Психоречевые особенности некоторых категорий детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бабина Людмила Петровна

В статье описываются психоречевые особенности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи и рассматривается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя дошкольных групп компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihorechevye_osobennosti.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Психоречевые особенности

некоторых категорий детей с ОВЗ

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности системы образования в нашей стране.

Обучающийся с ОВЗ – физической лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий (с сайта ЦПМПК).

Реалии сегодняшнего дня таковы, педагоги дошкольных групп должны уметь работать с любой категорией детей, имеющих статус ОВЗ. Это требует от них высокого уровня подготовки и педагогического мастерства.

В единой системе и в тесном сотрудничестве с детьми работают учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, инструктор по бассейну. Выстраивая свою работу в соответствии со Стандартом, с учётом образовательных областей и в соответствии с адаптированной образовательной программой, педагоги достигают в своей работе максимальной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста. Это позволяет обеспечить детям равные стартовые возможности при переходе на школьную ступень образования, помогает детям в дальнейшем легче адаптироваться и интегрироваться в среду нормативно развивающихся сверстников.

В рамках сегодняшней встречи речь пойдёт о детях с тяжёлыми нарушениями речи, как наиболее многочисленной в образовательных организациях на дошкольном и школьном уровнях образования.

Дети с ТНР – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Наиболее многочисленная группа детей с ТНР – это дошкольники с общим недоразвитием речи. Для них характерны нарушения:

- фонематического слуха,

- звукопроизношения,

- слоговой структуры слова,

- бедность словарного запаса,

- наличие стойких грамматических нарушений

- и выраженные нарушения связной речи.

Помимо лингвистических нарушений у детей с ОНР наблюдаются:

- низкая познавательная активность;

- бедность представлений об окружающем мире,

- сниженный уровень развития высших психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;

- наличие оптико-пространственных нарушений;

- наличие пространственно-временных нарушений;

-  недоразвитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

- гипомимика;

- своеобразия голоса.

Очень часто у детей с общим недоразвитием речи отмечается наличие  дизартрического компонента. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При включении ребёнка с речевыми нарушениями в образовательный процесс образовательной организации обязательным условием является наличие систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Рассмотрим возможные виды взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя дошкольных групп полного компенсирующей направленности.

Направления работы

Учитель-логопед

Музыкальный         руководитель

Работа над дыханием

Постановка рёберно-диафрагмального дыхания. Выполнение дыхательных упражнений. Дифференциация носового и ротового выдоха.

Вокальные упражнения. Пение. Игра на детских музыкальных инструментах.

Работа над голосом

Использование фонетической ритмики. Игровые упражнения по изменению силы, высоты, длительности звучания голоса.

Вокальные упражнения. Пение. Инсценировки.

Работа над мимикой

Логопедическая гимнастика. Активизация мимики в ходе работы над интонацией.

Развитие выразительности мимики в пении, танцах, инсценировках.

Работа над артикуляцией

Логопедическая гимнастика. Автоматизация поставленных звуков.

Использование специальных разминок. Попевки. Пение.

Работа над моторикой

Пальчиковые игры. Выполнение заданий с различным дидактическим материалом.

Игра на детских музыкальных инструментах. Использование кукол бибабо.

Работа по развитию неречевого и речевого слуха

Различение сигналов звучащих игрушек. Обучение восприятия длительности, высоты, количества звучаний.

 Целенаправленная работа по созданию фонематической готовности к вызыванию звука. Последовательное знакомство со звуками речи.

Слушание музыки. Музыкально-дидактические игры. Игра на детских музыкальных инструментах. Вокальные упражнения. Пение.

Работа по формированию правильного звукопроизношения

Создание артикуляционной готовности к вызыванию звука. Автоматизация поставленных звуков на различном речевом материале. Введение звука в речь.

Закрепление  поставлен-ных звуков в ходе занятия на материале  потешек, стихов, попевок, песен. Введение звука в речь в ходе взаимодействия с ребёнком.

Обогащение представлений об окружающем мире

В ходе речевых игр и занятий по развитию речи.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Работа по формированию лексико-грамматических средств языка.

Проведение фронтальных и индивидуальных занятия.

Обогащение словаря специальными терминами и названиями музыкальных инструментов, народных костюмов, редко употребимыми словами из народных потешек и песен.

Развитие связной речи и коммуникативных навыков.

Проведение фронтальных и индивидуальных занятий. Использование режимных моментов.

Участие в кукольном театре. Инсценировки. Музыкальные спектакли. И прочие виды деятельности.

Развитие пространственной ориентировки

Специальные задания, игры и упражнения на развитие ориентировки в схеме собственного тела, большом и малом пространстве, на листе бумаги.

Танцевально-игровое творчество. Подвижные игры.

Залогом эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР является чёткая организация работы дошкольных групп, правильное распределение нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Диагностика психоречевых нарушений у детей с РДА»

Проведение диагностического обследование в группе детей с РДА....

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Консультация для родителей "Профилактика психоречевых нарушений у детей раннего возраста.

В консультации я расскажу вам об особенностях развития детей раннего возраста, о причинах возникновения нарушений речи, и более  подробно остановлюсь на играх по профилактике психоречевых нарушен...

Статья "ЧТО ТАКОЕ ЗПРР (ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ)"

В статье описывается , что такое ЗПРР.Признаки  задержки  психического  развития,так же описаны некоторые нарушения  развития. Описаны факторы  провоцирующие  ЗПРР.Заболе...

Задержка психоречевого развития у детей. Как проявляется и как лечится.

Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. ...

Категория детей с аутизмом. Предрасположенность их заболевания и развитие таких детей с рождения до 6 лет

Презентация по теме Категория детей с аутизмом. Предрасположенность их  заболевания и развитие таких детей с рождения"...

Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.

Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.С первых дней жизни ребёнок требует социализации и любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи взрослого. Социализация происходит только в сов...