Психоречевые особенности некоторых категорий детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье описываются психоречевые особенности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи и рассматривается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя дошкольных групп компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihorechevye_osobennosti.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Психоречевые особенности
некоторых категорий детей с ОВЗ
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности системы образования в нашей стране.
Обучающийся с ОВЗ – физической лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий (с сайта ЦПМПК).
Реалии сегодняшнего дня таковы, педагоги дошкольных групп должны уметь работать с любой категорией детей, имеющих статус ОВЗ. Это требует от них высокого уровня подготовки и педагогического мастерства.
В единой системе и в тесном сотрудничестве с детьми работают учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, инструктор по бассейну. Выстраивая свою работу в соответствии со Стандартом, с учётом образовательных областей и в соответствии с адаптированной образовательной программой, педагоги достигают в своей работе максимальной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста. Это позволяет обеспечить детям равные стартовые возможности при переходе на школьную ступень образования, помогает детям в дальнейшем легче адаптироваться и интегрироваться в среду нормативно развивающихся сверстников.
В рамках сегодняшней встречи речь пойдёт о детях с тяжёлыми нарушениями речи, как наиболее многочисленной в образовательных организациях на дошкольном и школьном уровнях образования.
Дети с ТНР – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Наиболее многочисленная группа детей с ТНР – это дошкольники с общим недоразвитием речи. Для них характерны нарушения:
- фонематического слуха,
- звукопроизношения,
- слоговой структуры слова,
- бедность словарного запаса,
- наличие стойких грамматических нарушений
- и выраженные нарушения связной речи.
Помимо лингвистических нарушений у детей с ОНР наблюдаются:
- низкая познавательная активность;
- бедность представлений об окружающем мире,
- сниженный уровень развития высших психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
- наличие оптико-пространственных нарушений;
- наличие пространственно-временных нарушений;
- недоразвитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
- гипомимика;
- своеобразия голоса.
Очень часто у детей с общим недоразвитием речи отмечается наличие дизартрического компонента. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
При включении ребёнка с речевыми нарушениями в образовательный процесс образовательной организации обязательным условием является наличие систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Рассмотрим возможные виды взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя дошкольных групп полного компенсирующей направленности.
Направления работы | Учитель-логопед | Музыкальный руководитель |
Работа над дыханием | Постановка рёберно-диафрагмального дыхания. Выполнение дыхательных упражнений. Дифференциация носового и ротового выдоха. | Вокальные упражнения. Пение. Игра на детских музыкальных инструментах. |
Работа над голосом | Использование фонетической ритмики. Игровые упражнения по изменению силы, высоты, длительности звучания голоса. | Вокальные упражнения. Пение. Инсценировки. |
Работа над мимикой | Логопедическая гимнастика. Активизация мимики в ходе работы над интонацией. | Развитие выразительности мимики в пении, танцах, инсценировках. |
Работа над артикуляцией | Логопедическая гимнастика. Автоматизация поставленных звуков. | Использование специальных разминок. Попевки. Пение. |
Работа над моторикой | Пальчиковые игры. Выполнение заданий с различным дидактическим материалом. | Игра на детских музыкальных инструментах. Использование кукол бибабо. |
Работа по развитию неречевого и речевого слуха | Различение сигналов звучащих игрушек. Обучение восприятия длительности, высоты, количества звучаний. Целенаправленная работа по созданию фонематической готовности к вызыванию звука. Последовательное знакомство со звуками речи. | Слушание музыки. Музыкально-дидактические игры. Игра на детских музыкальных инструментах. Вокальные упражнения. Пение. |
Работа по формированию правильного звукопроизношения | Создание артикуляционной готовности к вызыванию звука. Автоматизация поставленных звуков на различном речевом материале. Введение звука в речь. | Закрепление поставлен-ных звуков в ходе занятия на материале потешек, стихов, попевок, песен. Введение звука в речь в ходе взаимодействия с ребёнком. |
Обогащение представлений об окружающем мире | В ходе речевых игр и занятий по развитию речи. | Рассматривание иллюстраций по теме. |
Работа по формированию лексико-грамматических средств языка. | Проведение фронтальных и индивидуальных занятия. | Обогащение словаря специальными терминами и названиями музыкальных инструментов, народных костюмов, редко употребимыми словами из народных потешек и песен. |
Развитие связной речи и коммуникативных навыков. | Проведение фронтальных и индивидуальных занятий. Использование режимных моментов. | Участие в кукольном театре. Инсценировки. Музыкальные спектакли. И прочие виды деятельности. |
Развитие пространственной ориентировки | Специальные задания, игры и упражнения на развитие ориентировки в схеме собственного тела, большом и малом пространстве, на листе бумаги. | Танцевально-игровое творчество. Подвижные игры. |
Залогом эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР является чёткая организация работы дошкольных групп, правильное распределение нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Диагностика психоречевых нарушений у детей с РДА»
Проведение диагностического обследование в группе детей с РДА....
Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.
Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...
Консультация для родителей "Профилактика психоречевых нарушений у детей раннего возраста.
В консультации я расскажу вам об особенностях развития детей раннего возраста, о причинах возникновения нарушений речи, и более подробно остановлюсь на играх по профилактике психоречевых нарушен...
Статья "ЧТО ТАКОЕ ЗПРР (ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ)"
В статье описывается , что такое ЗПРР.Признаки задержки психического развития,так же описаны некоторые нарушения развития. Описаны факторы провоцирующие ЗПРР.Заболе...
Задержка психоречевого развития у детей. Как проявляется и как лечится.
Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. ...
Категория детей с аутизмом. Предрасположенность их заболевания и развитие таких детей с рождения до 6 лет
Презентация по теме Категория детей с аутизмом. Предрасположенность их заболевания и развитие таких детей с рождения"...
Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.С первых дней жизни ребёнок требует социализации и любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи взрослого. Социализация происходит только в сов...