Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением слуха в условиях сада
консультация по коррекционной педагогике
Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна»
107076 г. Москва ул. Олений вал д.22
тел/факс: 8(495)603-07-33, E-mail: uvk30@mail.ru
Методические рекомендации
«Обогащение социального опыта дошкольников
с нарушением слуха в условиях сада»
Подготовила
Старший воспитатель:
Мельникова А.В.
Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт.
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение. Ребенок проводит в детском саду большую часть дня и именно в детском саду он получает первый опыт общения с другими детьми, со взрослыми, получает социальный опыт решения различных проблемных ситуаций.
Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.
Задачи социального развития ребенка в дошкольном учреждении:
- Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;
- Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
- Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;
- Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми
Поставленные задачи выполняются следующим образом: Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие.
Совершенно особый, уникальный способ освоения действительности ребенком – это игра. Она дает ребенку возможность действовать в условных, придуманных обстоятельствах, т.е. является важным средством социализации.
Игра в раннем возрасте не возникает спонтанно, а формируется только в результате усвоения ребенком способов игровой деятельности в процессе общения со взрослым. Для детей с нарушением слуха характерен однообразный и ограниченный выбор игрушек, значительное отставание в развитии уровней самостоятельной игровой деятельности (преобладает уровень одиночной игры), в овладении способами игровых действий, сюжетным способом построения игры.
Овладение игровыми действиями не происходит одновременно и одинаково у всех детей. Этот процесс сложен и зависит от многих причин. Сложность обучения детей с нарушением слуха игровой деятельности состоит в том, что возможность руководства ею с помощью речи ограничена. В связи с этим обучение игре на первых порах осуществляется без речи, на основе показа и совместного с ребенком действия. С другой стороны, одним из важнейших условий возникновения игры является умение ребенка подражать действиям взрослого (а способность к подражанию также различна у детей с нарушением слуха).
Формирование игровой деятельности детей с нарушением слуха осуществляется поэтапно в процессе специально организованных игр-занятий и руководства свободной игровой деятельностью детей (что позволяет развивать и при необходимости своевременно корригировать приобретенные игровые умения). Проведению всех видов игр-занятий предшествует подготовительная работа по обогащению представлений об окружающем мире. Одним из главных условий работы постоянное мотивированное речевое общение с детьми.
Первым этапом обучения игре является развитие игрового интереса. Особенно важно, прежде всего вызвать интерес к игрушке, положительное отношение к ней, чувство радости, удовольствия от ее восприятия Важнейшим условием вызывания и развития познавательного интереса детей, как известно, является новизна предмета или условий его предъявления. Основным методом обучения является наглядный, предусматривающий систему усложняющихся методических приемов: демонстрацию игрушек; различных действий с определенной игрушкой с последующим переносом этих действий на другие игрушки; различных сценок. По завершению серии игр-занятий, направленных на вызывание интереса к игрушкам и действиям с ними, детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать игрушки и действовать с ними. Такой подход способствует развитию и повышению интереса ребенка к разнообразным игрушкам, развитию умения извлекать новые впечатления из игрушки.
Следующий этап – формирование предметно-отобразительной игровой деятельности. Формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, а также в процессе демонстрации образцов игрового поведения. Конечно, такие приемы обучения (показ и совместное действие) не обеспечивают творческой деятельности ребенка, но формируют ее основу – способность к подражанию. Обучение проводится сначала индивидуально (при формировании первых игровых умений), а затем с небольшими (2 – 3 человека) подгруппами детей, то есть формируется уровень игры рядом. Система работы предполагает усложнение: содержания обучения: от формирования отдельных действий с конкретной игрушкой к их объединению в определенной последовательности; методов обучения: от наглядного к практическому; методических приемов: от совместных действий к действиям по подражанию (непосредственному и отсроченному) и по словесной инструкции.
Уже на этапе предметно-отобразительной игры предусматривается введение предметов-заместителей, что способствует формированию у детей обобщенных представлений о предметах и способах их использования.
Стартовой площадкой для возникновения сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности дошкольника с нарушением слуха является сюжетно-отобразительная игра. В ее русле формируются все необходимые предпосылки сюжетно-ролевой игры: обобщение действий и их отделение от предметов, усложнение структуры игровых действий, вовлечение в игру предметов-заместителей, возникновение «роли в действии», кратковременное взаимодействие со сверстниками.
Одной из предпосылок развития сюжетной игры, является формирование взаимодействия ребенка с партнером по игре. В ряде отечественных и зарубежных исследований отмечается, что этому взаимодействию детей необходимо учить
В основе игры лежит сюжет, тесно связанный с личными впечатлениями ребенка. Игровые действия, сформированные на личном опыте ребенка, имеют для него эмоциональный, личностный смысл, который приобретает мотивирующее значение. Изучая влияние социального опыта на содержание игр детей раннего и дошкольного возраста, было установлено, что необходимым условием полноценного развития игры является наличие: знаний об отображаемой социальной ситуации и представлений о способах поведения в ней, возможности и способности актуализировать этот социальный опыт. С учетом этих положений ведущим принципом организации обучения должна стать четкая преемственность работы по ознакомлению с окружающим и занятий по обучению игре. Важным условием остаются активные действия детей с предметами, посильное участие в труде взрослых, что способствует обогащению личного опыта ребенка, созданию условий для осмысленного его переноса в игру как в процессе обучения, так и в самостоятельной деятельности. Основной формой организации обучения игровой деятельности это занятия, которые, способствуют обогащению игрового опыта детей и развитию их самостоятельной игры. Регулярные изменения необходимой предметной среды, соответствующие тематике проводимых игр-занятий: наборы игрушек и неоформленного игрового материала. Это дает возможность детям одновременно разыгрывать сюжеты по своему желанию, параллельно разворачивать сюжеты на одну тему.
Поэтапное формирование игры во взаимодействии с работой по ознакомлению с окружающим способствует созданию необходимых условий для обеспечения своевременного перехода детей с нарушением слуха с одного этапа развития игровой деятельности на следующий. Этап сюжетно-ролевой игры, являющейся ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, обогащает опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения. Это и есть главная цель социального развития ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи
Изучение нормативно- правовые документыИзучение практического опыта по данной темеПовышение качества проведения образовательной деятельности на основе внедрения новых технологий.определение роли взаим...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-860940-1480740495.jpg)
«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-898167-1586851272.jpg)
опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-569359-1452954660.jpg)
Консультация на тему: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи»
Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, опре...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/29/picture-1230007-1596042722.jpg)
План по самообразованию " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "
Тема: " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "План по самообразованию Выполнила: воспитатель МБДОУ №13 «Вишенка»Данилова А.М....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/26/picture-758794-1650981443.jpg)
РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)
Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-1465571-1679865864.jpg)
План самообразования 2022 - 2023г. Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи»
План самообразования Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» ...