербурга
Введение.
«Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений» .
H. Burks и B . Steffire (1979) «Консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность- личность», хотя иногда в нём участвуют более двух человек».
Цель консультирования:
«Помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Достижение консультативного взаимодействия между клиентом и консультантом, основанное на философии « клиент- центрированной» терапии.(C .Rogers).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
- Способствование изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывал удовлетворённость от жизни, несмотря на неизбежные социальные ограничения.
- Способствование развития навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
- Обеспечение эффективного принятия жизненно важных решений ( самостоятельные поступки, распределение времени и внимания, энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимания влияния установок на принятие решений).
- Способствование умению завязывать и поддерживать межличностные отношения. ( общение с людьми, семейные конфликты, взаимоотношения с детьми,).
- Облегчение реализации и повышение потенциала личности.( контроль собственных реакций, провоцируемых окружающими.).
Актуальность темы:
Ранний детский аутизм (РДА)- это отклонение в психическом развитии ребёнка, главным проявлением которого является нарушение общения ребёнка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого « шизофренного спектра», реже- особая органическая недостаточность ЦНС ( хромосомная, наследственно- обменная, возможно внутриутробная).
Актуальность проблемы РДА обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом инвалидов детства. Как показывает отечественная и зарубежная практика , ранняя диагностика, длительная комплексная адекватная медико- психолого- педагогическое коррекция даёт возможность большинству аутичных детей обучаться в школе, нередко обнаруживая одарённость в отдельных областях знаний и искусстве.
( Л.М.Шипицына. 1997. Хрестоматия. Детский аутизм.
КЛАССИФИКАЦИЯ:
Г.Е.Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза:
Задержанное, повреждённое, искажённое ( Л. Каннер( 1955)- недоразвитие и искажённое развитие. Психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:
Недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, дефицитарное развитие, искажённое развитие, дисгармоническое развитие.
Недоразвитие= диффузное поражение незрелого головного мозга, при ряде внутриутробных, родовых, ранних постнатальных воздействий, обусловливает первичность и тотальность недоразвития мозговых структур.
Задержанное развитие= возможно вызвано генетическими факторами , соматогенными( соматические хронические заболевания), психогенными( неблагоприятные условия воспитания), церебрально- органической недостаточностью, чаще резидуально- органического генеза ( инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного характера и раннего постнатального периода). При этом задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма( конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально- органического).характерна мозаичность , парциальность поражения.
Повреждённое развитие= этиология: наследственные, внутриутробные, натальные, постнатальные инфекции, интоксикации, травмы ЦНС. Основное отличие- связано с более поздним ( после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована.
Дефицитарное развитие = повреждение отдельных анализаторных систем ( слух, зрение, опорно- двигательный аппарат) решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем.
Искажённое развитие = сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, повреждённого, ускоренного развития отдельных функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.
Для искажённого развития характерна асинхрония: в процессе формирования психических функций наблюдается иная иерархия в последовательности развития отдельных систем, в значительной мере противоположная нормальному онтогенезу: так, преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков.
Большое значение в искажённом дизонтогенезе имеет явление изоляции:
Функции, развивающиеся ускоренно, не « подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе они « зацикливаются», что приводит к стереотипиям речи, игровым действиям.
Дисгармоническое развитие = по своей структуре напоминает искажённое развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем и парциальной акселерацией других. Наблюдается сходное нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличием является врождённая или рано приобретённая стойкая диспропоциональность психики относительно эмоционально- волевой сферы.
Эта диспропоциональность, обусловливая формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых , по Г.Е Сухаревой, характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, в следствии чего, более или менее нарушено поведение и затруднена адаптация, приспособляемость к окружающей среде. (психопатии) .
Практическая значимость.
Со времени описания Л.Каннером ( 1943) раннего детского аутизма , интерес к этой теме значительно возрос. Литературные данные свидетельствуют, что синдром раннего аутизма проявляется с рождения или с первых лет жизни. Выражается он в основном в отсутствии или исчезновении у детей контактов со средой, отсутствии заметного интереса к окружающему, эмоциональным реакциям, реакций на внешние раздражители. Дети выглядят отрешёнными, погружёнными во внутренний мир переживаний. Они бесцельно скользят « невидящим» взором по окружающим лицам и предметам. Производят бесцельные стереотипичные движения, раскачивания. В грудном возрасте этот синдром , по Каннеру, состоит в том, что дети не делают встречного движения. Формируется « невыносливость» к перемене обстановки, затруднительность в овладении гигиеническими навыками, своеобразие словарного запаса, речи. Речь детей насыщена элементами эхолалии, персервациями, они почти никогда не обращаются с прямыми вопросами, не дают прямых ответов, говорят о себе в третьем лице. Об их желаниях и потребностях окружающие узнают по мимике и жестам, по отдельно сказанным восклицаниям.
С.С.Мнухин, А.Е.Зеленецкая, Д.Н.Исаев « о синдроме « раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей.( невропатология и психиатрия им. С.С.Корсакова № 10 1967).
Практическая значимость проблемы Раннего детского аутизма при консультировании семьи.
Консультирование опирается на следующие принципы:
- Необходимость осознания, принятия нового состояния, в том числе и в критические периоды семейной системе.
- Вынужденность в помощи, дополнительной информации, социальный заказ.
- Комплексность.
- Постоянный характер , в том числе и периодические поддерживающие консультации.
- Взаимодействие различных подсистем: медицинских, психологических, педагогических.
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ АУТИСТОВ (ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ НУЖДЫ.)
- Пассивное отношение к жизни и болезни ребёнка.
Вариант работы:
необходимость активизации через осмысление успехов семьи и трансляцию успехов родителей из других семей. Обнаружение и исследование « потерь» ребёнка и родителей от пассивного отношения.
- Негативное отношение к жизни, депрессивные установки.
Вариант работы:
Необходимость в переформулировке отношения к жизни, позитивное переосмысление. Понимание Роли изменений в системе семьи.
- « Рентное» отношение к жизни и болезни ребёнка.
Вариант работы:
Выявление « фиктивных» целей, замена на реальные цели. Постановка вопроса: что даёт ему сегодняшнее поведение, надо ли его сохранить, усилить, что он потеряет если его перестанут жалеть, что принесут более продуктивные решения.
- Защитное поведение, в том числе игнорирование болезни.
Вариант работы:
Помощь семье в направлении развенчания иллюзий в отношении понятий
« нормальность» и «здоровья» ребёнка в противовес необходимости постоянной заботы о его развитии.
- Стыдящееся поведение.
Вариант работы:
Предполагает в работе с клиентами обнаружение « всеобщности» ограничений в жизни людей, « анализ» процесса стигматизации, возможна « коррекция средой»( посещение специализированных д. садов, школ, кружков развития и. т. Д.).
- Гиперопекающие родители.
Вариант работы:
Помощь в поиске причин гиперопеки, страх за жизнь ребёнка, страх оказаться « нелюбящей», « непринимающей». Выявление скрытых тенденций на подавление и уничтожение ( детоцид) ребёнка. Развенчание неискренности и построение более искренних моделей поведения.
- Синдром хронической усталости.
Вариант работы:
Предполагает помощь в развитии позитивного самоотношения и принятия ситуации как жизненного вызова.
Необходима поддержка чувства гордости за « домашний» или « инвалидный» труд.
Развитие взаимоотношений супружеской пары в целях усиления внутренних ресурсов.
- Осмысление болезни, как наказания, чувство вины.
Вариант работы:
Необходима разработка представлений родителей об их вине в направлении поиска иррациональных предубеждений. Возможен психогенетический анализ и целе- ориентированная трансформация проблемных ситуаций , их ценностное переосмысление.
- Ипохондрические реакции- нарциссического, истерического или смешанного типа.
Вариант работы:
Требуется помощь в коррекции образа « Я», и образа ребёнка у родителей.
Продуктивны комплексные, в том числе телесно- ориентированные методы помощи. Выявление несовместимых « симптомов» и « поведений».
- Проблемы частичного принятия ребёнка.
Вариант работы:
Анализ невозможности полного принятия ребёнка. Выявление полезности роли « непринятия» в позитивном развитии ребёнка. Поддержка родителей при коррекции вторичных дефектов, использование в консультировании информации о центрах, программах. Обучение методам помогающим преодолеть проблемы связанные с изоляцией.
- Замкнутость системы родителей детей аутистов.
Вариант работы:
Осознание, проговаривание переживаний, ожиданий. Помощь родителям в раскрытии их чувств. Работа с чувством « воспитательной несостоятельности», отсутствием эмоционального отклика со стороны ребёнка.
- Детоцентризм.
Вариант работы:
Преодоление с помощью нахождения , определения собственных возможностей семьи, позитивного ресурса каждой личности в системе семьи, раскрытие своих возможностей.
- Автономные проблемы пары.
Вариант работы:
Анализ развивающихся отношений, возможностей, выявление неосознаваемых мотивов .
Рекомендации по процессу консультирования.
Рекомендации по процессу консультирования семьи воспитывающей аутичного ребёнка, опираются на принципы экзистенциально- гуманистической психотерапии:
Принятие, эмпатия, конгруентность, необычность, пластичность поведения и отстаивание своих ценностей, принятие ответственности за происходящее. Важно применять практику « приземления» принципов в практике непосредственного общения:
Системность отклонений в развитии личности и её отношений в ситуации особых нужд, требует от консультанта способности « технологизировать» и « операционализировать» свою любовь и принятие клиентов, как людей . помогая научится им такому же принятию и любви не только на уровне простого отношения, но и на уровне непосредственного поведения в обыденной жизнедеятельности.
Консультативно- психологическое сопровождение осуществляется в процессе общения с семьёй, ребёнком.
Использование психолого- диагностического метода « семейная социограмма» ( В.Юстицкис. Э.Г.Эйдемиллер).
Системно- аналитический подход.( А.С.Кулаков.Э.Г.Эйдемиллер) Рассматривание семьи как живой развивающейся системы. Учёт особенностей «несформированности внутренних и внешних границ» аутичного ребёнка. Формирование родительских границ.
Учёт законов;
- принадлежности( чтобы принадлежать системе приходится выполнять ряд правил, которые гарантируют нашу принадлежность.
- Закон баланса энергии;
- Наличие баланса « брать- давать»( если мы что- то получили, то теряем какую то долю независимости. Закон работает тогда, когда есть свобода выбора: иметь отношения или не иметь.
- Законы порядка в системе:
Член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почётное место в его душе и сердце, если там они сохраняют всё своё достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своём «Я» и своём узком индивидуальном счастье , чувствует себя не полным.
Проведение диагностических мероприятий, с целью определения уровня развития ребёнка, особенностей его поведения, взаимодействия, для выявления зоны ближайшего развития и разработки коррекционных мероприятий, обучающих, релаксационных.
Информационная поддержка , сопровождение в « группу общения», родительские ассоциации, вспомогательные учреждения.
Образование в Вальдорфской школе, Кэмпхильской школе, родительские ассоциации « Отцы и дети».
Тактики психотерапевтического подхода.
1 фаза.
Эмпатия, эмоциональная поддержка, ослабление чувства вины. Снятие напряжения.
2 фаза.
Выслушивание родителей, выявление степени добровольности консультации. Обсуждение с выходом на катарсис. Техники ослабления чувства вины и стыда. Выстраивания адекватных защитных механизмов.
Использование авторитета, опыта работы в целях снятия синдрома хождения по кругу диагностов, врачей ( изменение диагноза, мистического выздоровления)
3 фаза.
Ослабление чувства вины, стыда. Развитие рабочего сотрудничества. Акцент на положительное. Информирование о возможностях ребёнка, о медицинских, психологических, педагогических аспектах, возможностей помощи и включение семьи в систему общественной поддержки.
4 фаза.
Выработка совместного решения на базе полного информирования семьи.
Методика « визуализации будущего», структурные сценарии жизни.
Содержание комплексной реабилитации.
- Медицинская реабилитация, комплексное участие помогающих специалистов.
- Психологическая реабилитация.
- основные принципы:
* Профессиональная компетентность.( профессиональная подготовка, опыт ).
*Недирективный подход.( за семьёй остаётся право прервать курс.)
*инициатива семьи и деление ответственности.(семья на добровольных началах разделяет ответственность за результаты, и становится заинтересованным участником.)
*психологическая реабилитация.( индивидуальное составление коррекционной программы, с учётом возможностей и диагностических данных).
Применение направлений и методических приёмов.
Выделяют рациональную психотерапию, психосинтез, гештальттерапию,нейролингвистическое программирвание, позитивную поведенческую психотерапию, аналитическую, системную психотерапию.
Специфические задачи при семейном консультировании.
*Разрешение семейных проблем, разъяснение важности психологически- конструктивного, последовательно- упорядоченного воспитательного процесса.
*Разрешение семейных конфликтов.
Снижение негативных эмоций при длительном ожидании позитивной динамики.
* Положительная оценка сплочения семьи, усилий, трудов.
* Разъяснение роли отца и матери в психическом развитии ребёнка.
* Формирование единой позиции родителей относительно воспитания ребёнка.
* Периодические консультации помогающих специалистов.
Система родительских консультаций может являться важнейшим методическим приемом, повышающим эффективность в реабилитации ребёнка, при том, что он зависит от семейной системы.
Планирование консультативной работы может быть условным в силу неопределённости возникновения актуальной потребности в её проведении. В то же время результаты первичного консультирования могут указывать на необходимость проведения цикла консультаций.
Технологии консультации.
Выбор « технологии» консультации ( интервью, интерпретации, директивы, обратной связи) в большей мере обусловливается личностными особенностями консультируемого, чем « темой» консультации, хотя последнее тоже надо учитывать.
Так « директива» возможна тогда, когда консультант пользуется неформальным авторитетом у родителей, при его внушаемости, и когда у родителей нет внутренней позиции в отношении обсуждаемой проблемы.. техника « интервью» продуктивна при работе с интравертами, с клиентами рационального склада.
Успешность консультации зависит от того, может ли консультант в процессе работы, в зависимости от его отношений, менять технологические приёмы.
Структура консультации.
-Первичный запрос.
-Построение гипотез.( диагностика, высокая тревожность, чувство вины, неприятие проблемы, агрессия, поиск виноватых, недостаток информации, изолированность, размытые перспективы, семейные проблемы, фаза семейных отношений, прогнозы на будущее).
Сбор анамнеза, медицинских, семейных особенностей.
ПЕРВЫЙ ЭТАП:
Установление контакта с консультируемым, присоединение, эмпатия, согласование позиций, доверительные отношения. Ожидание от консультации.
ВТОРОЙ ЭТАП:
Выделение проблемы, обратная связь, содействие клиенту в описании ситуации( при эмоциональных проблемах). Внимание уделяем высказываниям, описаниям, эмоциональному тону, психологическим защитам, поведению, мимике, оговоркам.
ТРЕТИЙ ЭТАП:
Окончательное оформление, формализация цели консультанта, определение конечных результатов, которые должны быть приняты клиентом. Фильтрация « псевдопроблемы».
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП:
Решение проблемы. Участие клиента в поиске вариантов решений. Консультант помогает, расширяя смысловую интерпретацию. Консультируемый на этом этапе способен сам ответить на многие вопросы. Повышение самооценки клиента.
ПЯТЫЙ ЭТАП:
Возможное подведение итогов. Формулировка выводов, приобретённого опыта, закрепление опыта. Выход из контакта, принятие клиентом ответственности за себя и свои возможности. Визуализация положительной перспективы.
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЁНКА АУТИСТА.
- Бихевиористский подход ( поведенческий) (O. I.Lovaas.1977)
* специалист составляет индивидуальную систему обучения для каждого ребёнка таким образом, что любое положительное проявление его поведения поощряется, вознаграждается , а любое негативное- либо игнорируется, либо порицается.
-Удерживающая ( холдинг) терапия ( усиленные касания).(M Welch 1983).
« Форсированная поддержка» тесная, насильственная связь ребёнка с матерью. Назначение – « пробиться» через неприятие ребёнком матери и развить в нём ощущение и привычку чувствовать себя комфортно.
- Групповая терапия. (E Newson1992)
Формирование у ребёнка ритма жизни, обучение в школе рядом с обычными детьми, методом слияния с групповыми процессами.
- Метод выбора ( любить- это быть счастливым с тем, кто у тебя есть). (A S Kaufman1950)
Первый выбор – измерение точки зрения родителей, учителей на ребёнка. Второй – влияние нового отношения на поведение окружающих таким образом, что сам ребёнок тоже начинает меняться.
-Эвритмия ( подкрепление музыкой, коммуникативная терапия)
Развитие паттернов нормального общения происходит через процесс осуществления ребёнком и его ближайшим взрослым окружением возрастающих по сложности взаимодействий. Диалог с помощью музыки и ритма.
Заключение.
Помощь ребёнку аутисту может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребёнка таким , какой он есть и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.
Для семьи это значит:
- обеспечить ребёнку постоянную эмоционально- психологическую поддержку.
-помогать лучше воспринимать и понимать окружающий мир, находить в нем порядок и постоянство, и благодаря этому находить радость в жизни.
-помогать усвоить основные правила поведения в жизни в обществе, вступать во взаимодействие с социумом.
-учить использовать приобретённые навыки и знания.
- готовить к самостоятельной жизни, в той мере, в которой это возможно
Жить с ребёнком, а не рядом, сотрудничать, а не манипулировать.
За деревьями борьбы с нежелательными элементами поведения не терять из виду лес потенциальных и резервных возможностей.
В.Е.Каган « Шаг за шагом» Преодоление- неконтактный ребёнок в семье.СПб 1996.
Предварительный просмотр:
Снижение агрессивности и страхов у детей.
Васильева Татьяна Викторовна – педагог-психолог ГБОУ СОШ №484 Московского района
Агрессия (от лат. aggredere - нападать) - поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. Агрессия может возникнуть как реакция человека на фрустрацию, стресс, психологический или физический дискомфорт.
Причины детской агрессивности
Агрессивность, о которой пойдет речь в данной статье, никак не назовешь здоровой. Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.
- «Семейные» причины
- «Личные» причины
- Ситуативные причины
- Тип темперамента и особенности характера
- Социально-биологические причины
Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.
Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:
- Гиперопека
- Недостаток внимания родителей
- Недостаток физической активности
- Агрессия матери по отношению к ребенку
- Нестабильная атмосфера в семье
- Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
Игры на снижение у детей агрессивности и страхов (3-9 лет)
«Прогони Бабу Ягу» Цель • содействовать символическому уничтожению страхов детей; помочь детям проявить их агрессию в конструктивных целях. Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.
«Конкурс художников» Цель • разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т.п.
При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех?
«Почему подрались мальчики» Цель • развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения. Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики (рис. 6 — см. Приложение). Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.
На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы.
«Я могу защитить...» Цель • формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить...». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить..., потому что...».
«Чужие рисунки» Цель • предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи. Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им можно было бы помочь.
«Одень страшилку» Цель • дать детям возможность поработать с предметом своего страха. Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь страшного персонажа: Бабы-Яги, привидения и т.п. (образец такого рисунка — см. рис. 7 в Приложении). Каждый ребенок получает экземпляр рисунка. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленькие кусочки и размазывает их внутри контура страшилки. Когда дети «оденут» свои страшилки, они рассказывают о них группе. Ведущий стимулирует рассказы своими вопросами. Например: что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто боится его? И т.п.
Уважаемые родители и педагоги!
С проблемами агрессивности и страхов у детей Вы всегда можете обратиться к педагогу-психологу Васильевой Т.В.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №484 Московского района
Игры на снижение у детей агрессивности и страхов
(3-9 лет)
Санкт-Петербург
2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
Психологическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ поможет лучше понять родителям своих детей, выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия....
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ»
Консультация к памятке: "Семье, воспитывающей особенного ребенка"...
"Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим ребенка с аутизмом"
Находясь в постоянных поисках помощи ребенку, нередко мы забываем оказывать помощь самим родителям. Семья – это ячейка, основанная на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьям...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.
Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей ст...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ. ПЕДАГОГИКА И МЕДИЦИНА»
Ранний детский аутизм для большинства родителей становится болезненным диагнозом, при котором нарушается нормальное функционирование семьи в целом, и каждого ее члена в отдельности. Стресс, который пе...