Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_paltsev_ruk_u_detey_s_onr.doc | 127.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук,
у детей с задержкой психического развития
через приобщение к декоративно-прикладному искусству
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих тяжелые нарушения в психофизическом развитии. Категория детей со сложными дефектами требует своевременного оказания комплексной психолого – медико – педагогической помощи и поддержки. Актуальной проблемой является и воспитания таких детей.
Основная цель коррекционно – развивающей деятельности в ДОУ для детей с множественными дефектами – способствовать их социальной адаптации и реализации имеющихся у детей возможностей.
При организации эффективной коррекционной работы, построении индивидуальной траектории развития ребенка со сложными дефектами и разработке оптимального образовательного маршрута необходимо учитывать следующие аспекты:
- психологические особенности данной категории детей;
- структуру нарушений, составляющих сложный дефект;
- основные принципы коррекционной педагогики.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка речевого развития (позднее появление первых слов, отставание в формировании фразовой речи), а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но у детей с задержкой психического развития недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, мало понятна, недостаточная речевая активность.
Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Сопоставляя все вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей группы, мы определились в направлении работы: выполняя задачи «Программы воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А.Васильевой) , «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.) и дополнительной коррекционной программы ««Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина), необходимо особое внимание уделять формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.
В группе предполагается создать условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами, бисероплетение и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это нас и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к декоративно- прикладному искусству.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, сохраняет их красоту и опыт их создания передает наследникам. Декоративно-прикладное искусство – это раздел искусства, посвящённый созданию художественных изделий. Его произведениями являются различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда и всякого рода украшения.
Изучив возможности и интересы родителей, мы пришли к выводу, что они владеют различными технологиями декоративно- прикладного искусства (вышивка, бисероплетение, вязание, тестопластика), обладают развитым, богатым воображением, заинтересованы в работе с детьми, проявляют активность в посещениях всевозможных городских выставок, мастер- классов. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили нас на создание проекта «Умелые руки», который включает специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование) , самостоятельную продуктивную деятельность детей, совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении станут традиционные выставки в группе, ДОУ, участие в городских семейных конкурсах.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по развитию мелкой моторики рук посредством приобщения детей к декоративно- прикладному искусству.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с искусством в разных видах деятельности (например, занятия интегрированного характера; экскурсии; участия детей в выставках МДОУ и мероприятиях города; кружковая работа; совместная творческая деятельность с родителями).
Нельзя сказать, что мы особо выделяем приоритет какой- либо форме работы с детьми. Ее выбор зависит от интереса детей к предлагаемой деятельности, их индивидуальных и возрастных особенностей, творческих способностей и занятости родителей, а также материальной базы для занятий.
Формы организации продуктивной деятельности ребенка такие как
- посещение выставок,
- фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия,
- самостоятельная творческая деятельность,
- совместная деятельность детей и родителей,
- организация выставок детского творчества совместно с родителями,
предполагают активное использование взаимодействия ребенка с объектами рукотворного мира, а также применение современных технических средств обучения и новых информационных технологий, направленных на расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.
Проект направлен на всестороннее развитие дошкольника:
- познавательное (формирование представления о рукотворном мире)
- перцептивно- эмоциональное (формирование положительного отношения к искусству)
- практическое (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия)
Время занятия как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.
ХОД ПРОЕКТА
Цель проекта:
Развитие речи у детей с ЗПР через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству и организацию совместного творчества детей и родителей.
Задачи проекта:
- создать условия для ситуативно - делового, личностно- организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя.
- формировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;
- расширять знания о видах искусства: декоративно- прикладном (гжельская, хохломская, городецкая, жостовская роспись; керамические изделия; народные игрушки), изобразительном, литературе, музыке, театре.
- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;
- воспитывать интерес к искусству родного края;
- способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения.
- создать педагогические условия для развития речи у детей с ОНР через укрепление мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству посредством взаимодействия всех специалистов детского сада;
- развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности;
Основные принципы реализации проекта
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.
- Принцип гуманистичности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
- Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
- Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ, города и семьи.
- Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
- Принцип регионализма - использование объектов культуры, прежде всего, своего края, с учетом его историко - географических, этнографичсеких особенностей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организационный
Мероприятия
- Выбор темы проекта и его разработка.
- Изучение научно- практических и методических источников по заявленной проблеме.
- Подбор методического материала по заявленной теме.
- Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР и приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству.
- Организация кружковой работы «Бисерные фантазии»
- Разработка перспективного плана работы кружка «Бисерные фантазии»
- Разработка конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев
- Разработка анкет для родителей по определению творческого интереса
- Разработка проекта совместной деятельности детей и родителей «Умелые руки».
- Организация выставочного уголка творческого проекта «Умелые»
- Разработка консультаций для родителей.
Диагностический
Мероприятия
- Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей
- Отследить уровень развития у детей по конструированию и ручному труду.
- Составить характеристику уровня развития детей по аппликации.
- Охарактеризовать уровень развития детей по лепке.
- Анкетирование родителей с целью выявления творческого интереса.
Практический
Мероприятия
- Реализация планов работы кружка «Бисерные фантазии» с детьми старшей и подготовительной логопедической группы.
- Составление сборника конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев, развлечений
- Разработка образцов продуктивной деятельности для работы с детьми
- Разработка консультативного материала, занятий для родителей
- Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей группы
- Организация для родителей практико- ориентированных занятий в целях заинтересованности к совместной продуктивной деятельности с детьми
- Организация и совместное проведение мастер- класса для родителей и детей по бисероплетению и ознакомлению с жизнью и бытом народов республики Татарстан и его культуре
Обобщающий
Мероприятия
- Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
- Анализ эффективности работы системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР и приобщения ребенка к декоративно - прикладному искусству.
- Разработка методических рекомендаций.
- Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, отражающих содержание работы с детьми.
- Составление сборника детских сказок и историй.
- Систематизация конспектов занятий продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики.
- Составление картотеки игр и упражнений на развитие:
- мелкой моторики пальцев рук,
- слухового внимания,
- связной диалогической и монологической речи,
- речевого дыхания,
- укрепления артикуляционного аппарата,
- основных психический процессов (памяти, внимания, воображения).
- Описание опыта работы «полезные слова» как эффективное средство обогащения словарного запаса.
- Оформление мини – музея «
- Составление и оформление книги- альбома «Бисерные фантазии».
- Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей.
- Оформление альбома по декоративно- прикладному искусству.
Внедренческо- презентативный
Мероприятия
- Презентация системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР и приобщения ребенка к декоративно - прикладному искусству.
- Разработка и проведение мастер- класса «Методика и проведение развивающих речевых игр» для воспитателей массовых групп ДОУ.
- Авторские игры по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством.
- Составление и оформление буклета по теме «Говорящие игры» (подборка авторских игр по развитию моторики пальцев рук).
- Фотоматериалы результативности проектной деятельности. Обобщение опыта работы и составление методических рекомендаций «Система по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей».
Практическая значимость:
- совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций
- возникнет интерес детей к декоративно- прикладному искусству и искусству родного края
- укрепление мелкой моторики будет способствовать развитию речи детей
- для расширения знаний об искусстве наладится сотрудничество с социальными институтами города: музеем. Будет разработан информационно- методический материал для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики и ручной умелости).
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл занятий с детьми, кружковую работу, создание творческих групп (совместно с родителями), взаимодействие со специалистами ДОУ и социальными институтами города. Реализуя «Программу воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А.Васильевой) и «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.) и дополнительной коррекционной программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина), работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы логопедических и других занятий.
Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ (учитель- дефектолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель) по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшит качество результатов нашей работы.
Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с учителем- логопедом. На логопедических занятиях, во время индивидуальной работы с детьми, во время проведения коррекционного часа воспитателями, учитель- дефектолог активно пропагандирует, выполняет вместе с детьми, контролирует, анализирует тематические упражнения и задания по развитию мелкой моторики. Преемственность в работе учителя-дефектолога, воспитателей и других специалистов позволит добиться положительных результатов.
Психогимнастика и упражнения на релаксацию, специальные игры с психологом снижают психическое напряжение у детей, развивают психомоторные качества, внимание, память, мышление, помогают детям адаптироваться в определенных ситуациях.
На физкультурных занятиях развиваем общую моторику и координацию движений, а также используем упражнения для коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Занятия проводятся с проговариванием стихотворных текстов. Разученные упражнения общего характера включаются в различные виды деятельности.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Особенно ярко ребята проявляют свои эмоционально- речевые возможности, когда погружаются в мир театра. Одинаково успешно они становятся артистами как теневого, так и пальчикового, настольного и кукольного театров. Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает напряжение. Дети учатся говорить, общаться, играть.
Развивая мелкую моторику в рамках проекта, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к декоративно- прикладному искусству, опираясь на интересы ребенка и семьи. «Умелые руки» состоит из разных артелей: «Самоделкин», «Мастерица», «Лесовичок», «Рукодельница», «Маленький скульптор», «Очумелые ручки», «Бисерные фантазии», в которых дети и родители учатся тестопластике, бисероплетению, изготовлению поделок из бумаги, природного, бросового материала, лепке, аппликации.
Используя разнообразный материал по детскому творчеству, мы всесторонне развиваем способности малыша. Новые интересные идеи приходятся по душе не только детям, но и самим взрослым, приобщая их к декоративно- прикладному искусству.
Ожидаемые результаты
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей должны стать более совершенными. Должен быть качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики должны подтверждать и доказать важность, необходимость и актуальность этого проекта.
Родители должны активно поддержать интерес ребят и стать участниками совместных работ. Умелые руки, фантазия детей и взрослых должны пополнить выставки работами разной направленности декоративно- прикладного искусства в рамках группы и ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"
Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР, как средство развитие речи»
консультация для родителей...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр как одно из условий формирования предпосылок учебной деятельности»
Методическая разработка мини-проекта...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей как средство развития речи»
Цель консультации: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи ...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...