Развитие детей с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Характеристика видов ЗПР
Коркино, 2018
Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.
Характерные особенности детей с ЗПР:
- Снижение работоспособности
- Повышенная истощаемость
- Неустойчивое внимание
- Недостаточность произвольной памяти
- Отставание в развитии мышления
- Дефекты звукопроизношения
- Бедный словарный запас слов
- Ограниченный запас общих сведений и представлений
- Трудности в счёте и решении задач по математике
- Своеобразное поведение
- Низкий навык самоконтроля
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Таблица 1 «Причины ЗПР»
Вид | Причины |
Конституционального происхождения | Наследование, многоплодие |
Соматогенного происхождения | Первичная причина: длительные тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте, вторичные причины: сенсорная депривация, гиперопека родителей |
Психогенного происхождения | Неблагоприятные условия воспитания: безнадзорность, гиперопека, жестокое обращение, эмоциональное отвержение |
Церебрально-органического генеза | Различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни |
Таблица 2 «Виды ЗПР с точки зрения разных ученых»
Автор | Виды ЗПР | Краткая характеристика |
Е.М. Мастюкова, на основе неврологического анализа у детей раннего возраста | доброкачественная неспецифическая ЗПР | замедленный темп созревания мозговых структур и их функций при отсутствии органических изменений в ЦНС |
специфическая или церебрально-органическая задержка развития | изменения структурной или функциональной деятельности мозга | |
М.С. Певзнер, на основе синдромологического принципа | психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте | замедленное формирование эмоционально-волевой регуляции, быстрая истощаемость, неравномерное действие памяти, внимания; инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения |
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности | дети вялые, апатичные, непродуктивные, могут проявляться головные боли, повышенная утомляемость; наблюдается дефицит представлений о реальных действиях взрослых | |
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями | раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость; возможна вялость, пассивность; соматовегетативные реакции (тошнота, обмороки, головные боли и др.) | |
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции | трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, словарный запас ограничен | |
К.С. Лебединская, на основе этиопатогенетического подхода | конституционального происхождения | инфантилизм, отставание в эмоциональной сфере |
соматогенного происхождения | эмоциональная незрелость, астения в следствие соматических проблем | |
психогенного происхождения | неблагоприятные условия воспитания: невротизация личности, эгоцентризм | |
церебрально-органического генеза | органическое поражение центральной нервной системы |
Тип ЗПР | Причины | Как проявляется? |
ЗПР конституционального происхождения | Наследственность. | Одновременная незрелость телосложения и психики. |
ЗПР соматогенного происхождения | Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. | Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии. |
ЗПР психогенного происхождения | Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). | Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность. |
Церебрально-органического происхождения | Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. | Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. |
Таблица 3 «Виды ЗПР»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития
В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/17/picture-58960-1681747711.png)
Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей с задержкой психического развития
В статье предлагается модель коррекционно-образовательноого процесса, способствующая развитию психомоторных функций дошкольников с ЗПР посредством музыкально-ритмической деятельности, осно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-356538-1386869827.jpg)
Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.
Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-487993-1411822110.jpg)
К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития
В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-487993-1411822110.jpg)
Перспективное планирование занятий по социальному развитию детей с задержкой психического развития
Перспективный план составлен на три года обучения, содержание которого составляют занятия, дидактические упражнения. Для каждого занятия определены коррекционные задачи на развитие психических функций...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/09/picture-416956-1394392892.jpg)
Художественная литература как средство речевого развития детей с задержкой психического развития»
Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее соедство воспитания чувств ребенка, развитие мышления, воображения, памяти....