ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………с. 3-4
Диагностика ладового чувства………………………………………………с. 4-5
Диагностика музыкально-слухового представления……………………....с. 5-6
Диагностика чувства ритма………………………………………………...с. 6-7
Список литературы……………………………………………………………с. 8
Пояснительная записка
Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Проблема развития музыкальных способностей младших дошкольников является актуальной, поскольку данные способности играют большую роль в развитии личности ребенка. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности дошкольников в логике их индивидуального развития, их индивидуальных возможностей.
В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделяется поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составляет воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий. Для диагностики используются музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 — 4 человека), а также использование специальных музыкальных инструментов и пособий. К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Цель диагностики – выявление начального уровня развития музыкальных способностей ребенка младшего дошкольного возраста по следующим разделам:
- Ладовое чувство;
- Музыкально-слуховое представление;
- Чувство ритма.
Диагностика должна быть направлена на решение следующих задач:
- Изучить уровень развития ладового чувства у детей младшего дошкольного возраста;
- Изучить уровень развития музыкально-слуховых представлений у детей младшего дошкольного возраста;
- Изучить уровень развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.
Этапы работы:
- Констатирующий этап
- Формирующий этап
- Контрольный этап
Диагностика музыкальных способностей детей 3-4 лет
Диагностика ладового чувства
В целях диагностики ладового чувства предлагается детям следующие задания.
Диагностическое задание 1.
Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.
Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл.
Д. Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька».
Особенности восприятия фиксируются в протоколе.
Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе:
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и
двигательная реакция.
Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не
проявляют своих эмоций.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной
реакции.
Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной
реакции на музыку никакой нет.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Диагностическое задание №2.
Педагог предлагает детям прослушать песню «Заинька» М. Картушиной.
Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе:
«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается., но может рассказать содержание песни..
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Диагностическое задание № 3.
Цель: развития навыка запоминания песен или пьес.
Педагог напевает песню без текста и сопровождения, а в инструментальной пьесе проигрывает иногда только мелодию.
Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе:
«2»балла – узнал по мелодии .
«1» балл – узнал со словами .
«0» баллов – не узнал.
Диагностика музыкально-слухового представления
В целях диагностики музыкально-слухового представления предлагается детям следующие задания.
Диагностическое задание № 1.
Педагог предлагает ребенку послушать и подпеть знакомую ему песню.
Качественнее проявления оцениваются по 3-балльной системе:
«3» балла - пропевание всей фразы или мотива.
«2» балла - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.
«1» балл - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Диагностика чувства ритма
В целях диагностики чувства ритма предлагается детям следующие задания.
Диагностическое задание 1.
Тест - игра на изучение чувства ритма
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Дин-дон"
2. Детская песня "Петушок"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Качественнее проявления оцениваются по 3-балльной системе:
«1» балла - точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень.
«2»балла - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень.
«3» балла - неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
Диагностическое задание 2.
Звучат фрагменты из трех произведений.
1) Т. Ломова «Мелодия»,
2) М. Журбин «Марш»,
3) А. Гречанинов «Моя лошадка».
Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.
Качественнее проявления оцениваются по 3-балльной системе:
«3» балла - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» балла - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» балл - мала двигательная реакция на музыку.
Список литературы:
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для вузов/В.П. Анисимова.- М.:Владос,2004.
2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для вузов / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2005.
3. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1998. – С. 30-39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по выявлению одарённых детей по теме: «ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал до...

Педагогическая диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогическая диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
laquo;Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого она - засушенный цветок ».В. Сухомлинский...

"Картотека русских народных игр" как средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.
В наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций, поэтому так важно знакомить детей с культурой своего народа, с народной муз...

Мастер-класс для воспитателей «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей...

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Представлены различные музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию музыкальных способностей. Материал ориентирован на детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...