Социально – психологический климат в группе дошкольников с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике по теме
Фактор индивидуальности как психологическая детерминанта построения образовательной системы нашел отражение в основных регламентирующих документах. На основе положения Конвенции ООН " О правах ребенка", Закона РФ "Об образовании", Федеральной программы развития образования РФ определяются основные подходы к созданию системы помощи детям с отклонениями в развитии. В качестве важнейших принципов новой образовательной политики государства в них прописаны принципы, утверждающие приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности, общедоступности образования, адаптивности образовательной практики к уровням и особенностям развития обучающихся и воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально – психологический климат в группе дошкольников с задержкой психического развития.
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.
Одним из первых раскрыл содержание «социально – психологического климата» В.М.Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
Социально – психологический климат может быть благоприятным и неблагоприятным в зависимости от того, как он влияет на общую работоспособность коллектива.
Благоприятный социально – психологический климат характеризуется следующим:
- ценности и отношения в коллективе соответствуют в основном ценностям и задачам общества, т.е. социально одобряются и одновременно соответствуют ценностям и задачам организации;
-у членов коллектива достаточно развита потребность в труде на благо общества как сфере самоактуализации личности;
- развито творческое отношение к труду, поощряется инициатива;
- в межличностных отношениях господствуют взаимное доверие и уважение друг к другу;
- групповая деятельность эффективна, коллектив характеризуется высоким уровнем сплоченности;
Существуют достаточная взаимовыручка и взаимная ответственность.
Неблагоприятный, нездоровый социально – психологический климат характеризуется следующим:
- неуважение к товарищам;
- подавление творчества, инициативы;
- равнодушие и черствость в общении;
- склоки, сплетни, подсиживание;
- невозможность привести в действие групповой потенциал;
- падение результативности;
- взаимное укрывательство, «круговая порука».
Последнее десятилетие характеризуется неуклонным ростом числа детей с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающихся в социально – психологической помощи и коррекционно – развивающем обучении. В настоящее время, учитывая значимость и масштабность, проблему ЗПР можно решить при совместных усилиях ряда специалистов и организаций, направленных на оказание первой помощи.
Для осуществления и постоянного совершенствования комплексной работы необходимо знать, что представляет собой социально – психологический климат группы детей с ЗПР.
Цель исследования – изучить особенности социально – психологического климата группы дошкольников с ЗПР.
В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: социально – психологический климат группы дошкольников с ЗПР менее благоприятен по сравнению с социально – психологическим климатом группы нормально развивающихся сверстников.
База исследования: 25 испытуемых 5-6 лет – 15 с нормой развития, дошкольники МБДОУ и 10 с ЗПР, дошкольники МБДОУ.
В процессе экспериментального исследования социально – психологического климата использовалась методика – социометрия
«Два домика».
Были получены следующие результаты:
1. В группе большинство нормально развивающихся детей имеет благоприятный статус. Социометрический статус дошкольника в системе межличностных отношений: лидеры – 7%, предпочитаемые – 60%, принимаемые – 33%, игнорируемые – 0%.
Уровень благополучия взаимоотношений высокий, что означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
Коэффициент взаимности сверхвысокий; группа сплочена, между детьми существуют привязанность друг к другу и дружба.
В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в разной степени. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей дружить, вместе играть, другие причины выступают как второстепенные.
2. Результаты проведенной методики в группе детей с ЗПР свидетельствуют о том, что большинство детей находятся в неблагополучных статусных группах. Распределение по статусным группам следующее: лидеры 23%, предпочитаемые – 85, принимаемые 38%, игнорируемые – 23%, отвергаемые 8%
Низкий уровень благополучия взаимоотношений и сплоченности группы означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, малой удовлетворенности в общении, признании сверстниками. Кроме того, важно отметить, что те дети которые болели в момент проведения исследования, не получили ни положительных, ни отрицательных выборов, про них испытуемые не вспомнили. Это можно интерпретировать двумя способами. Первый – дети, которые болели, попали бы в категорию изолированных; второй вариант – межличностные взаимоотношения ребят этой группы еще настолько не прочны, что дети просто не вспоминают о тех. Кто болеет, а выбирают из тех, кто в данный конкретный момент присутствует в группе. Второй вариант кажется более вероятным, так как испытуемые знакомы не больше трех лет месяцев.
Говоря о причинах того или иного выбора детей, можно отметить следующие мотивы: интерес к совместной игре (с ним интересно/не интересно), оценка личностных качеств и поведения (добрый / злой; делится / не делится игрушками; дерется / не дерется и т.д.), оценка каких – либо умственных показателей (выговаривает /не выговаривает слова).
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники с ЗПР имеют более низкий социометрический статус по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Существует необходимость в повышении благополучности и сплоченности группы дошкольников с ЗПР. Этому могут способствовать как индивидуальные занятия с детьми по повышению уровня коммуникативных навыков, так и групповые занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей».
Консультация для родителей о роли игр в формировании социально-психологического климата в группе детей....
Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую ро...
Консультация для педагогов на тему: " Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в г...
Формирование навыков коммуникации для повышения уровня социально-психологической адаптированности у дошкольников с задержкой психического развития.
Статья освещает важность реализации одной из задач коррекционно-педагогической работы в ДОУ учителя-логопеда: повышения уровня социальной адаптации дошкольников с ЗПР....
Психологические особенности дошкольников с задержками психического развития
1. Понятие «задержки психического развития» и ее классификация.2. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержками психического развития...
Выступление "Специфика работы в разновозрастной группе дошкольников с задержкой психического развития"
В статье раскрыты аспекты особенностей функционирования разновозрастной группы для детей с задержкой психического развития....
Консультация для родителей. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития психологической готовности к обучению в школе.
В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению.Что означает психологическая готовность ребенка к школе.Игра как подготовка к школе....