Семинар-практикум для родителей. Игротека "Путешествие в страну Сенсорику"
материал по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Семинар с целью познакомить родителей со способами формирования у детей с ОВЗ сенсорных представлений о величине, форме и цвете в домашних условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_aprel_2017.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей.
Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»
Форма проведения: игровой практикум.
Цель:
Познакомить родителей со способами формирования у детей с ОВЗ сенсорных представлений о величине, форме и цвете в домашних условиях.
Задачи:
- Продолжать знакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
- Знакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
- Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей. Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей.
План проведения:
1. Вступление:
• введение в проблемную ситуацию;
• создание проблемной ситуации.
2. Основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
3. Подведение итогов: обратная связь.
Предварительная работа:
• Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию;
• Подбор и оформление рекомендаций;
• Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию: литература, игрушки, игры, пособия;
• Музыкальное оформление.
Материал и оборудование: корзинка с мелкими игрушками; разноцветные корзиночки, поднос с разноцветными шариками; наборы геометрических фигур; объемные тела (шар, куб, конус, цилиндр, пирамида); кубики, призмы, 2 матрешки; плоскостные картонные банки, огурцы разных размеров; игры и пособия для выставки; «волшебная палочка»; аудиозапись.
Ход семинара:
Добрые день уважаемые родители! Мы приглашаем вас в увлекательный мир игротеки.
1. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворять, потому, что играя, ребёнок учится и познает мир.
А.С.Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».
Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в группе и в которые мы советуем играть дома. И проведем мы нашу встречу в форме игры — путешествия в страну «Сенсорику». Но сначала немного освежим в памяти, что же это такое «сенсорное развитие».
● Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все многообразие форм, цветов и других свойств предметов, игрушек и других предметов домашнего обихода. Но проблема заключается в том, что если усвоение происходит стихийно, без руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. Уже на третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые знаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношениях между двумя предметами по величине.
Знаете ли Вы представления о каких цветах, формах, величинах должны усвоить дети 4-5 лет? (ответы родителей).
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.
Основная задача сенсорных дидактических игр – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в новых ситуациях, повседневной жизни.
Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как вы играете со своим ребёнком?
При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родители дома должны пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекать детей лишними словами от выполнения заданий. Не следует требовать от детей обязательного запоминания и употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
● Создание проблемной ситуации
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «Чудесная корзинка»)
Перед нами возникла проблемная ситуация: узнать на ощупь, что находится в «Волшебной корзине» (воспитатель предлагает 3 родителям определить на ощупь, что находится в «Волшебной корзине»).
Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек не может предположить, что там.
Сегодня мы предлагаем Вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими сенсорному развитию детей, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.
2. Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы с вами отправляемся в страну «Сенсорику»!
Звучит мелодия, воспитатель берет волшебную палочку:
Вот я палочкой взмахну — загадаю чудо!
Всем родителям помогу, доброй феей буду!
Палочка — чудесница, волшебная кудесница!
Поскорее встали в круг и случится чудо вдруг.
Глазки закрывайте, в деток превращайтесь!
Ребятки, нам пора отправляться в путешествие. Паровозик нас давно ждет, занимайте свои вагончики (строят импровизированный поезд):
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - бежит паровоз.
В страну «Сенсорику» ребят он повёз.
● Внимание! Наш паровоз прибывает на станцию. А как она называется, догадайтесь!
Он в яйце есть и в цыплёнке,
В масле, что лежит в масленке.
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зеленый цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает.
Вместе с кровью в нас течет.
Щеки всем врунам печет. (красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в названии кита.
И в букете васильков,
И на ящике почтовом (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». Жители этой станции предлагают Вам научиться играть в «цветные игры».
Игра № 1 «Построй башню»
У этой игры много вариантов: можно предложить ребёнку построить башню, такого цвета как у кубика, лежащего перед ним, или словом определить цвет башни («Построй зеленую башню», «Построй разноцветную»). Помогите малышу прикладывать кубик к тому, что уже стоит в основании башни сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик такого же цвета, предложите поставить его сверху. Если кубик не такого цвета, предложите ребенку поискать другой. В конце игры обязательно назвать цвет башни. В следующий раз предложите ребёнку самостоятельно построить башню (демонстрация игр родителям).
Игра № 2 «Разложи шарики в корзиночки»
Цель: научить детей находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять названия цветов.
Предложите детям корзиночки основных цветов и миску, в которой лежат шарики таких же цветов. Предложите детям разложить шарики по своим корзиночкам (игра проводится с родителями).
Игра № 3 «Разноцветные флажки»
Подвижная игра, направленная на развитие внимания и реакции детей. Также позволяет закрепить знания цвета. Ведущий берет флажки основных цветов. Игру можно начать с двух цветов. Когда ведущий поднимает красный флажок — дети прыгают, зеленый — хлопают в ладоши, синий — приседают, желтый — стоят на месте (движения могут быть любые). (Игра с родителями).
● На паровозике едем к следующей станции. Давайте угадаем, как она называется.
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немножко сжал.
Отвечайте дети дружно -
Получился бы … … (овал)
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг - … … (квадрат)
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чём говорю, ответьте, друзья! (прямоугольник)
Он похож на колесо
А ещё на букву «О».
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это … … (круг)
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А ещё на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я? (треугольник)
Догадались? Станция «Фигурная». На этой станции нас встречают геометрические фигуры. Они нам приготовили много интересных игр.
Игра № 1 «Определи форму»
Цель: Упражнять детей в нахождении геометрических форм по слову и образцу, называть их цвет.
Каждому играющему выдается набор разноцветных геометрических фигур. Воспитатель демонстрирует картинку с одной из геометрических форм, участники игры должны поднять соответствующую фигуру (игра с родителями).
Игра № 2 «Прятки»
Цель: Упражнять в назывании объемных форм, развивать зрительную память.
Воспитатель ставит на стол объемные геометрические формы (5шт.) и просит запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из форм. После этого участники определяют, какая фигура «спряталась» (Проводится игра с родителями).
● Паровозик приглашает нас в дорогу. Я буду читать стихи, а вы догадайтесь, о чем они.
Большой – маленький
Сначала мыльный пузырёк был крохотный, как ноготок.
Сначала был он МАЛЕНЬКИЙ, трепещущий и аленький.
Его я начал раздувать, стал пузырёк цвета менять.
Я дую осторожно – он розовый и голубой,
А главное, такой БОЛЬШОЙ, представить невозможно.
Высокий – низкий
ВЫСОКИЙ дом многоэтажный,
Как великан – большой и важный.
Приземистый и НИЗКИЙ домик
В сравнении с великаном – гномик.
Длинный – короткий
Поросёнок, чтоб напиться, тычет мордочкой в корытце.
Вместо хвостика крючок, нос КОРОТКИЙ – пятачок.
А это – африканский слон, бананы очень любит он.
Чтоб рвать бананы и кокосы, слон обзавёлся ДЛИННЫМ носом
Узнали станцию? Она называется «Размерная-величинная». Здесь мы поиграем в конструктивные игры.
Игра № 1 «Строим домики для матрешек»
Цель: Упражнять детей в сравнении предметов по количеству, величине. Развивать конструктивные способности.
Воспитатель предлагает построить домики для матрешек. Сравнение матрешек по величине (большая-маленькая). Предложить построить домики из кубиков и призм. Дети выбирают матрешек и строят домики так, чтобы они были одного размера с матрешкой. Какой домик для маленькой (большой) матрешки? Сколько кубиков ты взял? Какой домик получился?
Игра № 2 «Поможем маме посолить огурчики».
Цель: Развивать умение детей сравнивать предметы по длине.
Воспитатель предлагает помочь маме посолить огурцы.
Игровое правило: Длинные «огурчики» класть в большую «банку», а короткие «огурчики» класть в маленькую «банку».
Игровые действия: Попарно сравнивать «огурчики» между собой по длине, используя приём приложения (положить один под другим; с одной стороны концы подравнять).
Дети начинают выполнять задание. Когда работа закончена, поблагодарить детей за оказанную помощь.
С Вашего позволения я опять стану феей – помогу вам стать опять взрослыми.
Вы по кругу пробегитесь.
И немного покружитесь –
В мамочек опять вы превратитесь.
● В знак благодарности паровозик вас прокатит до станции «Игрушечная».
Посмотрите – здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками педагогов. Играя с ними, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
3. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.
Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы познакомили Вас с дидактическими играми, научили, как методически правильно их проводить.
Вручить родителям буклеты «Играем, изучаем, сравниваем».
________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».
Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....
Игротека для родителей «Путешествие в страну Сенсорику»
Хочу поделиться опытом. Предлагаю вашему вниманию игровой практикум по развитию сенсорных способностей у дошкольников "Путешествие в страну сенсорику . Материал может быть полезен как родителям, так и...
Игровой практикум с родителями "Путешествие в страну Сенсорику"
Игровой практикум с родителями...
семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....
Досуг для детей и родителей «Путешествие в страну Сенсорики»
Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей цвета, формы и величины предметов...
Консультация для родителей «Путешествие в страну «Сенсорику»
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, то есть...