Занятия с детьми с ОВЗ по коррекции эмоционально-волевой сферы.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Слипаченко Галина Владимировна

Занятия с детьми с ОВЗ по   коррекции эмоционально-волевой сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Занятия с детьми с ОВЗ по   коррекции эмоционально-волевой сферы.

Занятия проводятся совместно с родителями.  Многие родители не  знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей, учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребёнок может чувствовать себя  комфортно и безопасно. Родители, принимая участие в групповых занятиях, проводят время с ребёнком, тем самым разделяют с ним его интересы. Ребёнок получает у родителей поддержку,  что способствует формированию   адекватной самооценки.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является  театрализованная игра, позволяющая:
- обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;
- познакомить ребёнка  с собственным телом, научить управлять им;
- научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент  театрального мастерства.

Мы предлагаем  выполнить упражнения детям и их родителям  и проанализировать свое самочувствие:
1. Произнести одно и то же предложение  с разной интонацией: громко – тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно- радостно и т.д.
2. Прочитать текст  с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту  горячая картошка и т.д.
3. Походить, как ходит – младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.
4. Поиграть с мимикой лица – улыбнуться:  как младенец – матери, мать – младенцу,  собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек;   Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. 
5. Спеть, как поет…Алла Пугачёва, Михаил Боярский, Дима Билан и т.д.

Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным  и понять себя и других.
Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что затруднения в осознании и определении своих чувств и эмоций, непонимание чувств и эмоций окружающих повышают риск возникновения психических заболеваний как у детей, так и у взрослых.
Часто обращаются за помощью родители  у которых дети с задержкой психического развития, а именно у такой категории детей часто возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других – развязность и суетливость.  Часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.  Самый короткий путь раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру.  Всё это может дать театрализованная деятельность.  Театрализованная игра  привлекательна для детей. Она приносит детям большую радость и удивление.   В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.   Главное – создать  между педагогами и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагога понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из трудной ситуации.  Иначе  боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых – всё это обрушивается на ребёнка, загоняя его в мир страха и сомнений. 

Для решения психо-коррекционных задач используем следующие  приёмы в работе с детьми:

  •   Выбираем на роль волка, медведя – робких, неуверенных в себе, детей. А детям агрессивным, подвижным предлагаем роль бабушки, дедушки, зайца.
  •   Учим обращать реплики в зал: «Вы не покажете дорогу к бабушке?», «Вы не видели лису?».
  • Используем внутренние высказывания героев: «Заяц усы вытер, пошире ворота распахнул… Дед почесал затылок, подумал и сказал…» (по рекомендациям О.П. Гаврилушкиной)
  • Привлечение родителей к участию в игре-драматизации и в подготовке костюма для своего  ребёнка.
  • Посещение спектаклей профессиональных театров;

В организацию театральных  занятий  включаем:

  • Просмотр кукольных  спектаклей    и беседа по ним;
  • Игры-драматизации;
  • Игры-инсценировки;
  • Дидактические игры на различение эмоций;
  • Пластические этюды.
  • Релаксационные упражнения.

Занятия строим по схеме:

  1. Введение в игровую ситуацию с помощью волшебного клубка, дорожки, свечи, с помощью ковра-самолёта для создания эмоционального настроения.
  2. Театрализованная деятельность: обыгрывание этюдов, пальчиковый театр, театр рукавичек, театр бибабо,  настольный театр, театр на магнитах.
  3. Рефлексия для  понимания  своих чувств и эмоций.

Занятия театральной деятельностью способствуют формированию личности ребёнка, вырабатывая определённую систему ценностей, чувства ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.
Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки и  умение выразить ясно для окружающих свою мысль, эмоции.
Занятия развивают основные психические функции - внимание, память, речь, восприятие,  способствуют развитию  творческого воображения, приобщают к театральной культуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по коррекции эмоционально – волевой сферы с детьми 6 – го года жизни «На прогулку с Филей»

Цель: формирование эмоционально — волевой сферы детей с повышенной двигательной активностью и низким уровнем внимания....

Психологическое занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста по теме: "Мой гнев"

Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста. Может быть интересен для психо...

Организация системы занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ТНР, ЗПРс использованием сказкотерапевтических методик

Наиболее эффективным способом коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, ЗПР является по мнению многих авторов использование сказкотерапевтических медотик....

Занятия с детьми с ОВЗ по коррекции эмоционально-волевой сферы.

Занятия проводятся совместно с родителями.  Многие родители не  знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В п...

Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы и группового поведения детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие: Самосознания,способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выр...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната».

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и посто...

Открытое занятие "Осеннее приключение в лесу" по теме самообразования "Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ" в старшей группе с ТНР

Конспект открытого занятия "Осеннее приключение в лесу" по теме самообразования "Формирование,  развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы у детей с ограниченными возможност...