Адаптированная образовательная ПРОГРАММА обучения и воспитания для ребенка с НОДА и ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Гусева Надежда Витальевна

Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_s_zpr_i_noda.docx61.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Владимирский детский сад «Ручеек»

ПРИНЯТО

на  заседании

Педагогического  совета  Муниципального

казенного дошкольного образовательного

 учреждения Владимирского детского сада

 «Ручеек»

протокол № ___от  «___»________20___года  

УТВЕРЖДЕНО

приказом Муниципального казенного

дошкольного образовательного учреждения Владимирского детского сада «Ручеек»

приказ  №_____ от  «___»_________20__года  

  Адаптированная образовательная

ПРОГРАММА
обучения и воспитания для ребенка

с НОДА и ЗПР  

 

 

Подготовила:  

старший воспитатель

Гусева Н.В.

Родители ознакомлены __________/ ________________________/

С.Владимирское.2018г.

Содержание:

1. Целевой раздел……………………………………………...……………………..3

1.1 Пояснительная записка………………..…………………………………………3

1.2. Цели и задачи Программы………………………………………………………4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………….....…4

1.4. Возрастные особенности психофизического развития ребенка……..…..…...6

1.5. Планируемые результаты…………………………………...…………..…..…..7

1.6. Система оценки результатов освоения программы………………………..7

1.7. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений…………………………………………………………………………8

2. Содержательный раздел……………………………...……………..…….……9

2.1 Методическое обеспечение……………..……………...…….……..…..……9

2.2 Направления образовательной деятельности…………………………….…9

2.3 Взаимодействие учителя-логопеда, дефектолога, воспитателей с родителями………………………...……………………………………………..14

2.4. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений……………………………………………………..…………………15

3. Организационный раздел

(см. Основную общеобразовательную программу МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек»)…………………………………………………………….16

 

Заключение ПМПК:______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Настоящая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» /Под общей ред. С.Г. Шевченко.  

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564) - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

     Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития ребенка, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей со сложной структурой дефекта от 3 до 4 лет.

     Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

1.2. Цели и задачи Программы.

Цель: осуществление коррекционно – развивающей работы с ребенком в условиях обучения и воспитания в общеразвивающей группе для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи:

- создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

- обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

- коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

- стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

- профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Реализация цели и задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Коррекционная работа осуществляется в процессе взаимодействия с дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями и другими специалистами ДОУ.

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и ребенка.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики).

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся;

- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;

- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка;

- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;

- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью).

Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение учебного года, составляется по результатам диагностики в течение двух недель.

Формы занятий: индивидуальнаягрупповая, подгрупповая.

Форма работы: 

Формы работы

Воспитатели

Дефектолог

Логопед

Психолог

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

3 занятия в неделю

2 раза в месяц (в сопровождении взрослого (мамы)

2 раза в месяц

(в сопровождении взрослого (мамы)

1 раз в месяц

(в сопровождении взрослого (мамы)

Подгрупповые занятия

Ежедневно соответственно расписанию занятий в группе

Групповые занятия

Ежедневно соответственно расписанию занятий в группе

Алгоритм сопровождения:

-Диагностика (комплексная диагностика учителя-дефектолога, логопеда и воспитателей с целью составления дальнейшего образовательного маршрута);

-Индивидуальное консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах);

-Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей.

-Итоговая диагностика ребенка.

При проектировании и реализации индивидуальной программы специалисты ДОУ опираются на ряд принципов:

• принцип ориентации на возможности воспитанника, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности ребенка с ЗПР и НОДА;

• принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;

• принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала;

• принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, при необходимости введение корректировки.

1.4. Возрастные особенности психофизического развития ребенка (по результатам диагностики).

    Девочка посещает детский сад с 01.10.2018 г.  Адаптация прошла легко, т.к.   ребенок общительный, легко контактирует со взрослыми и сверстниками.

В новой обстановке освоилась быстро. В детский сад приходит с желанием. Заходит в группу всегда с хорошим настроением: здоровается, прощается, спрашивает разрешение что-то взять (книгу, игрушку). Сон спокойный, глубокий.

     Навыки самообслуживания у девочки недостаточно сформированы: не может одеваться и раздеваться без посторонней помощи. Умывается и вытирается полотенцем под присмотром взрослого. Умеет пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой, самостоятельно принимает пищу. Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, горшком). Есть стремление к самостоятельному самообслуживанию, часто говорит: «Я сама».

   С первого дня воспитанница проявляет интерес к образовательной деятельности и общению со сверстниками.

  Физическое развитие. 

  Умеет ходить и бегать не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Умеет ползать, подлезать под дугу, перелезать  через тоннель. Есть легкая неловкость в движениях. Есть ограничение произвольных движений левой рукой, ребенок затрудняется поднять руку вверх, вытянуть вперед. При ходьбе и беге наблюдается легкое прихрамывание. Затрудняется  прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед.

Социально-коммуникативное развитие.

   Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм.

   Общается в  диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в  уголке природы.   Проявляет элементарные правила вежливости.

Познавательное развитие. 

  Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи. Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы-заместители. Узнает и называет игрушки, некоторых домашних животных, некоторые овощи и фрукты. Узнает шар и куб, называет размер (маленький-большой). Группирует однородные предметы, выделяет один и много. Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру. Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций. 

Речевое развитие. 

    Сопровождает речью игровые и бытовые действия. По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы. Отвечает на  простейшие вопросы. Может рассказать об изображении на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

Художественно-эстетическое развитие.

      Различает основные формы конструктора. Со взрослым сооружает постройки. Знает назначение карандашей, красок и кисти, клея, пластилина. Узнает знакомые мелодии, проявляет активность при выполнении танцевальных движений, частично умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушка, бубен.

   По результатам наблюдений за девочкой, можно сделать вывод, что она может заниматься по основной общеобразовательной программе МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек» вместе со своими сверстниками, не исключая индивидуальные и другие формы занятий.

1.5. Планируемые результаты освоения программы.

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (понимает слова «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация), осваивает некоторые элементарные приемы.

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

• Частично развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.

1.6. Система оценки результатов освоения программы

   Педагог (воспитатель или специалист) в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития  ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с ребенком.

       Педагогическая диагностика предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики (воспитателем) — карты наблюдений детского развития (по Диагностике педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации Верещагина Н.В. -СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»»,2014), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития   ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

  • игровой деятельности;

•познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

 • художественной деятельности;

 • физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику ребенка и скорректировать свои действия.

1.7. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под редакцией О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс», 2016 г) 

(см. Основную общеобразовательную программу МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек» стр.11)

        

2. Содержательный раздел

2.1 Методическое обеспечение.

Для достижения успешности в коррекционной работе специалистами используются следующие программы, технологии и методические пособия:

Перечень программ, технологий и пособий

  1. Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка со значительной задержкой психического и моторного развития, Е.А Стребелева.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  3. Основная общеобразовательная программа МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек»+ все методическое обеспечение;
  4. «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития» Т.А.Датешидзе.
  5. «Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» И.Ю. Левченко, О.Г.Приходько.

2.2 Направления образовательной деятельности.

1.Социально-коммуникативное развитие.

Формирование игровой деятельности:

Ответственные: все педагоги.

-Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого):

-брать и удерживать игрушки в руке, перекладывать из одной руки в другую;

-бросать и собирать шарики (каштаны) в таз;

-с помощью рук засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются горох, фасоль);

-снимать кольца с пирамиды;

-развивать соотносящие действия: нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец);

-закрывать кастрюли, коробки крышками;

-развивать орудийные действия: пересыпать горох ложкой из одного сосуда в другой;

-развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону, включать лампочку; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ»; зайка – «прыг-скок»; паровозик – «ту-ту»; ляля «ам-ам»; причешем волосы и т.д.

-учить подбирать вкладыши.

-играть в развивающие игры Воскобовича – «Феолетовый лес»  

Социальное развитие:

Ответственные: все педагоги.

  • закреплять представления о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность («Я - девочка, Я - Лена»); учить смотреть на себя в зеркало, показывать на себя рукой и говорить: Я – (имя…….)!.
  • продолжать совершенствовать представления ребенка о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. (Провести игру: «Где носик, где ротик», уточнить функции носа - через нос мы дышим, там есть ноздри, воздух туда попадает «Да, это носик, мы им дышим; в нем есть дырочки- ноздри, через них проходит воздух, мы вдыхаем воздух и через ноздри дышим»;
  • изучить рот: там есть губы, зубы, язык (темп медленный, атмосфера веселая): «Это ротик, через него выходит воздух, при этом особо подчеркиваем - воздух выходит»; (провести игру подуем на шарик);
  • формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу читать книгу»; «Я хочу играть» и т.д.
  • обращать внимание ребенка на просьбы других людей: «Я хочу играть с куклой», «Никита хочет играть с тобой в мяч. Он приглашает тебя играть», «Никита хочет пить, дай ему чашку с водой», «Тетя устала, она хочет спать» и т.д.
  • с помощью взрослого продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.
  • воспитывать эмоциональное отношение к «чувствам» игрушек – мишке холодно, жарко, горячо, кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше она не хочет купаться и т.д.;
  • формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться к воспитателю: «На», «Дай» и др.)
  • познакомить ребенка с тем, что у взрослых есть имя и отчество: ………..

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Ответственные: все педагоги.

  • прием пищи: обучение пользованию ложкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи;
  • гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т. д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;
  • одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.

2.Познавательное развитие.

Сенсорное воспитание:

- Величина: учить выделять три предмета по величине: большой, средний, маленький; учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом трех величин.

Форма: учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач - опускать различные формы в прорези; выделять шарики и кубики среди других; предметы, разные по форме, материалу, величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).

- Цвет: продолжать учить находить и показывать 4 основных цвета в данной последовательности: желтый, красный, зеленый, синий; учить соотносить цвет с предметом (желтый – цыпленок; зеленый – огурец; красный – яблоко; синий – кубик) и т.д.

- Целостное восприятие: продолжать учить складывать разрезную картинку из двух, затем трех частей; собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, бочки, кубики-вкладыши, матрешку и др.).

- Тактильно-двигательное восприятие: продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холодный – теплый); доставать предметы по слову из мешочка: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из 2-х); продолжать учить выбирать игрушки по слову (выбор из двух, затем из трех): «достань кубик», «достань рыбку», «достань уточку» и т.д.

- Слуховое восприятие:

  • учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;
  • различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;
  • различать животных и птиц по звукоподражанию - «Кто кричит?», учить подобрать соответствующий игрушку (картинку).

Формирование наглядно-действенного мышления:

  • знакомить ребенка с проблемными ситуациями, показать, что есть ситуации, когда рукой нельзя достать предмет или игрушку и надо искать орудия или вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т.д.);
  • учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу? Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.

Ознакомление с окружающим:

  • уточнять представления о явлениях природы: зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках; выделять сюжетную картинку «Зимой» среди двух картинок и т.д.;
  • продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер);
  • закрепить представления о домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь, (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога), познакомить с их детенышами (у кошки- котята, у собаки - щенок);
  • закрепить представления о диких животных и их детенышах: заяц, медведь, волк, лиса, еж;
  • продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: мебель, транспорт. Вначале на предметах, а позже на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот наша мебель», «Вот транспорт» и т.д.;
  • знакомить с овощами и фруктами: морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста; яблоко, груша, апельсин, лимон, банан;
  • учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съела?».
  • знакомить с видами транспорта: грузовая машина, троллейбус, автобус, лодка, самолет, вертолет;
  • знакомить с предметами мебели – стол, стул, шкаф.
  • учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты, грибы, шишки; знакомить с птицами - воробей, ворона, голубь, утка, курица с цыплятами, гусь.
  • знакомить с профессиями: музыкального педагога, доктора и др.
  • учить показывать картинки с изображением движений и действий людей: «Покажи, где дядя читает книгу? Покажи, где мальчик катается на лыжах? Покажи, где мальчик катается на санках? Покажи, где девочка танцует? Где тетя шьет?” и т.д.
  • на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить снежки; катать куклу на саночках; лепить снеговика; лепить снежные куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит; снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует - холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.

Формирование элементарных математических представлений:

- продолжать учить различать количества: один - много;

- учить выделять 1 предмет из группы по подражанию, образцу;

учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическимсодержанием;
- учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;

осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию);
- развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т.п.;

знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), учить находить фигуры из ряда картинок.

- продолжать обращать внимание ребенка на величину предметов (большая машина – маленькая машина) и т.д.

3.Речевое развитие.

Ответственные: учитель-логопед, дефектолог, воспитатели.

Формирование и развитие артикуляционной моторики:

  • проводить пассивную артикуляционную гимнастику («Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» И.Ю. Левченко, стр.64).
  • учить выполнять активные упражнения: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.;
  • формировать речевой выдох: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и.т.д.
  • делать артикуляционный массаж лица и язычной мускулатуры (пальцами, щетками) по Новиковой;

Развитие понимания обращенной речи:

  • учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол.)
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).

Формирование активной речи:

  • уточнить произнесение гласных – А, О, И, У; продолжать формировать звукопроизносительную сторону речи;
  • уточнить предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов;
  • учить произносить слоги, простые слова; учить выражать свои потребности простой фразой (2 слова) в конкретной ситуации: «Мама, на!» и др.;
  • расширять пассивный словарь;
  • учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия; разучивать с ребенком игры с пальчиками с речевым сопровождением:
  • учить отвечать на простые вопросы логопеда по демонстрации предметов и картинок: что это? – Дом и т.д.

4.Художественно-эстетическое развитие.

Продуктивные виды деятельности.

Ответственные: воспитатели.

  • Формировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
  • Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке) реальные предметы окружающей действительности.
  • Учить ребенка использовать материалы и принадлежности по назначению, правильно держать карандаш, кисточку, соблюдая технику безопасности.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Формировать технические навыки.
  • Способствовать развитию воображения.

Лепка:

  • формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);
  • учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин, применять стеку;
  • учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).

Рисование:

  • вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует и учит рисовать различными изобразительными средствами (краски, карандаши) прямые, круговые линии, действуя рукой ребенка, давая образец на другом листе.
  • учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.; учить раскрашивать картинки, не выходя за край рисунка.

Конструирование и ручной труд:

  • Развивать согласованность действий обеих рук, формировать захват предметов (ладонный захват, ладонно-пальцевой захват, щепоть, пальцевой);
  • учить строить простые конструкции по показу, образцу и речевой инструкции с помощью взрослого.

Аппликация:

  • познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать простые предметы по показу - «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;
  • учить ребенка располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы - мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д.

Музыкальное воспитание.

Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель.

  • Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, желание участвовать в музыкальных играх, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • Развивать слуховое внимание, чувство ритма;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Узнавать и запоминать знакомые мелодии, подпевать;
  • Учить начинать двигаться с началом музыки и заканчивать с окончанием музыки, ходить и бегать под музыку, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением музыки или содержания песни.

5. Физическое развитие:

Развитие общих движений:

-учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.

-продолжать учить переползать под скамьей, под ворота, через обруч.

-продолжать учить ударять ногой по мячу (играть в футбол).

-продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте;

-учить спрыгивать с небольшой высоты; делать приседания вместе с мячом (вначале с -поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны;

-продолжать учить выполнять движения под речевые высказывания: ходить в присядку, руки на коленях («Мы маленькие цыплятки, мы говорим-цып-цып. Мы маленькие утятки, мы говорим – кря-кря»).

Развитие движений рук, мелкой моторики:

  • учить ловить мячи разного размера и разные по весу; бросать в цель (игры - “Лети стрела”, “Кольцеброс” и т.д.); бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед (можно бросать в обруч или другую цель).
  • доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на мысочки.

2.3 Взаимодействие логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей с родителями.

В начале учебного года по результатам проведенной диагностики учитель-логопед, дефектолог, психолог проводит индивидуальные консультации, на которых в очень деликатной форме родителям разъясняет речевое и интеллектуальное заключение ребенка; дает подробные рекомендации о том, к кому из специалистов необходимо обратиться дополнительно. В индивидуальных беседах с родителями учитель-логопед, дефектолог, психолог стремится не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения. Доступным языком родителям рассказывается об особенностях нарушения именно их ребенка, как нужно с ним заниматься и на что следует в первую очередь обращать внимание.

Непрерывное взаимодействие учителя-логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Коллективные формы работы  логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей с семьей

Важная задача - включить родителей в ту или иную предложенную им работу. Логопед и воспитатели разъясняют родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагогов на консультациях, во время родительских собраний.

Наиболее актуальными темами для консультаций, которые интересуют родителей, являются следующие:

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Выполнение домашнего задания»;

- «Развитие внимания и мышления»;

- «Речевые игры дома».

Наглядные формы работы

Дидактические игры, картинки по темам.

Индивидуальные формы работы логопеда, дефектолога, психолога с семьей

Проводимая индивидуальная работа с родителями позволяет логопеду, дефектологу, психологу установить более тесный контакт с родителями.

1. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях выясняются на проводимых логопедом в течение всего учебного года беседах. Родители узнают о пробелах в развитии ребенка; получают советы, необходимые практические рекомендации.

2. Важной формой взаимодействия логопеда, дефектолога, психолога с родителями является тетрадь домашних заданий. Она заполняется 2 раз в месяц. В тетради даются задания по звукопроизношению, формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти.

3. Так же регулярно проводятся индивидуальные открытые занятия для родителей.

2.4. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под редакцией О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс», 2016 г) 

(см. Основную общеобразовательную программу МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек»)

3. Организационный раздел

(см. Основную общеобразовательную программу МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек»)

4. Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. -32 с.
  2. Индивидуальная программа для обучения и развития ребенка младшего дошкольного возраста с ЗПРР, Е.А Стребелева.
  3. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - пособие С.Г.Шевченко.
  4. «Программа воспитания и обучения детей с детским церебральным параличом дошкольного возраста» под ред. Н.В.Симоновой.
  5. «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития» Т.А.Датешидзе.
  6. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 172 с.
  7. Скоролупова О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Скрипторий 2003», 2008. – 88 с.
  8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 352 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...

адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с НОДА

Адаптированная основная образовательная программа принята на Педагогическом совете протокол № 1от 31.08.2018 и утверждена приказом МБДОУ «Детский сад  № 31«Светлана» от 31.08.20...

Адаптированная образовательная программа по физическому воспитанию детей ОВЗ на 2019-2020 учебный год, 6-8 лет.

Адаптированная образовательная программа по физическому воспитанию детей  ОВЗ на 2019-2020 учебный год, 6-8 лет....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с НОДА

Адаптированная обоазовательная программа дошкольного образования для обучающихся с НОДА...

Адаптированная образовательная программа (АОП) для ребенка с ОВЗ (ТНР), воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (третий год обучения)

Адаптированная образовательная программа (АОП)для ребенка с ОВЗ (ТНР),воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (третий год обуч...

Адаптированная образовательная программа для детей дош.возраста с НОДА и ЗПР

В материале представлена программа работы с детьми дошкольного возраста с НОДА и ЗПР в соответствии с ФГОС ДО...