Организация системы занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ТНР, ЗПРс использованием сказкотерапевтических методик
методическая разработка по логопедии

Егорова Надежда Михайловна

Наиболее эффективным способом коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, ЗПР является по мнению многих авторов использование сказкотерапевтических медотик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация системы занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР на основе сказкотерапии

Сказкотерапевтическое занятие с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста, это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка, возможность развития познавательной активности.

Наиболее оптимальным в работе с детьми с ЗПР является подход к коррекции эмоционально-волевой сферы через развитие воображения.  Разработанная система занятий, рассчитанная на один учебный год (с сентября по май),  состоит из 29 занятий, направленных на развитие воображения и творческих способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Система занятий по сказкотерапии разработана с учетом коррекционно-развивающих принципов:

  1. принцип целенаправленности;
  2. принцип гуманистической направленности (интересы ребенка превыше всего);
  3. принцип опоры на положительное (в каждом видеть больше положительных качеств);
  4. принцип сознательности и активности;
  5. сочетание прямых и косвенных воздействий (влияние через группу, коллектив).

В структуру развивающих, психокоррекционных, терапевтических занятий по сказкотерапии в определенной последовательности входят пять блоков:

  1. Блок психологической диагностики – беседа с родителями, драматизация в форме сказок, (1 - 5 занятий);
  2. Блок психолого-педагогической коррекции – представлен психодинамическими и статическими медитациями, путешествие по Сказочной стране, решение сказочных задач (5 – 10 занятий);
  3. Блок социально-психологической адаптации  - служит для закрепления новых форм позитивного поведения и взаимодействия, реализуется следующими приемами:  сочинение сказок, рассказывание сказок, построение картин из песка (5 – 10 занятий);
  4. Блок творческого самовыражения – включает такие приемы как составление картин из песка, рисование сказок объемными красками (3 – 7 занятий);
  5. Блок работы с родителями – выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в социальную среду (обучение родителей доступным формам работы со сказкой, использование сказок как корректного способа разрешения внутрисемейных проблем). В состав блока входят приемы: изготовление кукол и постановка спектаклей, театрализованные игры, совместное рисование.

Частоту занятий по сказкотерапии рассчитана таким образом, чтобы не происходило «привыкания» к Сказочной стране и не обесценивалась значимость «волшебства» - это 1 занятие в неделю.

Для реализации коррекционно-развивающих занятий необходимы следующие дидактические и наглядные материалы:

  1. для психотерапевтических игр с песком используются два водонепроницаемых деревянных ящика 50*70*80 см, промытый песок (в одном сухой песок, в другом влажный) и коллекция миниатюрных игрушек и предметов, высотой не более 8 см;
  • «Люди: домашние, военные, придуманные, мифологические»
  • «Здания: дома, школы, церкви, замки»
  • «Животные: домашние, дикие, доисторические, морские из зоопарка»
  • «Машины: сухопутные, водные, космические, боевые»
  • «Растительность: деревья, кусты, растения, овощные культуры»
  • «Сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота»
  • «Естественные предметы: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца»
  •  «Символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности»
  1. Для психодинамических медитаций / – упражнения с тканью необходима: прочная прозрачная ткань разных цветов (прозрачный трикотаж или тюль), размер ткани не менее 1,5*1,5 метра;

-  упражнения с  эластичной тканью, сшитой в кольцо: потребуется эластичный прочный трикотаж длиной 3 метра, шириной 40 см., концы полотна сшиты, таким образом получается кольцо ;

- упражнения с зеркалом «Страна Зеркалия» - необходима либо зеркальная стена, либо большие зеркала, в которых ребенок мог бы видеть себя целиком;

-для танцев потребуется подвижная, зажигательная, веселая, грустная, медленная музыка.

3. Для сказкотерапевтического спонтанного рисования (рисование объемными «волшебными» красками) – необходимы: гуашь, мука, соль крупная, клей ПВА, подсолнечное масло, вода-это основа в которую добавляют гуашь. Краски выкладываются на картон.

4. Сказочная куклотерапия предполагает использование трех вариантов кукол:

- куклы-марионетки;

- пальчиковые куклы;

- теневые куклы.

Для их изготовления необходимы материалы: красивая бусинка, капсула от «Киндер-сюрприза», вата (синтепон), трикотаж телесного цвета, белая ткань, цветная ткань, нитки, иголки, ножницы, украшения, толстая нить, и игла (для кукол-марионеток); черный или темный картон (для теневых кукол).

5. Для статических медитаций необходима специальная музыка (спокойная, прозрачная, радостная) и медитативная сказка. (Приложение №  )

Конечная цель системы занятий по сказкотерапии – коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

Система занятий по сказкотерапии представлена в таблице 1.

Таблица 1. Перспективно-тематический план занятий по сказкотерапии

СЕНТЯБРЬ

Обследование детей (I – III недели)

IV неделя

Тема:

Рассказывание сказок (придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки)

Цель:

Развитие произвольного внимания: умения слушать и чувствовать окружающих, умения максимально концентрироваться на происходящем.

ОКТЯБРЬ

I неделя

Тема:

Сказки на песке (сказкотерапевтическая песочная терапия)

Цель:

Стабилизация психоэмоциональных состояний. Развитие мелкой моторики.

II неделя

Тема:

Сказкотерапевтическое спонтанное рисование

Цель:

Научить изготавливать и рисовать объемными «волшебными красками»;

Стабилизация психоэмоциональных состояний детей;

Развитие фантазии и воображения детей.

III неделя

Тема:

Сказки на песке

Цель:

Стабилизация эмоциональных состояний детей;

Формирование позитивных эмоций;

Формирование положительной мотивации к занятиям и личностной заинтересованности детей в происходящем.

IV неделя

Тема:

Сказочное путешествие (статическая медитация)

Цель:

Отработать позитивное взаимодействие детей друг с другом;

Проработать мотив взаимопомощи и ответственности;

Формировать произвольную память и внимание детей.

НОЯБРЬ

I неделя

Тема:

Куклотерапия (изготовление кукол-марионеток). Работа с родителями

Цель:

Развивать мелкую моторику («мануальный интеллект»);

Развивать фантазию и образное мышление;

Развивать способность к концентрации внимания;

Укреплять союз Ребенок – Специалист - Родитель

II неделя

Тема:

Знакомство с куклой («оживление» кукол-марионеток)

Цель:

Научить детей кукловождению;

Отработать координацию правой и левой руки;

Отработать различные эмоциональные состояния;

Отработать механизм саморегуляции детей;

Научить адекватно выражать свои чувства.

III неделя

Тема:

Сказки на песке

Цель:

Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук («чувствительные ладошки»)

IV неделя

Тема:

Психодинамическая медитация (перевоплощения)

Цель:

Научить детей перевоплощаться в различные образы;

Развивать чувствительность;

Получить позитивный двигательный опыт;

Моделировать ситуации раннего детского возраста.

ДЕКАБРЬ

I неделя

Тема:

Психодинамическая медитация. Погружение в различные стихии

Цель:

Научить детей представлять и «проходить» по различным видам почвы;

Развивать воображение;

Общая энергетизация тела.

II неделя

Тема:

Психодинамическая медитация. Изображение растений

Цель:

Стабилизировать психические процессы;

Снять напряжение;

Зарядиться энергией.

III неделя

Тема:

Занятия с эластичной тканью, сшитой в кольцо

Цель:

Формирование групповой энергии;

Развивать сплоченность, чувство поддержки и доверия.

ЯНВАРЬ

I неделя

Тема:

Танцы

Цель:

Научить детей телесному выражению различных эмоциональных состояний

II неделя

Тема:

Чудеса на песке

Цель:

Развивать у детей фонематический слух, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие.

III неделя

Тема:

Дидактические игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы «особых» детей

Цель:

Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

IV неделя

Тема:

Медитации на сказку (статические)

Цель:

Создать позитивный образ семьи, детско-родительских взаимоотношений;

Помочь в самоактуализации.

ФЕВРАЛЬ

I неделя

Тема:

Постановка сказки  с помощью кукол-марионеток

Цель:

Научить проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.

II неделя

Тема:

Решение «сказочных задач»

Цель:

Развитие творческого мышления и воображения.

III неделя

Тема:

Изготовление кукол для теневого театра (теневые куклы)

Цель:

Профилактика детских страхов.

IV неделя

Тема:

Постановка (разыгрывание) сказок (с теневыми куклами)

Цель:

Разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических сказок.

МАРТ

I неделя

Тема:

«Погружение в сказку» (цикл занятий)

Занятие № 1. Заяц-Коська и Родничок

Цель:

Формировать умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;

Обучить детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение – расслабление, твердость – мягкость, тяжесть – легкость и т.д.).

 II неделя

Тема:

Занятие № 2. Ежик и море (по сказке С. Козлова)

Цель:

Расширить представления детей об эмоциях связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность.

III неделя

Тема:

Занятие № 3. Золушка (по сказке Ш. Перро)

Цель:

Развивать связную речь, умение описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности;

Развивать способность концентрироваться, управлять мыслительными образами.

IV неделя

Тема:

Занятие № 4. Русалочка (по сказке Г.Х. Андерсена)

Цель:

Активизация произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах;

Развитие слуховой памяти;

Снятие эмоционально-психического напряжения.

АПРЕЛЬ

I неделя

Тема:

Песочная игротерапия

Цель:

Развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

II неделя

Тема:

Сказочное рисование

Цель:

Рисование объемными «волшебными красками» сказочных образов (персонажей);

Развитие креативности и фантазии.

III неделя

Тема:

Танцы (телесный язык, выражающий эмоции, чувства, состояния)

Цель:

Научить телесному выражению различных эмоциональных состояний;

Чувствовать свое тело и лучше владеть им.

IV неделя

Тема:

Медитация на сказку (статическая медитация)

Цель:

Снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия и «зарядиться» энергией.

МАЙ

I неделя

Тема:

Методика «Раскрась свои чувства»

Цель:

Выявить чувства, которые испытывает ребенок, и места их локализации в теле.

Обследование детей (II – IV недели).

Таким образом, предполагаю, что развивая воображение, можно скорректировать нарушения эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Конспект сказкотерапевтического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет Тема: « Знакомство с песочной страной»

Цель:1.     Осознание ребенком собственной неповторимости, принятия себя, своих особенностей.2.     Обогащение первичных представлений о себе;3....

Психологическое занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста по теме: "Мой гнев"

Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста. Может быть интересен для психо...

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт...

Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы и группового поведения детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие: Самосознания,способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выр...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...

Игровые занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми...