Играть, развиваясь каждый день - просто!
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Павлова Екатерина Владимировна

Основным видом деятельности ребенка с ОВЗ является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком стоит организовывать именно в виде игры:


- познавательная сфера. Ребенок узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

- образное мышление, фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. Желательно использовать не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

- речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, нужно  учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

- нравственные качества. Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить.

- мотивационная сфера. Ее развитие происходит в процессе ролевой игры. 

Если к простым играм, подключить  развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научат придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrat_razvivayas_prosto_kazhdyy_den_seminar_dlya_roditeley.docx137.27 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей и воспитателей детского сада, работающих с детьми с ОВЗ   «Играть развиваясь каждый день – просто!»

Крым, Бахчисарайский район

село Угловое, июнь 2018 г

             C:\Users\2\Desktop\катя\аттестация\ECA0F698-9BAA-4909-941C-E731F69ACDDF.jpeg

Основным видом деятельности ребенка с ОВЗ является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком стоит организовывать именно в виде игры:


- познавательная сфера. Ребенок узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

- образное мышление, фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. Желательно использовать не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

- речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, нужно  учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

- нравственные качества. Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить.

- мотивационная сфера. Ее развитие происходит в процессе ролевой игры. 

Если к простым играм, подключить  развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научат придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.

Правила составления и подачи инструкции игры.

  1. Готовя инструкцию, необходимо соблюдать адресность:

Обязательное соотношение игры с конкретными участниками (учитывается возраст участников, количество мальчиков и девочек).

2. Продумывая и транслируя инструкцию, необходимо настроить участников на игровую деятельность. Вся инструкция должна быть эмоционально окрашена, поскольку без этого просто невозможно добиться желаемого результата. Инструкцию следует проговаривать играющим четко, динамично, делая акценты на особенно важных моментах игры.

3. Проговаривая инструкцию, необходимо грамотно расставить акценты на содержании игры, чтобы участникам было понятно, что и как делать, какие существуют правила, как этих правил придерживаться, как действовать в сложных (спорных) вариантах.

4. В каждой игре обязательно должна присутствовать эмоциональная точка.

Эти простые, не требующие особой подготовки занятия помогут вам развивать ребенка гармонично и разнообразно.

Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития.

КАПЛЕТЕРАПИЯ ИЛИ ИГРЫ С ПИПЕТКОЙ

Задачи:

- развитие  мелкой моторики, подготовка ркиу ребенка к письму.

-работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает занятие ярким и интересным, дети учатся концентрации внимания и их движения становятся все более координированными.

-развитие творческого воображения.

Материал:

  • стаканчики с цветной водичкой (в воде разведены  акварельные краски разных цветов – желтый, зеленый, синий, красный, коричневый, черный и белый),
  • пипетки,
  • доску для лепки из пластика белого цвета,
  • губку из поролона (это «шапка-невидимка» для удаления лишних капель),
  • листы плотной бумаги, ватные диски, салфетка, миска с молоком.

Игры, задания.

Основной принцип работы: ребенок набирает пипеткой цветную воду и «рисует» капельками на пластиковой доске или бумаге, салфетки для рук, молоке:

  1. рисовать пипеткой кляксы и капли, изучать цвета и форму капельки и кляксы, придумать персонажа всех занятий – Кляксу.
  2. рисовать из капелек более замысловатые фигуры.
  3. из капелек составляем дорожки, по которым будет гулять Клякса (ее тоже рисуем), домик, в котором живет Клякса, прорисовываем траву, цветы, погодные условия (солнце с лучами, тучи, дождик, грозу).
  4. учится рисовать большие и маленькие капли, переносить капли на другое место, дуть на них из соломки.
  5. рисовать семью Кляксы (здесь хорошо обсудить взаимоотношения в семье самого ребенка, особенно, если в них есть проблемы).
  6. рисовать пипеткой на бумаге,молоке .
  7. дозировать воду и выливать ее ровно столько – сколько нужно, закапывать капельки воды в использованный блистер от таблеток
  8. делать опыты: набирать в пипетку уксус и капать на соду.

Самое сложное для ребенка в этой игре – это усвоить последовательность действий: сначала надавливаем на грушу, затем опускаем наконечник в воду, набираем воду, потом, не надавливая, переносим в другую емкость и т.д.    

Первое время держите руку ребенка в своей и действуйте вместе. И помните, что наливать воду перед игрой, а также убирать за собой рабочее место необходимо вместе с ребенком.

Игры с прищепками

Задачи:

- развитие мелкой моторики,

- изучение цвета, букв, цифр, математических представлений,

-  развитие логического мышления, творческого воображения. А с детьми постарше

Как играть с прищепками. Сначала мы учим ребенка снимать прищепки, далее прицеплять. С начала с вашей помощью, а потом и самостоятельно.

Простые дидактические игры с прищепками

Сними жучка с одежды. Прицепите прищепки разных цветов на себя или ребенка и предложите ему снять жучка. Это веселая забава, с помощью которой можно закреплять знание основных цветов, частей тела, одежды, изучать понятия «право» и «лево» (правая рука, левая нога).

Найди жучка. Попросите ребенка подождать вас в другой комнате, а сами закрепите прищепки к различным предметам – шторам, игрушкам, мебели и т.д. Расскажите, что пока его не было, прилетели жучки, теперь их надо поймать и посадить в коробку или ведерко.

Поменяйтесь ролями.

Сушим одежду. Привяжете веревку между ножками стола или даже ручками тазика, развешивайте одежду игрушек.

Бусы из прищепок.. Когда ребенок будет легко справляться с заданием, усложните задание и предложите ему чередовать прищепки разных цветов.

Конструктор из прищепок. Соберите из прищепок робота, самолет, оленя.

Прицепляем ко всему. Прицепляйте прищепки вместе с ребенком ко всему, что попадется под руку. Сделайте серьги мишке, украсьте вешалку, пластмассовые стаканчики, машинку, детали от конструктора.

Можно  цеплять прищепки по периметру коробки. А если обклеить коробку цветной бумагой (на каждой стороне свой цвет), то это еще один повод повторить основные цвета. Для тех же целей можно использовать детали конструктора.

Игры с прищепками своими руками

С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучикидождик тучке, сажаем травку на грядке. Делаем веточки        елкеботву морковке и репкеколючки ежику, ушки зайчику, приделывать ножки и ручки человечкам, пальчики ладошкам, лапки жучкам, лепестки цветам, ноги животным, крылья самолету, листья дереву и т.п.

Разноцветный круг.

Вырезаем из картона круг, делим его на 6 частей, раскрашиваем каждую часть в соответствии с цветами имеющихся прищепок. По внешнему краю рисуем  кружочки: от двух до пяти. Прикрепляем  прищепки соответствующего цвета по числу кружков.

Кормим птенца. Знакомьтесь, это Гоша, вечно голодный птенец. Мама-прищепка кормит его червячками.

Птенца можно использовать не только для игр с прищепками. В крышке банки вырезаем клюв, приклеиваем  на двусторонний скотч глазки, хохолок и крылья. В качестве жучков и червячков используем резинки для волос, разрезанные шнурки и т.п. А клюв мамы – прищепка.

Волшебный мешочек - игра для сенсорного развития

Эта игра учит запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его на ощупь, думать, видеть с закрытыми глазами, развивать речь, словарный запас, осязательные способности, мышление.

Правила игры № 1

Разложить одинаковые предметы на поднос и в мешочек.  Берем  предмет с подноса и показываем ребенку. Называем его свойства, если нужно -даем потрогать. А затем простим найти у себя в мешочке такой же. Но с условием - в мешочек не подглядывать! Играем до тех пор, пока все предметы не будут выложены         из         мешочка.
Очень важно играть не только правой, но и левой рукой.
Правила игры № 2

Положите фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею. Попросите вытащить змею. Потом жирафа, потом корову. Можно предложить отгадать, что за         звери         спрятались         в         мешочке.
Правила игры № 3

Предметы по парно сложены в мешочек, взрослый  засовывает руку, нащупывает предмет, называет его, достает из мешочка и показывает.  Ребенок ищет такой же. Так достаем все предметы, и затем складываем обратно.

Правила игры № 4

Тренируем не только осязательную, но и зрительную память – приглашаем поиграть вместе с нами любую игрушку, и выставляем перед ней все вынутые из мешочка предметы. Ребенок рассказывает лошадке, какие предметы вынуты, они запоминаются, можно даже все пересчитать. Затем ребенок закрывает глаза, а игрушка тем временем прячет один предмет в мешочек. Надо назвать исчезнувший предмет. Постепенно количество предметов надо увеличивать.

Правила         игры №         5
Игра для развития речи, расширения словарного запаса ребенка и развития мышления. Мама нащупывает в мешочке одни предмет, например одну из геометрических фигур, и описывает словами. «Мне попалась фигура, у которой нет ни одного угла». А ребенок отгадывает. Потом меняемся ролями.

Правила игры № 6  «Сосчитай-ка»

Учить  на ощупь определять количество пуговиц.

Правила игры № 7  «Лёгкий – тяжёлый»

Учить  на вес определять лёгкие и тяжёлые предметы.

Правила игры № 8  

Учить определять одинаковые предметы по звучанию. 

Какие еще предметы можно положить в волшебный мешочек :
- ластик (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный)
- карандашик
- клубок ниток, катушку
- пальчиковую батарейку
- магнитные буквы, магнитные цифры
- геометрические объемные фигуры, плоские геометрические фигуры
- кусочек кожи (обычно такие кусочки висят на кожаных сумках, при покупке, вместе с ценником)
- кусочек меха
- веревочку
- магниты на холодильник
- пузырьки от духов
- монетки
- конфетки
- кубик
- камушек
- небольшие игрушки (машинка, матрешка, собачка)
- расческу для куклы
- игрушечную ложку
- пуговицы (круглые или квадратные)
- природный материал (ракушки, шишки , желуди, каштаны) И т.д. и т.п.

ИГРЫ С ГИДРОГЕЛЕМ

ГИДРОГЕЛЬ - это полимер, который изначально, в сухом виде представляет из себя маленькие горошины, которые в воде увеличиваются по размеру. 
Гидрогель (аквагрунт) вредный лишь в том случае, если его проглотить ⠀
Очень важно соблюдать правила игры с ним: ⠀
 - играть с гидрогелем только в присутсвии взрослых и под их чутким надзором;
 не         брать         в         рот;
 - тщательно вымыть руки и тару (чашки, лопатки и другие игрушки, которые использовали во время игры) после игры с ним;
 - выбрасывать гидрогель в завязаном пакете в мусорное ведро (не смывать в канализацию);

- если ребенок проглотил гидрогель, либо есть подозрение, что он мог это сделать, немедленно обратитесь к врачу! 
Не бойтесь гидрогеля, игры с ним доставляют огромное удовольствие детям.

Игры

- готовым гидрогелем заполняем стерильную перчатку, туго завязываем узлом и, разминая шарики внутри нее, релаксируем

- выкладывать шарики на присоски от мини коврика, для сложности можно использовать ячейки лего или ячейки от коробок конфет или яиц

-изготавливаем морскую  коробку: гидрогель, фигурки морских животных, камушки.

- давим шарики чеснокодавилкой;
-накалываем шарики на зубочистки;
-катаем машинки по шарикам;
-давим шарики толкушкой;
-раскатываем скалкой, роликами;
-мнём ручками;
-бьем по шарикам молотком (не так просто по ним попасть), а также по шарикам, которые лежат в зип-пакете;
-варим из раздавленных шариках кашу для игрушек;
-разбавляем подавленные или целые шарики водой, разливаем в формочки и замораживаем;
-во второй день играем уже с замороженным ледовым гидрогелем.

Игры с крупами, макаронами и фасолью

Во время игр можно рассказывать свойства крупы: сыпучая, шероховатая или гладкая, мокрая или сухая. Комментируйте действия ребенка или свои, и развивайте таким образом его речь.

Используйте макароны или фасоль в качестве счетного материала.

Позаботьтесь о безопасности. Самое главное в играх с сыпучими материалами.

Будьте готовы к беспорядку. Ребенок будет все рассыпать. Нечаянно или специально, но хоть несколько крупинок, а может быть и килограмм обязательно окажется на полу. Поэтому можно играть на полу или в ванной.

Если вы морально не готовы, можно ограничиться маленькой горстью — пусть малыш перекладывает по одной крупинке. Не обязательно высыпать на поднос весь пакет.

Как покрасить крупы

Рис и макароны красим гуашью, пищевыми красителями. Покраска — это отдельная игра с крупами, не менее интересная, чем все остальные. Мы красим рис небольшими партиями для конкретных творческих работ.

Игры с крупами, фасолью и макаронами

Пересыпаем крупы. Это самые простые, но любимые всеми детишками игры. Можно просто пересыпать из миски в миску, в воронку, руками, ложками, небольшим половником.

Ищем клад. Прячем в крупу небольшие игрушки и ищем их. Потом подсчитываем улов. Спасаем зверей из зыбучих песков. Ищем наклейки под слоем пшена.

Варим суп из смеси круп и кормим им игрушки. Можно готовить по «рецепту»:  для супа нам надо 1 чайную ложку фасоли, 2 столовых — гречки, 3 чайные – овсянки, 1 щепотку манки и т.п. Туда же ломаем спагетти. Заодно ребенок учится считать.

Просеиваем, смешав крупу и макароны с манкой. Пшено можно просеивать через игрушечное сито или дуршлаг.

Перевозим грузы и играем в разные сюжетные игры – пустыню, стройку и т.д.

Сортируем по виду, форме, цвету. Раскладываем в лотки для яиц, формочки для льда, как кучками, так и по одной – каждую в свой домик.

Делаем бусы из макарон. Если их раскрасить, то можно чередовать цвет.

Насаживаем макароны на стержень (шпажки). Этот вариант проще, чем бусы и поэтому подходит для самых маленьких. Шпажку вы можете держать в руке или закрепить ее в пластилине. Можно сделать несколько таких стержней и нанизывать на них макароны, сортируя их по цветам.

Выкладываем по контуру, например, дорожку, круг из фасоли. Для детишек постарше – по контуру раскраски. Также можно выкладывать рисунки – солнышко, лицо и т.д.

Выкладываем логические ряды. Белая фасоль – красная – белая –красная. Или макароны бантиком – ракушка – бантик – ракушка.

Аппликации из круп

Для аппликаций заранее рисуем шаблоны или используем готовые.

Листва из цветного риса. Делали несколько деревьев — с осенним нарядом, зимним (снег из белого риса), весенним, летним.

Заготавливаем сено для коровы. В нужном месте Антошка намазывает заготовку клеем и обильно посыпает вермишелью. Стряхиваем и получаем стог сена.

Нагружаем грузовик пшеном. Здесь аналогично — клей-карандаш или обычный ПВА + пшено.

Ракраска из круп. Можно взять раскраску для самых маленьких, покрыть слоем клея или пластилина и «раскрашивать» крупами.

Сажаем бабочек на цветок. Раскрашиваем макароны .и приклеиваем их на нарисованный цветок с помощью пластилина или ПВА.

Игры с пластилином

Вдавливаем макароны в форме транспорта на полоски из пластилина. Зеленая полоска – наземный транспорт, синие – водный и воздушный. И считаем машинки, самолеты и т.д.

Складываем семечки в мешок. По шаблону размазываем коричневый пластилин и вдавливаем в него семечки.

Делаем начинку из фасоли для пирога.

Выкладываем узор. Вдавливаем фасоль или макароны в слой пластилина, делая дорожку, буквы, узоры. Так можно изучать буквы и цифры.

Делаем ежику колючки из спагетти.

Рисуем на манке. Насыпаем на поднос манку тонким слоем. И рисуем круг, солнышко, дорожки и т.д. пальцем, рукой, кистью, палочками и любыми другими предметами. Можно не только рисовать, но и дорисовывать: дождик у тучки, ветки у дерева и т.п.

 Оставляем следы. Делаем отпечатки ладошек и разных предметов. Оставляем пальчиками следы животных — вот проползла змея, а здесь проскакал зайчик. А какую интересную колею оставляет проехавшая машинка! Можно играть, угадывая, от какой именно машинки колея и от какого предмета отпечаток тучки, лучики у солнышка, недостающую линию треугольника и т.д.

Ищем клад. Прячем в крупу камушки, маленькие игрушки и любые другие мелкие предметы. Откапываем сокровища руками, граблями, кистью.

Дуем через соломинку. Дуем через соломинку на насыпанную тонким слоем манку — появляются кружочки. Можно наклеить на поднос маленькие картинки и тогда дуть будет еще интереснее. Отличное упражнение на развитие речевого выдоха. Наклейки можно также искать и кисточкой, и руками.

Варим суп. Сыпем манку в кастрюльку половником, добавляем другие ингредиенты, «солим» наш суп, не забываем помешивать.

Пересыпаем. Кормим зверей, пересыпая манку ложкой в тарелочки. «Льем чай» из чайника в кружки. Просто пересыпаем из чашки в чашку.

Сыпем в разные емкости – в миски, машинки, бутылки, воронку.

Сыпем, не заходя за линию. Приклеиваем или рисуем на игровой поверхности нужную нам фигуру (дорожку, круг и т.п.), предложите ребенку сыпать манку, стараясь не попасть за границы фигуры.

Просеиваем. Добавляем в манку фасоль, макароны или любую другую мелочь, и просеиваем через ситечко.

Выкладываем дорожку. Зайчик не может добраться до морковки и надо придти ему на помощь, выкладывая тропинку из пуговиц, фасоли или камешков.

Лабиринт. Рисуем пальцем лабиринт и помогаем животным добраться до лакомства или домика.

Ролевые игры. Играем в пустыню, стройку, чистим дорогу от снега, перемалываем муку на мельнице.

Аппликации. Делаем нужный нам рисунок с помощью клея. Сыпем манку, потом стряхиваем лишнее и рисунок готов. Например,  ночное небо на черном картоне. А если манку предварительно покрасить гуашью, то можно сделать множество шедевров.

Интереснейших игр с обычными материалами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗО игры на каждый день

Игры, которые предлагаются здесь, можно применить к детям 3-7 лет. Они просты, доступны, интересны как детям, так и их родителям....

Игры на каждый день.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладает великой воспитательной силой. Через игру дети знакомятся с окружающим миром и одновременно у них происходит воспитание та...

Развивающие игры на каждый день

Развивающие игры на каждый день - это материал, который будет полезен начинающим педагогам. Часто случаются моменты в работе воспитателя, когда все запланированные мероприятия проведены,  но необ...

Игры на каждый день

Подвижные игры   в младшей группе...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры на каждый день по развитию речи»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Игры на каждый день по развитию речи»...

Консультация для родителей. "Развиваем математические способности". Игры на каждый день

Консультация для родителей. "Развиваем математические способности". Игры на каждый день...

Рекомендации для родителей. РАЗВИВАЮЩИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Бывают ситуации, когда родителям не хватает сил, фантазии, опыта придумать занятия, которыми можно увлечь детей. На самом же деле есть много способов, как это сделать с пользой для ребенка. Очень реко...