Адаптированная образовательная программа (АОП) для ребенка с ОВЗ (ТНР), воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (третий год обучения)
материал

Герман Ольга Фёдоровна

Адаптированная образовательная программа (АОП)

для ребенка с ОВЗ (ТНР),

воспитанника старшей группы комбинированной направленности

МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (третий год обучения)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_tnr_1.docx86.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Горный детский сад»

УТВЕРЖДЕНО

приказом

заведующего МБДОУ «Горный ДС»

          от «____» ________________ 2021 г.                

                                                                          № ____________    

Адаптированная образовательная программа (АОП)

для ребенка с ОВЗ (ТНР),

воспитанника старшей группы комбинированной направленности

МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (третий год обучения)

Составители:

- старший воспитатель  Н.В. Суравешкина

- учитель-логопед   Н.А. Новолодская

- педагог-психолог    А.И. Высотская

- учитель-дефектолог А.И. Высотская

-  воспитатель Ю.М. Кузнецова

-  воспитатель О.Ф. Герман

Согласовано с родителем (законным представителем)

Подпись____________________________

Ф.И.О______________________________Дата «______»________________20______г.

                                                                                                        

                                                                                                                

  1. Общие данные

Ф.И.О. ребенка

Федор Б.

Дата рождения

27.05.2016г.

Дата поступления в учреждение

 17.09.2018г.

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения)

Отец  (ФИО, образование, место работы, доп.сведения)

Домашний адрес:

Воспитатели (ФИО):

Кузнецова Юлия Михайловн

Герман Ольга Федоровна

Специалисты:

Учитель-логопед:

         Педагог-психолог, учитель-дефектолог:

Новолодская Наталья Андреевна

Высотская Анна Ивановна

Группа здоровья

I

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Полный день (12 часов),  пятидневная неделя.

Заключение ПМПК от

Ребенок имеет особенности в психическом и физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации ПМПК

Форма получения образования: в образовательной организации

Образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного   образования обучающихся   с тяжелыми нарушениями речи.

Специальные условия для получения образования: не нуждается

Организация  психолого-медико-педагогической помощи:

Учитель-логопед: коррекция устной речи

Педагог-психолог:

  • развитие  сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных  социальных контактов с окружающим;
  • развитие основных свойств внимания;
  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

Учитель-дефектолог:

  • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;
  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие пространственных и временных представлений;
  • развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

Цель на 2021-2022 учебный год

Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП МБДОУ «Горный ДС» для детей с ТНР

Задачи:

1. Создание благоприятных условий развития ребенка с ОВЗ (ТНР) в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала  ребенка  как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.

2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка  с ТНР.

3. Формирование у ребенка способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности,  развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка;  преодоление и предупреждение  вторичных отклонений в развитии  познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

4. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям ребенка с ТНР.

  1. Создание специальных условий

Направление

Содержание

Ответственный

Специальные условия для получения образования

Соблюдение охранительно-педагогического режима:

-  обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья);

- создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.);

-  предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.);

-  отдых   не менее 10 минут между НОД;

- особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности ребенка с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид);

-  соблюдение норм СанПиНа 2.4.4.3048-13 (для ДОО); норм СанПиНа 2.4.2.2821 - 10 (температурный, световой режимы; соответствие мебели росту).

Воспитатели, все специалисты

Специальные методы и приемы обучения:

- учет индивидуального темпа работы и  объема предлагаемых заданий;

- чередование видов деятельности;

- использовать коротко и четко сформулированные задания;

- при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;

- дозированная помощь;

- пошаговость в предъявлении материала;

- использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности;

- опора на субъективный опыт ребенка;

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка: игровые ситуации, вызывающие яркие впечатления,  дидактические игры, использование игровых сказочных персонажей, экспериментирование (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.).

Методическое обеспечение

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР

Н.В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».

Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения индивидуальных планируемых результатов

Заключение по результатам комплексной диагностики воспитателя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога

Воспитатель  

Социально-коммуникативное развитие.

Не испытывает затруднение в общении со сверстниками и взрослыми. Одевается с небольшой помощью взрослого. Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. По просьбе взрослого наводит порядок после игры. Соблюдает элементарные правила поведения на улице.

В игровой деятельности правила игры соблюдает не всегда. Проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками. Не внимательно слушает взрослого. Может действовать по правилу и образцу. Федор может дать нравственную оценку своим и  чужим поступкам. В игровой деятельности ребенок умеет договариваться со сверстниками, проявляет инициативу в игре.  С удовольствием играет с детьми в подвижные игры.

Познавательное развитие.

Федор освоил порядковый и количественный счёт в пределах 10.  Мальчик умеет группировать предметы по цвету, форме, размеру, умеет уравнивать не равные группы предметов, добавляя один.  Различает и называет геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, овал. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости. Затрудняется в обобщающих понятиях: время года, части суток, дни недели. Любит рассматривать иллюстрации в книгах, произведения художественной литературы слушает, но иногда отвлекается.

Знает и называет животных, но не может их классифицировать: млекопитающие, птицы, земноводные и т.д. Научился группировать представителей мира животных по разным признакам: животные – дикие и домашние; птицы – дикие, домашние; хищные, нехищные. Знает о приспособлении некоторых животных к окружающей среде: зайцы летом серые, а зимой белые; медведи впадают в спячку.

Речевое развитие.

У ребенка имеются многочисленные нарушения в звукопроизношении, речь невнятная, говорит  тихо в общении со взрослыми. Федор  пересказывает с помощью взрослого рассказы, сказки, но высказывания неполные, не последовательны, с трудом запоминает стихотворения. Мальчик усваивает основные закономерности изменения слов, но у него встречаются ошибки в изменении слов по падежам. Словарный запас соответствует возрастной норме.

Художественно – эстетическое развитие.

Федор проявляет интерес к изобразительной деятельности. Создает изображения предметов из готовых фигур по образцу. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения.  Мальчик очень любит раскрашивать, делает это  очень аккуратно, не выходя за контур, штрихует в одном направлении, регулирует силу нажима на карандаш. Федор стал изображать предметы с натуры, по образцу,  но испытывает затруднения изображать предметы по памяти. Пытается создавать, сюжетные композиции, чаще всего по образцу воспитателя, не внося дополнений. Достаточно аккуратно может использовать материал. Умеет правильно держать карандаш, кисть. Редко доводит начатое дело до конца.

Федор умеет пользоваться ножницами, некоторыми приёмами вырезания. При выполнении аппликации старается вырезать аккуратно.

Мальчику нравится работать с природным и бросовым материалом.

На музыкальных занятиях Федор поёт. Выполняет танцевальные движения, но не может двигаться в соответствии с разным характером музыки, движения неуверенные, нет пластичности. Нравится играть на музыкальных инструментах, но не соблюдает ритм.

Физическое развитие.

У Федора достаточно сформированы начальные представления о здоровом образе жизни, принимает участие в физкультурном занятии и на зарядке.  Достаточно вынослив и подвижен.

Педагог-психолог

Темп работы и работоспособность: включается в работу медленно, темп работы умеренный, переключаемость не затруднена. Спад работоспособности отмечается в середине занятия, начинает торопиться.

Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка): знает свою фамилию, имя, возраст (показывает на пальцах), состав семьи, называет членов семьи по именам. Недостаточно сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.

Особенности латерализации: ведущая рука правая.

Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности: уровень развития мелкой моторики в пределах возрастной нормы, отмечается средний уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации.

Особенности памяти: уровень развития произвольной вербальной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, кривая запоминания носит неравномерный характер, объем слухоречевой памяти недостаточный.

Особенности восприятия: не достаточно сформировано представление о цвете, форме, величине предмета. Собирает разрезную картинку на основе зрительного соотнесения из 4-6 частей.

Особенности внимания: внимание целенаправленно, но не всегда устойчиво, общий уровень произвольного внимания ниже возрастной нормы.

Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации сформированы недостаточно. Аналитико-синтетическая деятельность сформирована недостаточно. Устанавливает причинно-следственные связи в наглядной ситуации и в вербальной – только с помощью взрослого. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ниже возрастной нормы.

Особенности воображения: преобладает репродуктивное воображение, бедность фантазии.

Особенности речевого развития: активный словарный запас малый, отмечаются нарушения звукопроизношения, затрудняется в понимании логико-грамматических конструкций, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения.

Особенности эмоционально-личностной сферы: отмечается повышенная возбудимость, оживленность, поспешность, импульсивность, неусидчивость. Преобладающее настроение жизнерадостное. Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях. 

Эмоциональная-волевая сфера и особенности личности: эмоциональные реакции адекватные, уравновешенные, преобладающее настроение на занятиях без особого оттенка. Отмечаются пассивность и инертность.

Отношение к сверстникам чаще всего неконфликтное, дружелюбное, в большинстве играет в группе сверстников, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми.

Заключение педагога-психолога: общий уровень психического развития ниже возрастной нормы.

Учитель-дефектолог

Основные представления о себе, о своей семье: мальчик отзывается на своё имя, поворачивает голову в сторону говорящего, может назвать имена близких взрослых.

Моторное развитие: (равновесие, координация, владение ножницами, карандашом и др.): Затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: при владении карандашом и ножницами. Равновесие: стоя на двух ногах, удерживает, на одной ножке требуется помощь взрослого.

Сформированность сенсорных эталонов: сенсорные эталоны на стадии формирования: представление о цвете на уровне сличения, величину предметов различает понятия («большой - маленький» показывает на картинках, но не всегда), не называет, понимает инструкцию не всегда.

Ориентированность во времени и пространстве: временные и пространственные представления на стадии формирования, ребёнок показывает все части тела на себе и на кукле. Не всегда находит среди картинок изображение, где дети играют зимой, летом и т.д.

Сформированность предметных представлений: запас знаний и представлений об окружающих предметах на стадии формирования. Ребёнок на иллюстративном материале показывает знакомые предметы, животных, называет.

Развитие речи: Связная речь сформирована недостаточно. При предъявлении картинок имитирует звукоподражание тех животных или птиц, которые ему знакомы. Обращённую речь понимает, но не всегда, точно выполняет задания, действия хаотичны.

Счётная деятельность: (пересчёт предметов, в прямом порядке, в обратном порядке, выделение заданного количества, знание цифр, соотнесение числа с количеством, умение выполнять сложение и вычитание – в пределах 5 -10 - с опорой на наглядный счетный материал или без нее): начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений на стадии формирования, ребенок плохо ориентируется в понятиях «больше - меньше», не всегда правильно показывая на картинках большие и маленькие предметы.

Особенности обучаемости: обучаемость на репродуктивном уровне, позволяющей ребёнку понимать новую информацию и применять её по алгоритму с направляющей и обучающей помощью взрослого.

Любознательность, активность, познавательная мотивация: мотивация к обучению сформирована частично, ребенок выслушивает инструкцию, но самостоятельно задание выполняет не всегда.

Заключение: Знания, умения, навыки сформированы недостаточно. Достаточный уровень обучаемости.

Учитель-логопед

Анатомическое строение органов артикуляции. Верхние передние зубы мелкие, неровные, кариозные. строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое нёбо без особенностей; мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей.

Состояние артикуляционной моторики. Артикуляция «смазанная», сжатая, нечёткая, страдает дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движения артикуляционных органов.

Состояние просодической стороны речи. Голос тихий, назализованный, состояние после удаления аденоидов. Темп и ритм речи нормальный. Речь маловыразительная.

Состояние слоговой структуры слова. Наблюдаются замены, пропуски, повторения звуков и слогов; ритмический рисунок слова воспроизводит с ошибками.

Звукопроизносительная сторона речи. Не автоматизированы свистящие звуки [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц], нарушено произношение шипящих согласных [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] и соноров [Л], [Ль], [Р], [Рь]. Наблюдается вариативность нарушений: искажения, замены, пропуски звуков.

Фонематические процессы развиты слабо. Ребенок не дифференцирует звуки речи, смешиваемые в произношении, а также правильно и искаженно произнесенные звуки, испытывает трудности в произношении слоговых рядов, не выделяет слова с заданным звуком, не выделяет первый гласный звук в слове.

Состояние лексического строя речи. Понимание обращенной речи ограничено (в пределах ситуации): ребенок понимает конкретные слова и выражения, отражающие знакомые ситуации или явления, может ориентироваться на жесты или тон голоса взрослого, может выполнять простые поручения по словесной инструкции.

      Ребёнок часто отвлекается, неусидчив, плохо удерживает внимание на одном задании.

      Словарный запас ограничен бытовой лексикой: ребенок владеет обиходным словарным запасом, наблюдается неточное употребление слов, трудности актуализации слов (особенно глаголов, прилагательных); неточное понимание и употребление обобщающих понятий.

      В речи пользуется простыми предложениями. Рассказ не составляет.

Состояние грамматического строя речи. У ребенка резко ограничен набор грамматических средств: неправильное употребление окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях; нарушение согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность процессов словообразования и словоизменения.

Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи 2 уровня.        

  1. Психолого-педагогическое сопровождение

Ответственный: Воспитатели

Область

Задача

Содержание

Целевые ориентиры

Социально-коммуникативное развитие

Формирование общепринятых норм поведения.

Приобщать детей к моральным ценностям человечества. Формировать нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций. Продолжать знакомить с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения.

Воспитывать честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их.

Учить быть требовательным к себе и окружающим.

Прививать такие качества, как коллективизм, человеколюбие, трудолюбие.

Формировать представления о правах и обязанностях ребенка.

Формирование гендерных и гражданских чувств.

Продолжать формирование Я-образа.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.

Воспитывать в девочках скромность, умение заботиться об окружающих.

Воспитывать любовь к родному городу, малой родине, родной стране, чувство патриотизма.

Развитие игровой и театрализованной деятельности.

Насыщать игрой всю жизнь детей в детском саду. Учить детей самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.

Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение, активность, инициативность, самостоятельность. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Подвижные игры

Учить детей овладевать основами двигательной и гигиенической культуры. Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве. Учить организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты, участвовать в них, соблюдать правила. Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения, организованности, чувства справедливости.

Настольно-печатные дидактические игры

Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре.

Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность.

Сюжетно-ролевые игры

Обогащать и расширять социальный опыт детей. Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками. Развивать коммуникативные навыки на основе об игровых интересов. Учить, самостоятельно, организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Учить расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий. Развивать эмоции, воспитывать гуманные чувства к окружающим.

Театрализованные игры

Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам.

Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами. Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

Совместная трудовая деятельность.

Расширять представления детей о труде взрослых и его общественном значении, прививать интерес к труду взрослых. Знакомить с профессиями взрослых в разных сферах деятельности, их трудовыми действиями, результатами деятельности.

Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом творчество, инициативу, ответственность. Учить доводить дело до конца, бережно относиться к объектам трудовой деятельности, материалам и инструментам.

Совершенствовать навыки самообслуживания.

Прививать желание участвовать в хозяйственно-бытовой деятельности, наводить порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурных по столовой, на занятиях, в уголке природы.

Развивать желание заниматься ручным трудом, ремонтировать вместе со взрослыми книги, игры, игрушки; изготавливать поделки из природного материала; делать игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, в природе. Учить детей соблюдать технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в скверах и парках, в общественных местах, за городом, в лесу, вблизи водоемов. Совершенствовать знание правил дорожного движения, продолжать знакомить с некоторыми дорожными знаками (Дети. Пешеходный переход. Подземный пешеходный переход. Остановка общественного транспорта. Велосипедная дорожка). Продолжать знакомить детей с работой специального транспорта. Познакомить с работой службы МЧС. Закрепить правила поведения с незнакомыми людьми. Закрепить знание каждым ребенком своего домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Расширять представления о способах взаимодействия с растениями и животными. Закреплять представления о том, что общаться с животными необходимо так, чтобы не причинять

Рекомендуемые подвижные игры: «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Горелки», «Пятнашки», «Лапта», «Ловишка в кругу», «Коршун», «Пчелки и ласточка», «Стадо», «Городки»; «Яблоня», «Снеговик», «Как мы поили телят», «Маленький кролик», «Самолет», «Клен», «Ракета», «Золотая рожь», «Машины», «Гусеница».

Рекомендуемые настольно-печатные игры: «Маленькие художники», «За грибами», «Аквариум», «Катины подарки»; домино «Виды транспорта», «Детеныши животных», «Ягоды»; лото «Домашние животные», «Твои помощники», «Магазин», «Зоологическое лото»; игры-«ходилки» «Собери яблоки», «Радуга», «Путешествие Колобка» и др.

Рекомендуемые сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Дом мод», «Парикмахерская», «Детский сад», «В поликлинике», «Айболит», «Моряки», «Почта», «В магазине», «Строим дом», «Шоферы», «В самолете», «На границе» и др.

Рекомендуемые сказки для проведения театрализованных игр: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Три медведя».

Рекомендуемые игры и виды театрализованной деятельности: импровизация, инсценировка стихотворений, игра с воображаемыми предметами, драматизация с использованием разных видов театра (кукольный, бибабо, плоскостной, теневой, ролевой).

– выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль;

– использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;

– передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;

– стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

– проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;

Познавательное развитие

Сенсорное развитие.

Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.

Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.

Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.

 Развтие психических функций   

Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.

Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).

Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

Формирование целостной картины мира

Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.

Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.

Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада.

Формировать представление о родословной своей семьи. Привлекать к подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.

Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.

Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.

Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.

Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Расширять представления об обитателях уголка природы и уходе за ними. Воспитывать ответственность за них.

Систематизировать знания о временах года и частях суток.

Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах.

Развитие математических представлений.  Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы: «Сколько всего? Который по счету?» Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10.

Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).

Совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами.

Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5.

Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить называть части, сравнивать целое и часть.

Формировать представление о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.

Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.

Учить измерять объем условными мерками.

Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.

Формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях.

Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Формировать навыки ориентировки по простейшей схеме, плану. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.

Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

Рекомендуемые игры и упражнения: «Слушай внимательно» (звучание нескольких игрушек)), «Угадай-ка» (высокие и низкие звуки), «Петушок и мышка» (тихие и громкие звуки), «Сложи радугу», «Помоги гномам» (цвета спектра), «Геометрическое домино», «Геометрическое лото», «Круглое домино» и др.

Рекомендуемые опыты и эксперименты: «Прятки в темноте», «Поймай ветер», «Ветер теплый и холодный», «Погремушки», «Мир меняет цвет», «Тонет-не тонет», «Льдинки», «Поймай солнышко», «Солнечные зайчики», «Как поймать воздух», «Музыкальные звуки», «Г ород из песка», «Пляшущие человечки», «Секретики», «Искатели сокровищ», «Хитрая лиса», «Золотой орех», «Минеры и саперы», «Умные» классики».

Рекомендуемые игры и упражнения: «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Куб- хамелеон», «Уголки»; «Найди недостающую фигуру», «Найди такую же», «Заполни пустые клетки», «Кубики для всех», «Собери лестницу», «Найди выход», «Поймай пингвинов», «Лучший космонавт», «Вычислительная машина»; «Лови, бросай, дни недели называй», «Я начну, а ты продолжи», «Неделя, стройся!»; «Гном строит дом», «Кот и мыши», «Гусеница», «Винни-Пух и его друзья»; «Найди кубик с таким же рисунком», «Измени количество», «Измени фигуру дважды», «По ягоды», «На лесной полянке», «Белые кролики», «Сложи фигуру», «Считаем и размышляем», «Клоуны» и др.

– устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

– осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

– имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;

– использует схему для ориентировки в пространстве;

Речевое развитие

Формирование и совершенствование грамматического строя речи .Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами .

Развитие фонетико – фонематической системы языка. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

  Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трехпяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Развитие связной речи и формирование коммунткативных навыков.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

 Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Живые буквы», «Подними сигнал», «Слушай и считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого больше?».

Рекомендуемые картины для рассматривания и обучения рассказыванию: «Повара», «На перекрестке», «На стройке», «Золотая рожь», «В пекарне», «Зима в городе», «Мы дежурим», «Мы играем в магазин», «На почте», «На прививку», «На музыкальном занятии», «Корова с теленком», «Лошади и жеребята» и др.

Рекомендуемые серии картинок: «Котенок», «Воришка», «Подарок».

– различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);

– использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;

– пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке;

– составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

– владеет простыми формами фонематического анализа;

– использует различные виды интонационных конструкций;

– в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество;

– сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях,

высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);

Художественно-эстетическое

Восприятие художественной литературы.

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.

Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.

Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.

Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных природой. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.

Конструктивно-модельная деятельность.

Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (4—12 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.

Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме, описанию — из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин), выделять и называть части построек, определять их назначение и пространственное расположение, заменять одни детали другими.

Формировать навык коллективного сооружения построек в соответствии с общим замыслом.

Совершенствовать навыки работы с бумагой, учить складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка), работать по готовой выкройке.

Продолжать учить выполнять поделки из природного материала.

Изобразительная деятельность.

Рисование

Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.

Учить передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги,

движение фигур и объектов.

Совершенствовать композиционные умения.

Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками, пастелью, угольным карандашом.

Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим.

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Полхов- Майдан, Городец, Гжель) и развивать декоративное творчество. Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи.

Аппликация

Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники — в полоски и т.п.).

Учить создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.

Лепка

Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению из различных материалов (глина, пластилин, соленое тесто), передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали. Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.

Учить создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и предметы в небольшие группы, предавать движения животных и людей.

Знакомить детей с особенностями декоративной лепки, учить лепить людей, животных, птиц по типу народных игрушек.

Музыкальное развитие.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней.

Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов.

Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание (восприятие) музыки

Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.

Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).

Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.

Пение

Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. Продолжать формирование навыков сольного пения.

Музыкально-ритмические движения

Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг). Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. Учить пляскам, в которых

используются эти элементы.

Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений.

Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах

Отрабатывать навыки игры в ансамбле.

Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность.

Учить точно, передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру.

Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования.

Рекомендуемая художественная литература. Русские песенки, потешки, загадки. Русские народные сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди». А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К Ушинский «Пчелки на разведках, «В лесу летом»; Л. Толстой «Косточка»; В. Маяковский «Кем быть?», «Доктор Айболит»; С. Маршак «Двенадцать месяцев», Почта»; К. Чуковский «Мойдодыр»; Н. Сладков «Осень на пороге»; Н. Носов «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; Б. Житков «Кружечка под елочкой»; Н. Калинина «Как Вася ловил рыбу»; В. Зотов «Дуб», «Клен», «Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисички», «Мухомор», «Подберезовик»,«Снегирь», «Клест-еловик», «Божья коровка», «Кузнечик», «Ромашка», «Колокольчик», «Иван-да-Марья»; С. Воронин «Чистопородный Филя», Л. Воронкова «Таня выбирает елку», К. Булычев «Тайна третьей планеты»; Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах»; Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Стихи А. Пушкина, С. Михалкова, А. Прокофьева, И. Токмаковой, Е. Благининой, Г.

Горбовского, Е. Стюарт, Ю. Тувима, Л. Татьяничевой, О.Высотской, Б. Заходера, З. Александровой.

.

– изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции;

– положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;

– знает основные цвета и их оттенки;

– сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;

– внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

Физическое развитие

Осуществлять непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических) детей шестого года жизни.

Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

Основные движения

Ходьба и бег.

Ползание и лазание. 

Прыжки.

Катание, ловля, бросание.

Ритмическая гимнастика.

Строевые упражнения. 

Общеразвивающие упражнения

Осуществлять дальнейшее совершенствование движений рук и плечевого пояса, учить разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову; поднимать вверх руки со сцепленными в замок пальцами; поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

Учить выполнять упражнения для развития и укрепления мышц спины, поднимать и опускать руки, стоя у стены; поднимать и опускать поочередно прямые ноги, взявшись руками за рейку гимнастической стенки на уровне пояса; наклоняться вперед и стараться коснуться ладонями пола; учить наклоняться в стороны, не сгибая ноги в коленях; поворачиваться, разводя руки в стороны; поочередно отводить ноги в стороны из упора присев; подтягивать голову и ноги к груди, лежа; подтягиваться на гимнастической скамейке.

Учить выполнять упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и ног; приседать, поднимая руки вверх, в стороны, за спину; выполнять выпад вперед, в сторону, совершая движение руками; катать и захватывать предметы пальцами ног. При выполнении упражнений использовать различные исходные положения (сидя, стоя, лежа, стоя на коленях и др.). Учить выполнять упражнения как без предметов, так и различными предметами (гимнастическими палками, мячами, кеглями, обручами, скакалками и др.).

Спортивные упражнения

Совершенствовать умение катать друг друга на санках, кататься с горки на санках, выполнять повороты на спуске, скользить по ледяной дорожке с разбега. Учить самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой и с выполнением поворотов вправо и влево.

Формировать умение играть в спортивные игры.

Подвижные игры

Формировать умение участвовать в играх-соревнованиях и играх-эстафетах, учить самостоятельно организовывать подвижные игры.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Продолжать закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме. Продолжать формировать правильную осанку, проводить профилактику плоскостопия. Ежедневно использовать такие формы работы, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения, спортивные игры на прогулке с использованием спортивного оборудования. Совершенствовать навыки самообслуживания, умения следить за состоянием одежды, прически, чистотой рук и ногтей. Закрепить умение быстро одеваться и раздевать, самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, аккуратно складывать одежду. Продолжать работу по воспитанию культуры еды. Расширять представления о строении организма человека и его функционировании. Расширять представления о здоровом образе жизни и факторах, разрушающих здоровье человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Использовать такие формы работы, как игры-соревнования, эстафеты.

Рекомендуемые игры и упражнения

Игры с бегом: «Пятнашки», «Пятнашки со скакалкой», «Бег с препятствиями», «Птицы и клетка», «Лиса и зайцы», «Сорви шапку», «Поймай дракона за хвост», «Коршун и наседка», «Палочка-выручалочка», «Кто больше». Пятнашки с вызовом», «Рыбки», «Домик у дерева», «Заяц без домика», «Два круга», «Бег по кругу», «Паровоз и вагоны», «Караси и щука», «Воробьи и вороны», «Тяни-толкай». «Мы — веселые ребята», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Успей пробежать».

Игры с прыжками: «Прыжки по кочкам», «Цапля», «Скакалка», «Кот и воробей», «Поймай лягушку». Игры с мячом: «Стой!», «Догони мяч», «Попрыгунчики», «Мяч — соседу». «Чемпионы скакалки», «Бой петухов», «Солнечные зайчики», «Ворон-синица», «Тройной прыжок». «Лови не лови». «Кто скорее?», «Пастух и стадо», «Удочка».

Игры с обручем: «Бег сороконожек», «Догони обруч», «Прокати обруч», «Пробеги сквозь обруч», «Мячом в обруч». «Колодец», «Попади в обруч», «Кто быстрее», «Успей стать в обруч», «Эстафета с препятствиями».

Словесные игры: «И мы!», «Много друзей», «Закончи слово», «Дразнилки», «Цапки». «Назови правильно», «Повтори-ка», «Подражание», «Путаница», «Назови дни недели». «Кого нет», «Маланья», «Наоборот», «Чепуха».

Зимние игры: «Снеговик», «Гонки снежных комов», «Медведи», «Сумей поймать», «Снежки». «Снежком в цель», «Палочку в снег», «Засада», «Защита», «Два Мороза» 146.

Игровые поединки: «Попади в бутылку», «Кто дальше», «Наступи на ногу», «Точный поворот», «Собери яблоки».

– выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;

– описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и т. п.;

– самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

Ответственный: педагог-психолог

Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие

Развитие социально-значимых умений.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие произвольных функций контроля и планирования своих действий.

Развитие ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

Обучение ребенка средствам коммуникации, в том числе, при необходимости, средствам альтернативной коммуникации.

Формирование разнообразных моделей общения.

На этом этапе используются такие методические приемы, как повторение по речевому образцу.

Владеет средствами коммуникации, в том числе, средствам альтернативной коммуникации.

Осознанное подражание.

Владеет речевыми и неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает словом, взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Сенсорное развитие

Обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов.

Формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом.

Формирование и расширение набора доступных бытовых навыков и произвольных практических действий.

Формирование навыков предметно-практической и познавательной деятельности.

Игра «Шнуровка»

Игры с прищепками.

Бусы.

«Найди окошко для фигуры»

Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе.

Дидактические игры:

1. Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.

2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.

3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

5. Мозаика: настольная и напольная.

6. Настольно-печатные дидактические игры.

4. Самостоятельные игры малышей.

5. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Ориентируется в цветах.

Владеет навыком рассматривания иллюстраций.

Собирает несложные постройки по образцу и представлению.

Сформированы начальные представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр

Познавательное развитие

Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

Развитие общих интеллектуальных умений ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

Формирование воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»).

Учить соотносить предметы с их изображением.

Учить сличать парные предметы и картинки.

Учить воспринимать величину предметов (большой, маленький).

Учить сличать основные цвета.

Учить складывать разрезную предметную картинку из 3-4 частей.

Учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина).

Игры и упражнении я со строительными наборами.

 «Найди такой же»

«Каждую фигуру на свое место»

«Подберем пирамидки по цвету»  

«Найди цветок для бабочки»  

«Цветные шары»  

«Найди мышкин домик»  

«Найди такой же кружок»  

«Мозаика» 

Рисование «Колобок»  

Аппликация «Собираем яблоки»  

Лепка «Шустрые мячики»  

Конструирование «Строим башню»  

Показывает правильно четыре основных цвета, находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Сформированы умения подбирать плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям).

Находит и может показать большой, маленький предмет.

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Развитие психических процессов

Развивать зрительное внимания и память («найти фигуру по подобию», «кто больше увидит?», «что изменилось?»).

Развивать слуховое внимание и память (игры на развитие слухового восприятия)

Учить выполнять классификацию предметов по образцу.

-Формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур.

Развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем внимания.

«Найди окошко для фигуры» («Коробка форм»)

«Разбери матрешку»

«Собери матрешку»

«Поставь матрешек по росту» (Матрешка 5-составная)

«Покажи и назови»

«Чудесный мешочек» 

«Один – много»  

«Собери картинку»  

«Какой это формы?»  

Умеет действовать по речевой инструкции.

Сформировано зрительное и слуховое внимание и память.

Частично классифицирует предметы по образцу.

Ответственный: учитель-дефектолог

Формирование системы сенсорных эталонов:

1) цвет

2) форма

3) величина

Формировать  знания о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак: основные цвета: желтый, зеленый. Учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета.

Учить зрительным способом узнавать круг, квадрат, треугольник    (в контурном изображении) с подключением мануальных обследовательских действий.

Учить соотносить и подбирать предметы по величине путем наложения и приложения.

Повышать зрительную дифференцировку предметов по величине, выделять и располагать в ряд 2-3 предмета в малом и большом пространстве, учить выбирать одинаковые предметы по величине из множества разно расположенных в пространстве.

«Найди пару», «Цвета и краски»,

«Волшебные цвета», «Разноцветные клубочки». , «Часть и целое»,  «На что похоже?», «Найди отличие», «Узнай фигуру».

Ориентируется в изучаемых цветах.

Владеет навыком

рассматривания

иллюстраций.

Собирает несложные

постройки по образцу и представлению.

Сформированы начальные

представления о внешних свойствах предметов: их

форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр.

Формирование навыков ориентировки в пространстве и во времени

Формировать  знания о частях своего тела, о пространственном расположении частей тела.

Учить определять   направления в ближнем пространстве с точкой отсчета от себя: вперед- назад, вверх- вниз.

«Где что находится?»,

«Куда показывает стрелка?»,

«Расставь игрушки как на картинке»

  Ориентируется в   частях своего тела.

Сформированы  начальные представления о   направлении в ближнем пространстве с точкой отсчета от себя: вперед- назад, вверх- вниз.

Развитие предметных представлений, предметности восприятия

Формировать  представления о предметном мире, упражнять в обследовании основных признаков и свойств с использованием зрительного и других анализаторов.

Учить понимать назначение предметов, различать   существенные детали предметов.

Наблюдения, беседы, игры эксперименты с водой,

песком, камнями.

Игры и упражнении я со

строительными наборами.

«Найди такой же»,

«Каждую фигуру на свое место»,

Собирает

последовательно

(вкладывает меньшую в

большую) матрешки  (по показу, просьбе

взрослого, в

самостоятельной игре).

Сформированы умения подбирать плоские геометрические фигуры к образцу (круг,  треугольник, квадрат).

Ответственный: учитель-логопед

Область

Задача

Содержание

Целевые ориентиры

Развитие просодической стороны речи

      Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

     Закрепить навык мягкого голосоведения.

     Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

     Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Элементы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой

Дыхательные упражнения;

«Фокус», «Пароход гудит», «Загнать мяч в ворота», «Задуй свечку», «Футбол», «Кучер».

Объём дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме.

Темп и ритм речи, паузация нормальные.

Ребенок употребляет основные виды интонации.

Развитие артикуляционной моторики

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию шипящих и сонорных звуков.

Закрепить умение поднимать язык вверх.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбка», «Хоботок», «Бублик», удержание и чередование.

Упражнения для языка «Лопаточка». «Иголочка», «Чашечка», «Качели», «Грибок», «Пароход», «Парус», «Часики», «Конфетка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк».

Выполняет артикуляционные упражнения, поднимает язык вверх.

Коррекция произносительной стороны речи

 Закрепить правильное произношение звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц], в игровой и свободной речевой деятельности.

Сформировать правильные уклады шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и сонорных звуков [Л],[Ль].

Дифференцировать в речи свистящие-шипящие звуки.

Автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Проговаривание звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в чистоговорках, скороговорках, стихах, рассказах.

Стихи «Цыплятки», «Зоя и зайка», «Тише, тише», «Маша пишет», «Белый снег», «Всё бело», «Жук жужжит», «Дождик», «Ёжик», «Дятел», «Пила», «Шишки у мишки».

Поставленные звуки автоматизированы, дифференцированы и введены в речь.

Работа над слоговой структурой слова

     Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.

     Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Упражнения и игры:

«Телеграф» на деление слова на слоги.

Знает понятие «слог», умеет делить слово на слоги, умеет различать длинное и короткое слово

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

     Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

     Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.      

     Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

     Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

     Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Игры:

«В каком вагончике едет слово?» - слова, где заданный звук стоит в начале, в середине и в конце слова,

«Хлопни, когда услышишь» различение на слух звуков, слогов, слов,

«Назови первый звук» выделение первого звука в слове,

«Красный-синий» различие гласных и согласных звуков,

«Назови слово» подбор слов на заданный звук

Знает и оперирует понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук».

Выделяет начальный ударный гласный из слов.

Различает на слух и дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

Развитие мелкой моторики

   Совершенствование движений мелкой моторики рук

Пальчиковый игротренинг, упражнения с предметами (массажные мячи, прищепки и др.), массаж и самомассаж, работа с мозаикой  и конструктором, обводка и штриховка фигур

Мелкая моторика достаточно развита

Развитие словаря

      Расширить объем правильно произносимых существительных названий предметов, объектов, их частей во время автоматизации поставленных звуков.

     Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов.

     Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами.

     Обогащать активный словарь относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

     Учить сопоставлять предметы и явления, используя в речи слова-синонимы и слова-антонимы.

     Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

     Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Игры:

«Запомни-повтори» повторять ряд слов за педагогом,

«Скажи слово» игра в мяч кидаем и называем слова на заданную тему,

«У кого кто?» называем детёнышей животных,

«Кто что делает?» употребление глаголов,

«Наоборот» употребление слов-антонимов,

«Как похожи» употребление слов-синонимов,

«Скажи одним словом» употребление обобщающих слов,

«Что лишнее?» умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова

Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;

не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках;

знает понятие «слово»; употребляет простые предлоги, слова-антонимы и слова-синонимы.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

     Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи некоторых форм словоизменения и словообразования.

     Научить образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные.

     Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

     Совершенствовать умение составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

       Сформировать понятие предложение и умение оперировать им.

Игры:

«Посчитай-ка» согласование числительных и существительных;

«Скажи ласково» словоизменение, употребление уменьшительно-ласкательных слов;

«Чего не стало?» словоизменение, употребление слов в родительном падеже;

«Один-много» словоизменение в единственном и множественном числе

«Чья, чьё, чьи?»  словообразование притяжательных прилагательных

«Из чего? Какой?» словообразование относительных прилагательных;

«Составь предложение»,

«Кто где?» употребление предлогов, «И я тоже» употребление глаголов в прошедшем времени.

Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах;

имена существительные множественного числа в родительном падеже;

 употребляет предложно-падежные конструкции;

согласовывает числительные 2 и 5 с существительными;

образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.

Развитие связной речи и речевого общения

     Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

     Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог.

     Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.

     Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

     Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Рассказ «Сосна», «Волчья семья», «Лось», «Хотела галка пить», «Кошка и мышка»

Ребенок контактен, слушает и понимает речь педагога, слышит собственные ошибки,  

пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, и по плану;

составляет рассказ по составленному плану;

знает и умеет выразительно рассказывать стихи.

 IV. «Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ»

Исследуемые параметры

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Уровень освоения

Уровень освоения

Характеристика динамики развития ребенка

Уровень освоения

Характеристика динамики развития ребенка

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Приложение 1

Индивидуальный учебный план

образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы на 2021/2022 учебный год

Образовательная область

Базовый вид деятельности (НОД)

Периодичность в неделю

Физическое развитие

Физическая культура в помещении

2

Физическая культура на воздухе

 1

Познавательное развитие

Познавательное развитие (ООМ/ ФЦКМ)

 2

Познавательное развитие (ФЭМП)

 1

Развитие речи

Развитие речи

 2

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

 2

Лепка

 0,5

Аппликация

 0,5

Музыка

 2

Социально-коммуникативное развитие

В режимных моментах, в привитии навыков самообслуживания, совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка, в игровой деятельности

Ежедневно

ОБЪЕМ НОД В НЕДЕЛЮ:                                                                                     -   количество

- количество времени

 13

 4 ч 20 мин

Коррекционно-развивающее направление

Учитель-логопед

3

Учитель-дефектолог

2

Педагог-психолог

2

ОБЪЕМ В НЕДЕЛЮ:                                                                                                 -   количество

- количество времени

7

2 ч 20 мин

Взаимодействие взрослого и ребенка в различных видах деятельности (ежедневно):

- Чтение художественной литературы.

- Конструктивно-модельная деятельность.

- Игровая деятельность.

- Общение при проведении режимных моментов.

- Прогулки.

Самостоятельная деятельность воспитанника в центрах развития и играх (ежедневно).

Оздоровительная работа (ежедневно):

- Утренняя гимнастика.

- Комплексы закаливающих процедур.

- Гигиенические процедуры.

Приложение 2

Расписание занятий

(в групповой и индивидуальной форме)

на 2021/2022 учебный год

Время

Понедельник

Вторник

Время

Среда

Время

Четверг

Время

Пятница

15.40

Учитель-дефектолог

15.40

педагог-психолог

15.40

Учитель-дефектолог

15.40

педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности №2 «Звёздочки» на 2021-2022 учебный год

Программа разработана для старшей группы компенсирующей направленности(логопедическая группа)....

Рабочая программа разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2021- 2022 учебный год

Рабочая программа разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности для детей с 5 до 7 лет «Г» «Солнышко» (далее Программа), разработанная на осно...

Рабочая образовательная программа группы комбинированной направленности 3-4 лет 2021-2022 учебный год

Образовательная программа средней группы комбинированной направленности МАДОУ ДСКВ «Сказка» разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образо...