Программа адаптивной индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sigaev_damir.docx | 95.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Сардана»
МО «Алданский район» РС (Я)
Принято на заседании педагогического совета: Утверждаю: заведующая
Протокол № ____ от «____»_______2018 год МБДОУ ДС КВ «Сардана»
Саввинова В.Н./
Приказ № _____
от «____» _________2018 г.
Программа
адаптивной индивидуальной работы
с воспитанником с ОВЗ
Сигаев Дамир Александрович
Выполнила: ГермогеноваА.Г.
Май 2018год
Программа адаптивной индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ.
Индивидуальный маршрут сопровождения развития ребенка.
1. Пояснительная записка
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.
Право ребенка с ОВЗ на образование в РФ гарантируют:
- ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом № 1155 от 17.10.2013 г.
- ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», утверждённого в 1998 г; ( с изм. 21.12.2014 г.)
- Семейного кодекса РФ, утвержденного в 1995 г; ( с изм. 28.12.2004 г.)
- Положение о психолого-медико-психологической комиссии, утвержденного приказом № 1082 от 29.09.2013 г.
- СанПин 2.4.1.3049-13.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом № 1014 от 30.08.2013 г.
Международные документы, которые дают защиту и гарантирующие права ребенка с ОВЗ:
- «Всеобщая декларация прав человека»
- «Декларация о правах инвалидов»
- «Декларация о правах умственно отсталых лиц»
- «Конвенция о правах ребёнка»
- «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»
Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Для работы с детьми с ОВЗ можно выделить восемь принципов толерантного отношения:
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Ценность человека не зависит от его ума.
- Все люди нуждаются друг друге.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе.
- Подлинное образование может осуществляться, если есть реальные взаимоотношения.
- Разностороннее развитие обогащает все стороны жизни.
- Для каждого человека достижение прогресса, скорее достигается в том, что они могут делать.
Адаптированный индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлен с учетом ООП МБДОУ ДСКВ «Сардана» разработанной на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева./.
АИОМ (адаптивный индивидуальный образовательный маршрут) рассчитан на один учебный год. Содержание материала, данного АИОМ построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в маршруте прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения. Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка - инвалида, и планируемыми мероприятиями. Маршрут составлен с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка. Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
АИОМ для ребенка с синдромом Дауна построен в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях, с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Также при составлении АИОМ учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка -инвалида, заключение и рекомендации ПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна. Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:
• относительная сохранность эмоций;
• сохранность зрительно-двигательного восприятия;
• достаточно высокий уровень имитационных способностей;
• относительная сохранность тактильной чувствительности;
• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
• сохранность эмоциональной памяти.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание АИОМ предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Информационно-просветительская.
3. Организация детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, специалистов и воспитателя.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием ребенка. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Актуальность: Дети – инвалиды, которые не могут посещать образовательные учреждени, часто лишены права на социализацию, они лишены общения со своими сверстниками.
Цель: Создание условий для оптимизации психического и физического развития ребенка с ОВЗ. Включение ребенка-инвалида в функционирующую группу сверстников.
Задачи:
- Создание условий для полноценной адаптации в группе сверстников.
- Обеспечение благополучия и развития каждого ребенка независимо от состояния здоровья.
- Организация квалифицированной коррекционно – педагогической, психологической работы с ребенком.
- Выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ.
- Оказать информационную и психологическую помощь ребенку с ОВЗ и членам семьи ребенка – инвалида.
2. Планируемые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута.
Планируемые результаты освоения ребенком содержания ИОМ учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна – Р.Лина, данный ИОМ предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
- ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
- ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
- у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
3. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна
Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и
средовыми факторами.
Таким образом, поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
4.Ожидаемый результат освоения программы:
- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
- адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ
- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ
- развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.
5. Срок реализации индивидуального маршрута.
С 01.10 .2018 года по 31.05.2019 года.
6. Алгоритм деятельности педагога, работающего с ребенком СОВЗ.
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.
- Заключение договора между МБДОУ и родителями (законными представителями).
- Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом МБДОУ, вместе со специалистами МБДОУ.
- Составление сетки ООД по коррекционной программе.
- Создание развивающих условий для полноценного пребывания ребенком в МБДОУ.
- Реализация индивидуальной программы.
- Проведение промежуточного мониторинга развития ребенка с ОВЗ.
- Консультирование родителей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.Индивидуальная карта развития воспитанника.
Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
Общие данные:
ФИО ребенка: Д С.
Пол: муж
Дата рождения/ возраст: 07 марта 2013 год, 5 лет
Социальный статус ребенка: благополучный
Характеристика семьи: полная
Проживает совместно: с родителями
Микроклимат семьи: благоприятный
Состояние здоровья ребенка: IV группа
Режим дня: щадящий
Питание: общий стол
Содержание | Данные |
1. Группа | Старшая, подготовительная |
2. Образовательное учреждение | МБДОУ ДСКВ «Сардана» |
3.Фамилия, Имя ребенка | Сигаев Дамир |
4. Дата рождения | 07 марта 2013 |
5. Родители (ФИО) | Сигаев Александр Валерьевич Сигаева Мария Гавриловна |
6. Дата поступления в ДОУ | 04 октябрь 2017 г |
7. Характер адаптации в ДОУ | Легкий |
8. Индивидуальные особенности ребенка | Мальчик спокойный, пока не умеет говорить, с детьми играет |
9. Группа здоровья | IV - Синдром Дауна |
Параметры развития.
Владение навыками и умениями
Крупная моторика - Ходит самостоятельно, перешагивает через препятствия. Хорошо бегает, поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила, приседает и встает, наклоняется и поднимает предметы с пола.
Мелкая моторика - начинает целенаправленно манипулировать предметами, переворачивает одновременно 2-3 страницы книги.
Зрительное восприятие - узнает себя и близких в зеркале. Показывает отдельные предметы в быту, узнает несколько простых картинок.
Импрессивная речь - в ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность, реагирует на свое имя. Понимает команды без жестового подкрепления, по просьбе находит знакомые предметы, начинает узнавать предметы на однопредметных картинках, по указанию взрослых выполняет действия с игрушками: «Покачай»
Экспрессивная речь - Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) («ма» «ба»)
Интеллект - после зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, кидает мяч), деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (нажимает кнопки на музыкальной игрушке)
- узнает значение некоторых слов, коротких фраз, различает несколько предметов по названиям (ляля, мячик).
Конструирование - ставит кубики друг на друга.
Эмоции и коммуникация - Мальчик спокойный, адекватно реагирует на строгие и ласковые интонации.
Социально - бытовые навыки и ориентировка:
Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет, есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.
Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка;
Ребенок принимает участие в играх, занятиях по рисованию, конструированию, но ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.
Усвоение программы, трудности в усвоении программ:.
Усвоение программы значительно, затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Эмоционально – поведенческие особенности ребенка:
Ребенок общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Дамир легко идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями, и отдельными звуками. Процесс адаптации проходил без особенностей.
Участие родителей в воспитании и развитии ребенка:
Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, в семье 5 детей, Дамир самый младший ребёнок. Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.
2. Индивидуальный учебный план для воспитанника «МБДОУ ДСКВ «Сардана» на неделю
Учебный план | ||||
Образовательная деятельность | Количество | Длит (ч) | ||
Познавательное развитие | 1 | 10 мин | ||
Физическое развитие | 2 | 10 мин | ||
Коммуникация | 1 | 10 мин | ||
Ознакомление с художественной литературой | 1 | 10 мин | ||
Художественная деятельность | 2 | 10 мин | ||
Работа специалистов | ||||
Коррекция речи | 2 | 15 мин | ||
Психологическая коррекция | 3 | 15 мин | ||
Совместная деятельность | ||||
Прогулка | 2 р в день | 4 | ||
Игра | подвижная | ежед | 20 мин | |
дидактическая | ежед | 10 мин | ||
с/ролевая | 2 | 15 мин | ||
драматизация | 1 | 10 мин | ||
Разные виды совместной деятельности, включая режимные моменты (длительность) | 50% | |||
Самостоятельная деятельность (длительность) | 40% |
3. Карта индивидуального развития
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия, Имя ребёнка: Сигаев Дамир
Дата рождения: 07 марта 2013 г
Дата поступления в ДОУ: 04 октябрь 2017 г
Группа здоровья: IV
Дата начала наблюдений: 15 октября 2017 год
Возраст ребёнка: 4 года 7 месяцев
Дата окончания наблюдений: 16 мая 20018 год
Возраст ребёнка 5 лет 2 месяца
Индивидуальные особенности ребёнка
4-й год жизни | 5-й год жизни | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Относится к группе часто болеющих детей | да | нет | ||
Преобладающий эмоциональны фон Положительный Ровный, уравновешенный Отрицательный | полож | полож | полож | |
Адекватность эмоциональных реакций (на замечания, похвалу, конкретную ситуацию) Яро выражена Недостаточно выражена неадекватность | Нед. выр | выраж | выраж | |
Способность к контролю эмоций выражена недостаточно выражена не способен контролировать | выр | выраж | выраж | |
Адекватность дружелюбный агрессивный адекватно ситуации агрессивный в любой ситуации | друж | друж | друж | |
Тревожность спокойный, уверенный тревожный возбудимый, присутствует моторное беспокойство | возб | возб | Прис.мот.бесп | |
Активность активный гиперактивный пассивный | пассивн | актив | актив | |
Инициативность инициативный иногда проявляет инициативу без инициативный | без иниц | иногда | иногда | |
Темп работы быстрый средний медленный | медл | медл | медл | |
Самостоятельность Самостоятельный Нуждающийся в поддержке: в различных видах деятельности, в общении, быту | нужд | нужд | нужд | |
Самооценка (может проявляться в чувстве собственного достоинства, самоуважении) адекватная завышенная заниженная | Не проявл | Не проявл | Не проявл | |
Потребность в общении с окружающими ярко выражена на среднем уровне недостаточна не выражена | На сред | На сред | На сред | |
Контактность легко вступает в контакт, общительный контакт и общение затруднён замкнут, необщителен | затр | затр | затр | |
Конфликтность умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми конфликты возникают, но редко часто ссорится с детьми | играет | играет | играет | |
Положение ребёнка в группе сверстников лидирующий выполняет команды и второстепенные роли подчиняющийся | играет | играет | играет | |
Умение сотрудничать со взрослыми, способность работать в группе сформированы недостаточно сформированы не сформированы | Не сформ | сформ | сформ | |
Получает удовольствие от продуктивных занятий | да | да | да | |
Любознателен | ср | В ср | В ср |
4. Индивидуальный упрощенный план на год
Образовательная область | ООД коррекционно-развивающей направленности | Количество ООД на учебный год | Сопровождение |
Познавательное развитие | ФЦКМ | 36 | Воспитатели |
Речевое развитие | Развитие речи (коррекционный раздел) | 18 | Логопед |
Социально коммуникативное развитие | Социальный мир (коррекционный раздел) | 36 | Педагог-психолог |
Художественно эстетическое развитие | Изобразительная деятельность | 36 | Воспитатели |
Музыка | 36 | Музыкальный руководитель | |
Физическое развитие | Здоровье | 72 | Инструктор ФИЗО |
5. План мероприятий, связанных с ребенком с ОВЗ
№ | Месяц | Направление работы |
1 | Сентябрь | Обследование ребенка с ОВЗ глубокими нарушениями на ПМПк, коллегиальное заключение и рекомендации Подбор психокоррекционных методик, составление комплексной программы психокоррекционного воздействия |
2 | Октябрь | Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием программы педагогов и родителей ребенка с ОВЗ Реализация коррекционно-развивающей программы |
3 | Ноябрь | Промежуточная проверка эффективност работы с ребенком Собеседование с родителями об эмоциональном состоянии детей с ОВЗ |
4 | Декабрь | Определение способностей ребенка с ОВЗ Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ |
5 | Январь | Психотерапевтическая работа по развитию компенсаторных навыков |
6 | Март | Развитие интеллектуальных способностей Медицинское консультирование педагогов и родителей по отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ |
7 | Апрель | Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ Проверка результативности психокоррекционной програ |
8 | Май | Определение целей и задач на следующий учебный год |
6. Бланк мониторинга включённости ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ ДСКВ «Сардана», группа старшая
Ф.И.О. ребёнка Сигаев Дамир Александрович возраст 5,8
Наименование критерия | Наличие | Дополнительная информация | |
Позиция администрации ДОУ к процессу включения ребенка с синдромом Дауна в детский сад | |||
а) лояльность | |||
б) заинтересованность | |||
в) неуверенность, опасения | |||
Позиция воспитателей в группе по отношению к ребёнку: | |||
а) лояльность | |||
б) заинтересованность | |||
в) неуверенность, опасения | |||
3. Включенность ребёнка в группу детей, взаимодействие с детьми: | |||
а) активен во взаимодействии с другими детьми | |||
б) наблюдает за другими детьми | |||
в) отстранён от взаимодействия, сам по себе | |||
4. Организация среды для ребёнка: | |||
а) есть элементы дополнительной организации среды | |||
б) дополнительная организация среды отсутствует | |||
5. Отношение родителей других детей группы к включению ребёнка с синдромом Дауна: | |||
а) заинтересованы во включении, поддерживают ребёнка и родителей, объясняют своему ребёнку, как нужно себя вести с особыми детьми | |||
б) лояльны к ребёнку и его родителям | |||
в) отстранены и испытывают опасения, сторонятся ребёнка и родителей |
7. Общая картина включённости ребёнка в группу детского сада.
Общая картина интеграции ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение, составленная специалистом совместно с родителями
Родитель: Сигаева Мария Гавриловна
Ребёнок: Сигаев Дамир Александрович
Параметры картины интеграции | Дата | |
Октябрь | Май | |
1. Общая ситуация | ||
- частота посещения | 9 дней/22 | 18 дней/20 |
- адаптивность в группе | норма | норма |
- участие в выполнении заданий | низкое | среднее |
- использование навыков самообслуживания | среднее | норма |
- взаимоотношение с воспитателем | норма | норма |
2. Психологическое состояние ребёнка: | ||
- с удовольствием идёт в детский сад | да | да |
- плачет в детском саду | нет | нет |
- испытывает чувство тревоги и дискомфорта | нет | нет |
- тянется к детям | да | да |
- общается с воспитателем | да | да |
- проявляет инициативу в игре | да | да |
3. Психологическое состояние родителя | ||
- испытывает чувство страха, тревоги | нет | нет |
- спокоен | да | да |
- установлены взаимоотношения с воспитателями группы | да | да |
- установлены взаимоотношения с родителями других детей | нет | да |
4. Успехи, которых удалось достичь в процессе адаптации ребёнка в группе детского сада: Дамир раньше не контролировал акт мочеиспускания и не просился на горшок, после того как стал посещать детский сад, Дамир сам находит горшок и перестал писать в штаны. Со старшей сестрой начал заниматься зарядкой. Самостоятельно собирает пазл с рисунком, из разрозненных кубиков выкладывает рисунок. Любит рисовать красками несложные рисунки. | ||
5. Сложности, которые, по мнению родителя, возникают в процессе адаптации ребёнка в группе детского сада: В адаптационный период Дамир стал часто заболевать ОРЗ. | ||
6. Что хотелось бы улучшить или включить в процесс адаптации ребёнка в детском саду: по мнению мамы: Хочу, чтобы педагоги научили ребенка говорить, рисовать, лепить. |
8. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком
№ | Дата | Содержание деятельности | Примечание |
1 | 29.10.17 | Работа с семьей Адресные посещения, постоянный контроль | Акт посещения |
2 | В теч. года | Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение | консультации |
3 | В теч. года | Индивидуальная коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей | Инд. план |
4 | В теч. года | Повышение воспитательной и педагогической компетенции. | Изучение литературы |
5 | В теч. года | Регулярный медицинский осмотр ребенка | Медицинская карта |
6 | В теч. года | Обучение навыкам самоконтроля | Обучение, наблюдение за ребенком |
9. Журнал регистрации работы с родителями с ОВЗ
№ | Дата | Консультируемый | Форма проведения | Тема | Педагог |
1 | 09.11.17 | Сигаева М.Г | Консультация | «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ» | Гермогенова А.Г. |
2 | 20.12.17 | Сигаева М.Г. | Беседа | «Как развить речь ребенка с ОВЗ» | Мартынова Н.Б. |
3 | 20.03.18 | Сигаева М.Г | Консультация | «Организация предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ» | Гермогенова А.Г. |
4 | 21.05.18 | Сигаева М.Г | Консультация | «Развивающие игры для детей с ОВЗ» | Мартынова Н.Б. |
10. Адаптационный лист
Ребёнок: Сигаев Дамир Александрович
Дата рождения: 07 марта 2013 года
Родитель: Сигаева Мария Гавриловна, Сигаев Александр Валерьевич
14. Упражнения и игры
Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Виды деятельности | Деятельность ребенка сОВЗ |
Коммуникация | Рассматривание книжек Игры с игрушками и настольными играми |
Музыка | Слушание музыки Танцевальные движения |
Изобразительная деятельность | Рисование красками, карандашами, фломастерами Лепка из пластилина, соленого теста Аппликация |
Театрализованная деятельность | Игры с театрализованными персонажами Включение в драматизацию и показ сказок |
I | II | III | IV | V | |||
Игры и упражнения | |||||||
Направленные на снятие напряжения | направленные на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам. | направленные на снижение тревожности и страхов. | способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий | направленные на развитие интеллектуальных способностей | |||
«Что изменилось?» «Дорисуй до образа» | «Найди одинаковые предметы» «Делай по заданию» | «Двигательная память» «Стань по заданию» «Аплодисменты». | «Знание названий предметов» «Угадай по описанию» | «Узнай, кто это» «Чем залатать коврик?» «Найди и вычеркни» |
I | II | III | IV | V | |||
Игры и упражнения | |||||||
Направленные на снятие напряжения | направленные на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам. | направленные на снижение тревожности и страхов. | способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий | направленные на развитие интеллектуальных способностей | |||
«Что изменилось?» «Дорисуй до образа» | «Найди одинаковые предметы» «Делай по заданию» | «Двигательная память» «Стань по заданию» «Аплодисменты». | «Знание названий предметов» «Угадай по описанию» | «Узнай, кто это» «Чем залатать коврик?» «Найди и вычеркни» |
II. План реализации адаптивной индивидуально ориентированной психокоррекционной работы
с ребенком ОВЗ в подготовительной группе
Этапы индивидуальной работы в подготовительной группе на неделю
по коррекционно-развивающей работе с ребёнком с ОВЗ в подготовительной группе
Направление: Познание
Задачи:
Развитие внимания
1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать восприятие геометрических фигур;
3) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков;
4) развивать объём внимания и наблюдательность;
Месяц | Неделя | Содержание коррекционно-развивающей работы | Используемый материал | Длительность |
Сентябрь | 1 | Мониторинг | Индивидуальные игры | 1 |
2 | «Найди пару», | Парные картинки | 1 | |
3 | «Найди такой же предмет», | Предметные картинки | 1 | |
4 | «Найди такой же». | Набор игрушек | 1 | |
Октябрь | 1 | «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается | Цветные карандаши, раскраски животных | 1 |
2 | «Цветное лото» | Лото | 1 | |
3 | «Рисую палочки», | Графитный карандаш | 1 | |
4 | «Разложи картинки» | Сюжетные картинки | 1 | |
Ноябрь | 1 | «Нарисуй фигуру, которую я назову», | Набор геометрических фигур, карандаш | 1 |
2 | «Маленький –большой» | Набор игрушек | 1 | |
3 | «Копирование образца» | Образец изображения | 1 | |
4 | «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)» | Набор игрушек | 1 | |
Декабрь | 1 | «Посмотри и найди предметы круглой формы» | Цв.карандаш, лист бумаги | 1 |
2 | «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение» | Предметные картинки | 1 | |
3 | «Рисование картин» | Гуашь, кисть, бумага | 1 | |
4 | «Радужный хоровод» | Краски, карандаши | 1 | |
Январь | 1 | «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение» | Предметные картинки | 1 |
2 | «Копирование образца» | Образец изображения | 1 | |
3 | «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность) | Набор цветных картинок | 1 | |
4 | «Расскажи, покажи где, какая игрушка стоит?» | Игрушки | 1 | |
Февраль | 1 | «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); | Предметные картинки | 1 |
2 | «Закрой фигуры» | Набор геометрических фигур, карандаш | 1 | |
3 | «Геометрическое лото» | Набор геометрических фигур | 1 | |
4 | Беседа по картинкам | Набор предметных картинок | 1 | |
Март | 1 | «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); | Предметные картинки | 1 |
2 | «Как это можно использовать?», | Набор предметных картинок | 1 | |
3 | « Найди в группе предметы круглой формы». | Набор геометрических фигур | 1 | |
4 | Беседа по картинкам | Набор сюжетных картинок | 1 | |
Апрель | 1 | «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)», | Набор геометрических фигур, карандаш | 1 |
2 | «Уточним цвет предметов (вариативность)» | Цветные карандаши, цветные картинки | 1 | |
3 | «Расставь значки» | Фломастеры, лист с заданием | 1 | |
4 | «Найди в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». | Набор геометрических фигур | 1 | |
Май | 1 | «Дорисуй фигуры» | Набор геометрических фигур, карандаш | 1 |
2 | «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.» | Игрушка | 1 | |
3 | «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.» | 1 | ||
4 | Мониторинг | Бланк с заданием | 1 |
Использованная литература:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (основа УМК).
2.Справочник педагога – психолога «Детский сад».
3. «Развитие речи в разновозрастной группе» под ред.В.В.Гербовой, 2010 г.
4. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста- мл.гр» под ред.З.М.Богуславской, 1999 г.
5. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Волшебная палитра»
Художественно - развивающая программа по изобразительной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Содерж...
Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Умелые ручки»
Прогамма-план "Умелые ручки"(для детей 6-7 лет)- развивающая программа по ручному труду (развитие умелости рук). В программу входят средства по трудовому воспитанию детей, по р...
Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" воспитанниками подготовительной группы
Детский сад № 201 "Волшебница" с приоритетным осуществлением физического направления и квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии работает по основной общеобразоват...
Рабочая программа взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной образовательной программы ДОУ
Рабочая программа...
Программа «Взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ».
старшая группа...
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников
ИОМ маршруты были разработаны для всех 10 воспитанников. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и специалистами ДОУ. Работа проводилась по...
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника. Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - э...