Выступление "Специфика работы в разновозрастной группе дошкольников с задержкой психического развития"
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье раскрыты аспекты особенностей функционирования разновозрастной группы для детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya_na_vebinare.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»
141021 , Мытищи +7(495)581-95-15; +7(495)582-03-91
ул.Юбилейная д.23, к.2 i-mail dou_9@edu-mytyshi.ru
Вебинар «Особые дети. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Использование ИКТ-технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями».
Тема выступления «Специфика работы в разновозрастной группе дошкольников с задержкой психического развития».
Выступающий: учитель-дефектолог
МБДОУ № 9
Смирнова Любовь Андреевна
г.о. Мытищи, апрель 2018
- Вступительное слово, приветствие.
В следствии того что, с каждым годом количество детей с ОВЗ к сожалению, возрастает, то все больше педагогов и специалистов детских садов сталкиваются с проблемой организации работы разновозрастных групп.
(слайд 2) Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умение соотносить программные требования с индивидуально-психическими особенностями воспитанников, а также учитывать уровень развития ребенка (зона актуального и ближайшего развития).
(слайд 3) В нашем учреждении функционируют 2 группы для детей с задержкой психического развития разного возраста: от среднего (4х лет) до подготовительного (7-8ми лет). Зачисляются к нам дети на основании заключения ТПМПК при наличии свободных мест.
Задержка психического развития — это очень обширное понятие. При этом глубина повреждений структур головного мозга и степень незрелости может быть различной у детей. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающееся у детей с ЗПР. Для реализации образовательного процесса для детей с ЗПР создаются специальные условия.
(слайд 4) Важным аспектом в специфики организации работы в разновозрастной группе является блок «Организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ». Поэтому я остановлюсь на нем.
Первое – сопровождение ПМПк учреждения.
Когда ребенок поступает в группу, осуществляется сбор анамнестических данных ребенка, проводиться комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка учителем-дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, воспитателями. На основании результатов обследования заполняются речевые карты, карты обследования, составляется индивидуальная карта развития ребенка.
На основании результатов обследования происходит формирование подгрупп детей. Специалисты разрабатывают планирование работы с подгруппами, учитывая не только возраст и психофизические особенности детей, но и ЗАР и ЗБР. Так ребенок, имеющий более низкий уровень актуального развития может определяться в подгруппу более младшего возраста.
Если ребенок имеет выраженную задержку развития, либо сопутствующие нарушения (например, РАС), что затрудняет организацию его образовательного процесса в группе, составляется АОП или ИОМ и ребенок получает в основном индивидуальную помощь, занятия проводятся в индивидуальной форме со специалистами.
(слайд 5), Например, в данном учебном году у нас сформированы подгруппы из 6 детей среднего возраста, 5 детей старшего возраста, 1 ребенок подготовительного возраста (занимается в основном индивидуально), 2 ребенка с РАС (занимаются индивидуально), ребёнок старшего возраста, но с выраженным ЗПР (занимается индивидуально) и ребенок среднего возраста с РАС и выраженным ЗПР тоже получает индивидуальную помощь.
Специалистами комплексно проводится отслеживание в динамике развитие детей 3 раза в год. По результатам обследования в середине года осуществляются внесение изменений в образовательные маршруты детей. ПМПк учреждения может быть принято решение о направлении ребенка на ТПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута, если ребенок не осваивает программу данного учреждения.
Второе – проведение специальных занятий:
(слайд 6) Для детей в коррекционной группе специалистами проводятся специальные занятия: учителем-дефектологом проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи, формирование математических представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности, проведение коррекционно-развивающих занятий познавательной и сенсорной сферы;
(слайд 7) учителем-логопедом проводятся занятия по обучению грамоте и развитие речи, коррекция звукопроизношения;
(слайд 8) педагогом-психологом проводятся занятия по коррекции эмоционально-волевой и когнитивной сферы, занятия по коррекции и развитию познавательных процессов.
Так же важным моментом в организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР является работа воспитателей. Задача воспитателей не только уход и присмотр за детьми, но и осуществление организационных моментов, проведение НОД, игры, занятий по рекомендациям специалистов. Воспитатели так же учитывают возрастные и индивидуально-психофизические особенности детей в построении своей работы, отражая их в рабочих планах занятий.
(слайд 9) При подготовке к занятиям педагоги и специалисты учитывают: - цель, задачи и содержание занятия в каждой подгруппе;
-подбирают материал, соответствующий возрасту детей и их уровню развития;
-планируют возможно требуемые виды помощи детям.
Третье – Организация взаимодействия специалистов и педагогов.
Специалисты консультируют педагогов в вопросах организации образовательного процесса, в группе ведется журнал взаимодействия специалиста (дефектолога, логопеда) и воспитателей, где прописываются рекомендации по занятиям с ребенком. Воспитатели организовывают работу по закреплению той или иной темы с детьми во второй половине дня.
Ведется журнал по взаимодействию специалиста по физической культуре и дефектолога.
Так же в группе составляется расписание НОД, календарно-тематическое планирование по лексическим темам, по ФЭМП, познавательно-исследовательской деятельности. Для удобства организации образовательной деятельности составляется сетка занятий по подгруппам.
(слайд 10) Четвертое – Организация психолого-педагогического консультирования родителей, взаимодействие с семьей.
По результатам психолого-педагогического обследования проводится консультирование родителей для ознакомления с особенностями развития их детей.
С родителями проводятся запланированные консультации с целью просвещения и повышения педагогической компетенции родителей, и консультации по запросу; организуем мастер-классы; проводятся открытые занятия для родителей подгрупповые и индивидуальные.
Некоторые из тем консультаций для родителей представлены на слайде.
(слайд 11) В целом при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:
1. Педагогам, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, необходимо определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми разного возраста.
2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.
3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие задачи, а более конкретные - на занятиях с одной подгруппой детей, на индивидуальных занятиях решаются конкретные задачи, для каждого ребенка.
4. Формой работы в разновозрастной группе является НОД, игра, а также, занятия и др. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.
5. Подготовленный материал, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.
Таким образом, при организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные особенности детей и уровень их развития.
Хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, в то же время перед педагогом открываются широкие возможности для организации общения детей разного возраста. По наблюдениям, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, хорошо воспринимают руководство совместной деятельностью. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения и самостоятельность.
Благодарю Вас за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития
Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития...
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две г...
Социально – психологический климат в группе дошкольников с задержкой психического развития.
Фактор индивидуальности как психологическая детерминанта построения образовательной системы нашел отражение в основных регламентирующих документах. На основе положения Конвенции ОО...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...
Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...