Развитие речи у детей с РАС от 0 до 3 лет
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 2 Произнесение гласных звуков, гуление _ 6 «Диалоги» в виде произнесения гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных, лепет. Крик, плач тяжело интерпретировать 8 Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые произнесения, лепет. Появляются указывающие жесты. Ограниченное, необычное гуление, сходное с визгом, криком. Дети не имитируют звуки, жесты, выражения лица. Комплекс оживления отсутствует.
12 Появление первых слов. Использование лексики с интонации, похожей на предложение. Язык более часто используется для комментирования окружающей среды. Игра с использованием гласных звуков. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб Могут появится первые слова, не соотносящиеся со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации. 18 Словарный запас 3 – 50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2-ух слов. Перенесение значений слов. Использование языка для комментариев, прошения объектов и совершения действий. Привлечение внимания. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалии и имитации. Обычно словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются, редко используется или отсутствует указательный жест.
24 Сочетания от 3 до 5 («телеграфная речь»). Задает простые вопросы. Использование слово «Это», которое сопровождается указывающим жестами. Называет себя по имени, но не использует личные местоимения «я». Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, отмечаются кратковременные или отсроченные эхолалии. Использование языка не творческое. Плохой ритм и интонирование речи. 36 Словарный запас около 100 слов. Многие грамматические морфемы (мн.ч., прош. вр., предлоги и др.) используются. Эхолалическое повторение отмечается крайне редко. Говорит о себе в первом лице. В речи появляются категории времени и места. Задает много вопросов, главным образом, для продолжения разговора, чем для получения информации. Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, отмечаются кратковременные или отсроченные эхолалии. Использование языка не творческое. Плохой ритм и интонирование речи. Речь не осмысленная, без понимания значений. Берет взрослого за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет.
Таким образом, необходимо отметить, что отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения. В анамнезе у большинства детей отмечается слабая выраженность голосовых реакций на первом году жизни. Как правило, отсутствуют певучее гуление, активный лепет, дети не используют лепет и жест как средство коммуникации. Отсутствует интонационная выразительность голосовых реакций, интонационно-мелодическая имитация простой фразы, не бывает попыток произнести вслед за взрослым звук или слог, к концу года не появляются типичные слова. Дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего, что делает ребенок с нормой развития первого года жизни. То, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, становится объектом аутостимуляции.
Речевые нарушения у аутистов разнообразны и включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня: 1. Нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.); 2. Речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм; 3. Речевые нарушения кататонической природы (вербегерации, эхолалии, эгоцентрическая, затухающая, внутренняя речь, мутизм, скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение, паралингвистические нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.); 4. Психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня; 5. Расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса (нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций, контаминации и др.).
В классификации детского аутизма О.С.Никольская, описывая каждую группу, раскрывает широкий спектр речевых нарушений
Для первой группы характерно полное отсутствие речи, мутизм. Важно отметить, что нарушения развития речи проявляются в контексте более общего нарушения коммуникации. Ребенок не использует никаких невербальных средств общения. Гуление и лепет детей первой группы напоминают скрип, скрежет, бормотание, щебет, свист, часто звуковысотное интонирование, также не носят коммуникативной направленности. В некоторых случаях мутизм наступает после периода речевого развития: появления первых слов, фраз, в других – речь не развивается вовсе. Однако зачастую у мутичных детей отмечаются вокализации и эхолалии, как проявления пассивного полевого поведения. Несмотря на отсутствие внешней коммуникативной речи, внутренняя может сохраняться и даже развиваться. Дети могут самостоятельно овладеть чтением, что в дальнейшем может использоваться для установления коммуникации.
Дети второй группы пользуются телеграфно свернутыми речевыми штампами, типичны эхолаличные ответы. Перестановка местоимений, речь напряженно скандирована. Основными трудностями детей этой группы является то, что речевые навыки усваиваются и фиксируются ими в готовой, неизменной форме и используются только в определенной ситуации. Аутичные дети накапливают речевые штампы, это и объясняет склонность к эхолалии, телеграфному стилю речи, отсутствие местоимений первого лица, использование инфинитивов. Дети в своей речи используют высказывания окружающих, цитаты из мультфильмов, книг, рекламы. Аутичный ребенок не отделяет себя от ситуации и использует речь как регулятор происходящего. Речь не используется для коммуникации, также как и невербальные средства общения: дети не пользуются жестами, мимикой, интонацией. У детей второй группы, как отмечает О.С. Никольская, в речевом развитии наблюдается асинхрония , при очень бедной бытовой речи отмечаются «задатки общей языковой одаренности», вызывающие появления «неологизмов». Дети могут самостоятельно овладеть глобальным типом чтения, не выполняющим, однако, коммуникативную функцию, а направленным на стереотипное воспроизведение аффективно значимых, слов, фраз, стихотворений и т.д.
Речевое развитие аутичных детей третьей группы своеобразно. Они рано набирают большой словарный запас, начинают говорить сложными фразами. Их речь усваивается также с помощью цитат, только сложных и развернутых, поэтому она выглядит очень взрослой. Тем не менее, эта группа наиболее активна в усвоении речевых форм. Основной проблемой данной категории детей является неспособность вести диалог, учитывать собеседника, в речи детей преобладают монологи ненаправленные на коммуникативное взаимодействие. Эти особенности проявляются в просодической стороне речи, нарушена регуляция темпа, ритма, высоты голоса. Дети третьей группы не сосредоточены на звуковом оформлении речи, для них не характерны словесные игры, игры с рифмами, звуками, они предпочитают произносить длинные сложные фразы. Дети четвертой группы испытывают незначительные затруднения в диалоговой речи, что усугубляется при необходимости устанавливать контакт с незнакомым человеком.
Специфичные особенности: • Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения "Я" и других личных местоимений в первом лице. • Характерной для всех вариантов речевого развития при детском аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, "неологизмам". Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, в ряде случаев эхолалии сочетаются с речевыми персеверациями и логореей с обилием словесных замен, сходных с вербальными и литеральными парафазиями .
• При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть "километрами". Но для взаимодействия используется только скудный набор речевых штампов. • У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи, непонимание переносного, скрытого смысла, метафор, пословиц, поговорок, эпитетов и т.д. Отмечается недостаточное развитие номинативной функции слова, ригидность речи. • Необходимо отметить особенности просодического компонента речи у аутичных детей. Часто отмечается копирование интонаций окружающих, с другой стороны нарушения темпо-ритмической и интонационной стороны речи. Голос монотонный, невыразительный, тихий, прерывающийся выкриками, визгом.
Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, для данной категории детей становится объектом особого внимания, источником аутостимуляций. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления. Для развития речи аутичных детей характерно своеобразное асинхронное развитие различных компонентов языковой системы.
В основе речевых расстройств при синдроме детского аутизма лежат психопатологические особенности этих детей: недостаточность мотивации к общению с окружающими, слабость побуждений, особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, специфические нарушения экспрессивно-просодической и интонационной стороны речи при сохранности фонетико-фонематической стороны, характерные особенности развития лексики и грамматики. Это асинхронное речевое развитие принципиально отлично от системного общего недоразвития речи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по развитию речи в I младшей группе (По пособию Л.Н. Смирновой «Развитие речи у детей 2-3 лет»)
Тематическая таблица по циклам "Игрушки","Овощи,Фрукты и т.д....
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...