Изотерапия как нетрадиционный метод обучения в коррекционной педагогике
статья по коррекционной педагогике на тему

Савиных Наталья Газизовна

Все дети любят рисовать. Практически первым творческим занятием, которым они увлекаются, является рисование. Чем данный метод им так привлекателен? Своими яркими красками, возможностью самовыражаться, изображать то, чего не существует. Детям данное увлечение является самым доступным и интересным. Вот почему так популярна, становится изотерапия.

Изотерапия  это одно из самых распространённых  направлений арт-терапии, которая была введена в 1938 году Адрианом Хиллом,
            Изотерапия -  является методом художественной рефлексии,  позволяет обогатить внутренний мир ребенка, раскрыть художественные способности, развивает мелкую моторику, Таким образом, изотерапия не только выявляет проблемы, но и в некоторой степени помогает в их коррекции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.12.18.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Изотерапия как нетрадиционный метод обучения в коррекционной педагогике

Все дети любят рисовать. Практически первым творческим занятием, которым они увлекаются, является рисование. Чем данный метод им так привлекателен? Своими яркими красками, возможностью самовыражаться, изображать то, чего не существует. Детям данное увлечение является самым доступным и интересным. Вот почему так популярна, становится изотерапия.

Изотерапия  это одно из самых распространённых  направлений арт-терапии, которая была введена в 1938 году Адрианом Хиллом,
              Изотерапия -  является методом художественной рефлексии,  позволяет обогатить внутренний мир ребенка, раскрыть художественные способности, развивает мелкую моторику, Таким образом, изотерапия не только выявляет проблемы, но и в некоторой степени помогает в их коррекции.

В связи с этим, изотерапию  можно и нужно  используется в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. В чём же проявляются отличия? У детей из-за несовершенства моторики наблюдается не сформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы).

Изотерапия разгружает нервную систему, помогает избавиться т негативных эмоций, стимулирует развитее моторики, успокаивает психику, позволяет малышам ощутить, а также понять самих себя, помогает выразить свободно свои чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов. Кроме этого, изотерапия выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

При проведении занятий по изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Какова же сущность механизма коррекции средствами изотерапии в работе с детьми? Дело в том, что задания, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контроля и осознания. Ребенок не должен боится испачкаться, выйти за рамки листа и измазать стол (а по сути — нарушить традиционные барьеры активности). Когда ребенок может быть активным в обход социальных норм, прививаемых ему с раннего детства, он становиться менее тревожным и уязвимым, происходит снижение контроля и требований к результатам своих действий, и он просто получает удовольствие от своей активности. Без оценок, поправок, направлений со стороны взрослого. Только принятие и поддержка. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому изотерапия так эффективна в работе с детьми.

В рамках изотерапии целесообразно использовать нетрадиционные техники рисования. Данная технология позволяет  создать атмосферу непринуждённости, открытости, содействует развитию инициативы, самостоятельности, создает эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Вот несколько примеров заданий с детьми: (фото)

  • «Волшебные пятна» - это рисование абстрактных пятен, ассоциирующихся у детей с конкретным предметом. Данная техника позволяет решать задачи развития образной и связной речи.
  • «Рисование по точкам» помогает определить такие понятия, как части и целое.
  • «Рисование пальцами» - Данный приём позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачи. Коррекция тревожности, социальных страхов, подавленности. Монотипия – В процессе выполнения работы происходит спонтанное

самовыражение, актуализация чувств и эмоций, снятие напряжения, развитие

вариативности мышления, восприятия, креативности

  • Кляксография –
  •  Рисование-  по мокрому листу помогает детям расслабиться, сделать их более гармоничными
  • Рисование продуктами, листьями и другими подручными материалами.
  • Техника каракулей – развитие воображения, фантазии используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»).
  • «Рисунок по кругу» Данная техника используется при групповой работе, способствует

сплочению группы, вовлечению в процесс даже самых неактивных

участников, развитию креативности, повышению самооценки.

  • «Рисование по мокрой бумаге»-

Занятия изотерапией имеют некоторые правила, которых нужно придерживаться. Во-первых, малыш должен проявить желание заниматься творчеством, принуждать его к этому будет грубой ошибкой – он просто не станет вам доверять. При наличии у ребенка желания по мере проведения работы важно хвалить его за проделанные труды и всячески поощрять. Он должен чувствовать, что его действия важны. Во-вторых, необходимо помогать детям отвечать, на предложенные вопросы, если они затрудняются, предлагая возможные варианты ответов. Для того чтобы установить тесный контакт с ребенком, нужно участвовать в выбранной деятельности вместе с ним, точно также выполнять задания, что-то рассказывать или объяснять. Важно, чтобы общение с малышом было интересным. В-третьих, стоит использовать качественные и красивые материалы, с которыми детям будет приятно работать. Аккуратно оформленное рабочее место и симпатичные наборы для творчества сделают занятия намного приятнее.

Занятия изотерапией могут быть как индивидуальные, так и групповые где количество человек в группе от двух до 10 человек.

Важную роль на  занятиях изотерапии играет эмоциональный настрой, для этого в начале занятия можно использовать ритуал приветствия (видео). При работе детей  в группе (от двух до 10 человек), перед рисование можно провести такой настой «Закрыли глаза, послушали себя, свое сердце, дыхание голову. Теперь взялись за руки, послушали друг друга подумали, что хотите нарисовать. Открываем глаза и молча начинаем рисовать» такой настрой дает возможность сплотиться настроиться на творчество.

Как важен настрой на занятие, так важна и рефлексия после рисования. Детям можно задать такие вопросы для анализа:

Что чувствовал каждый участник рисования

Какие ощущения испытывал каждый ребенок, работая в группе

Какая работа понравилась. Почему

Как изменилось состояние после рисования

Что мне помогло рисовать

Что мешало

Продолжить фразу «Я очень рад что..»

Так же дети, работающие в группах могут, совместно придумать название для своей работы. При этом развивает выразительность речи, образное мышление, воображение.

Эффективность изотерапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения в коррекционной практике (исправление ротацизма).

в методическом пособии представлен практический материал по исправлению недостатков произношения звука [Р].  Ротацизм, как дефект речи, один из самых распространенных. В специальной литерат...

Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков...

Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми зна...

Нетрадиционные методы работы в коррекционной педагогике.

Цель применения: развитие мотивации речевого общения, активизация речевой активности, коррекция разных сторон речи....

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Консультация "Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной работе педагога"

Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной работе педагога становятся перспективным средством работы с детьми, имеющих нарушения речи.Эти методы терапии принадлежат к числу эффек...

КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых т...