Расстройства аутистического спектра(РАС) что это?
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

АЛДАРАНОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

Расстройства аутистического спектра – это мультидисциплинарная проблема. И это проблема, которая нас объединяет вокруг детей. Мы не очень давно, как во всем мире, так и в нашей стране признали существование огромной когорты детей с расстройствами социального функционирования, которые обусловлены вот таким своеобразным развитием психической сферы. И аутизм, точнее как сейчас принято говорить расстройства аутистического спектра, это только, наверное, вершина айсберга, а основа находится под водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_ras.docx54.76 КБ
Файл mo_ras.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Рабочий стол\Учеба\Алалия, УО, РАС\АУТИЗМ\МО РАС\РАС\slide-4.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на методическом объединении

учителей – логопедов и педагогов - психологов

Подготовила

Алдаранова Светлана Юрьевна,

воспитатель группы

компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Апрель, 2018 г.

Выступление на методическом объединении учителей – логопедов и педагогов – психологов Иркутского района.

Слайд 1

Расстройства аутистического спектра – это мультидисциплинарная проблема. И это проблема, которая нас объединяет вокруг детей. Мы не очень давно, как во всем мире, так и в нашей стране признали существование огромной когорты детей с расстройствами социального функционирования, которые обусловлены вот таким своеобразным развитием психической сферы. И аутизм, точнее как сейчас принято говорить расстройства аутистического спектра, это только, наверное, вершина айсберга, а основа находится под водой.

Слайд 2

Мы еще до сих пор не имеем собственной статистики по этому вопросу, но мы знаем, что на 2016 год (в основном это зарубежные данные) какие – то проблемы социального функционирования имеет один ребенок из шестидесяти восьми, это катастрофическая цифра. И преобладают среди этих детей в основном мальчики, почему до сих пор это еще неизвестно. И если можно говорить о росте статистики, которая крайне несовершенна, то рост количества зарегистрированных случаев за последние пять лет составил 78 %.

Слайд 3

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Это расстройства развития ребенка и соответственно расстройство формирования из ребенка полноценного члена общества, проявляющееся в области социального поведения, вербальной и невербальной коммуникации, познавательной деятельности.

Слайд 4

Термин «расстройства аутистического спектра» обозначает целую группу различных состояний нарушений социального функционирования, и чаще всего мы видим, а специалисты медицинского профиля могут поставить уже ориентировочный диагноз ребенку где-то в возрасте до трех лет. В отдельных случаях, к сожалению, такие признаки неправильного развития не диагностируются на протяжении нескольких лет, и мы упускаем очень большое время для их коррекции.

Обратите внимание, что характерные черты аутистических расстройств – это расстройства речевого развития, когнитивного развития, нарушения поведения и синдром гиперактивности с точки зрения некомпетентных общественников, родителей, педагогов и, даже, врачей зачастую выглядят как проблема неправильного воспитания в семье. Проходят годы, прежде чем ставится правильный диагноз и начинается лечение. Первое обследование у психиатра дети в нашей стране проходят только в три года и только при согласии родителей, а первые признаки аутизма видны гораздо раньше.

Слайд 5

Существуют критерии ранней диагностики РАС (до двух лет):

- Аутизм (100% наблюдений)

- Страхи (80% наблюдений)

- Феномен тождества (79% наблюдений)

- Нарушения чувства самосохранения (21% наблюдений)

- Стереотипы (69% наблюдений)

- Особенности речи (69% наблюдений)

- Особенности познавательной деятельности и интеллекта (72% наблюдений)

- Особенности игры (29% наблюдений)

- Особенности витальных функций и аффективной сферы (98% всех наблюдений)

Слайд 6

Аутизм - встречается в 100% наблюдений за детьми, страдающими РАС.

Нарушения зрительного контакта. Типично отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда в глаза, взгляд «мимо», «сквозь», неподвижный, застывший, испуганный взгляд.

Нарушение комплекса оживления. Отставленность, слабость реакции на свет, звук (погремушку). Выпадение двигательного, голосового компонентов. Слабость, редкость улыбки, ее отнесенность не к лицу, а к его части (например, бороде, усам), очкам, детали одежды. Отсутствие заражаемости от улыбки, смеха взрослого.

В 41% наблюдений встречается измененное отношение к близким. Задержка узнавания матери (отсутствия движения навстречу, улыбки). Малая потребность в ней, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Иногда происходит гиперусиление симбиотической связи с матерью: непереносимость ее отсутствия (возникновение вегетативных, невротических расстройств, негативизма, регресса навыков, психотических явлений). Иногда наблюдаются спонтанные эпизоды немотивированной враждебности, страха в отношении матери. Также иногда отмечается боязнь, немотивированная враждебность в отношении других членов семьи.

В 21% наблюдений имеется измененная реакция на нового человека. Возникновение тревоги, страха, агрессии в отношении нового человека. Или наоборот - полное игнорирование нового человека. Иногда наблюдается «сверх общительность»: механическое стремление к физическому контакту, стереотипные вопросы без ожидания ответа.

В 72% случаев происходит нарушение общения с другими детьми. Игнорирование (пассивное, активное). Негативные импульсивные действия в отношении других детей, спонтанные страхи. Сопротивление, убегание от других детей при попытке вовлечь в игру. Ограниченность контактов узким кругом детей, родственников.

В 19% наблюдений имеется измененное отношение к физическому контакту. Неприязнь контактов. Гиперсензитивность. Переносимость лишь «малых доз» физического контакта. Избирательное стремление к взаимодействию стимулирует вестибулярные ощущения (кружение, подбрасывание и т.п.).

В 21% наблюдений выделяется измененное отношение к словесному обращению. Отсутствие отклика на имя и другие виды обращения (псевдоглухота). Слабость, избирательность реакции на словесные обращения. Отсутствие жестов утверждения, отрицания, приветствия, прощания и т.п.

В 17% случаев - измененные особенности поведения в одиночестве. Непереносимость одиночества или - наоборот - его предпочтение со стремлением к территориальному уединению. Часто встречается и отсутствие всяческих реакций на одиночество.

В 21% случаев изменяются особенности отношения к неодушевленному. Необычность излюбленного объекта внимания (яркое пятно, деталь одежды, орнамент ковра, обоев и т.п.). Нарушение дифференциации одушевленного и неодушевленного: боязнь меха, изображений человека или животных. Одушевление бытовых приборов: пылесосов, телевизоров и пр. Механическое использование руки или туловища другого человека. Обследование другого человека как неодушевленного предмета.

Слайд 7

Страхи. Разного рода страхи встречаются у детей с РАС в 80% наблюдений.

В 72% случаев - сверхценные страхи. Страх одиночества. Страх высоты. Страх лестниц. Страх чужих. Страх животных. Страх темноты.

В 35% случаев - страхи, вызванные сенсоаффективной гиперестезией. Страхи бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, звука лифта, шума воды в туалете, трубах). Страхи яркого света, блестящих предметов, резких тонов одежды окружающих. Страхи мокрого (воды, капель дождя, снежинок). Страх горшка. Страх мельканий света, резких перемен кадра на экране. Страх ветра.

В 11% случаев - неадекватные, бредоподобные страхи. Страхи предметов неопределенного цвета или формы (боязнь всего красного или боязнь всего круглого, например). Необъяснимый страх матери или иных определенных лиц. Стойкое ощущение чьего-то присутствия. Страх своей тени. Страх отверстий вентиляционных решеток. Страх определенной одежды. Страх кукол. Страх клоунов.

Слайд 8

«Феномен тождества». В 79% наблюдений за детьми, страдающими РАС, был выявлен так называемый «феномен тождества». Ребенок привыкает к среде обитания, которая как бы становится частью его самого. Не умея, выделить себя из среды, ребенок очень остро реагирует на всяческие изменения.

Отвергание новых видов еды, ритуальность в режиме еды и атрибутике еды наблюдается у 53% детей с РАС. У 69% - приверженность к привычным деталям окружающего: расположению мебели, игрушек, других предметов, негативизм к новой одежде. У 67% наблюдаются патологические реакции на перемену обстановки (помещение в ясли, больницу, переезд). Такие реакции происходят в виде нарушения вегетативных функций, невротических расстройств, негативизма, регресса навыков, психотических явлений.

Слайд 9

В 69% случаев у детей с РАС наблюдаются разного рода стереотипии.

Аутичный ребенок в силу своей отгороженности от реальности зачастую имеет довольно скудный набор навыков, и это является одной из причин того, что многие из них приобретают форму навязчивости, стереотипа - они являются элементарной занятостью. Они заполняют пустоту и скуку, которые часто присутствуют в жизни аутичного ребенка. Другая причина возникновения стереотипов - повышенная тревожность, свойственная аутичному ребенку. И в этом случае навязчивость выполняет функцию дополнительной защиты и является показателем усилившейся тревоги или напряжения в данный конкретный момент. Причиной может быть и какая-либо ситуация, эмоционально задевшая ребенка и закрепившая определенную реакцию на подобные стимулы, которая в дальнейшем возникает уже рефлекторно и не выполняет никакой конкретной функции. Ну и еще один вариант - это процесс усвоения новой информации, который зачастую проявляется в форме стереотипа. Ребенок смакует свое новое знание, понимание, умение и, сам того не замечая, превращает его в навязчивость.

Стоит отметить, что во всех случаях стереотипного поведения ребенок в той или иной мере и по разным причинам «выключен» из окружающей действительности и не получает достаточного объема информации для полноценного развития - это первое. И второе: стереотипное поведение - это всегда показатель тревоги и попытки с ней справиться.

Слайд 10

У 31% детей, страдающих РАС, наблюдаются речевые стереотипы. Эхолалии. Стереотипные манипуляции со звуками, словами, фразами. Стереотипный счет.

Слайд 11

В 41% случаев - поведенческие стереотипы. Ритуальность в соблюдении режима. Ритуальность в выборе еды, одежды, маршрута прогулок, сюжета игры.

Слайд 12

В 34% случаев - влечение к ритму. Стремление к раскачиванию, верчению, трясению предметов под ритмичную музыку. Скандирование стихотворений. Выкладывание орнаментов из разнообразных рядов игрушек, мелких предметов. Одержимость листанием страниц книг, газет. Безудержное стремление качаться на качелях. Выкладывание различных предметов ровными рядами.

Слайд 13

В 51% случаев - двигательные стереотипы. Двигательная стереотипия - это любое бесцельное повторяющееся движение. Раскачивания в коляске или манеже. Однообразные повороты головы. Ритмические сгибания пальцев. Упорное, с характером одержимости, раскачивание на игрушечной лошадке, качалке. Машущие движения кистью, предплечьем. Пошатыванием на одном месте, закручиванием или выдергиванием волос, ребенок стремиться постоянно разбивать голову, обгрызать ногти. Для всех двигательных стереотипов характерен вычурный их рисунок.

Слайд 14

В 32% наблюдений у детей с РАС отмечаются сенсорные стереотипы. Стереотипные зрительные, звуковые, тактильные, вкусовые, обонятельные и проприорецептивные ощущения вызываются, достигаются разными способами, в частности аутостимулирующим поведением, которое называют «самостимуляцией».

Причины появления самостимулирующего поведения не до конца изучены, однако, исследователи склонны полагать, что существует несколько основных теорий, объясняющих причины возникновения такого поведения. Считается, что гиперчувствительные дети проявляют самостимулирующее поведение, чтобы снизить уровень стимуляции, получаемый ими из окружающей среды. С другой стороны, дети, демонстрирующие пониженную или недостаточную реакцию на стимуляцию окружающей среды, могут участвовать в аутостимулирующем поведении для того, чтобы получить чувство сенсорного удовольствия.

Слайд 15

Специалисты замечают, что ребенок с РАС ищет зрительной стимуляции (зрительный стимминг), подолгу глядит на вращение лопастей вентиляторов, вращающиеся колеса или бегущую строку рекламы. Примерами визуальной самостимуляции является повторяющееся моргание, размахивание руками перед лицом, длительный взгляд на освещение или потолочные вентиляторы, включение и выключение света, игры с пальцами перед глазами, верчение перед глазами пальцев, верчение колес игрушки, включение и выключение света.

Слайд 16

Аудиторная аутостимуляция может принимать форму щёлканья пальцами, стука по предметам, закрывания и открывания ушей руками, повторение отрывков видеороликов или песен, продуцирование вокальных звуков, пересыпание мозаики, сминание и разрывание бумаги, шуршание целлофановыми пакетами, раскачивание скрипящих створок двери.

Слайд 17

Дети, которые вовлечены в самостимуляцию с целью получения тактильных ощущений, может тереть предметы или кожу руками, чесаться, царапаться, сжимать и разжимать кулаки, расслоение тканей, пересыпание круп, манипуляции с водой, произвольное напряжение и расслабление конечностей, всего тела. Часто дети с РАС особенно реагируют на прикосновения. Родители часто говорят, что стрижка волос или ногтей возможна лишь тогда, когда ребенок спит (или невозможна в принципе). Некоторые дети жалуются, что их кожа горит, будто в огне, а другие, напротив, не ощущают даже серьезные травмы. Частое мытье рук может также быть одним из симптомов РАС – таким образом, дети ищут возможность нагрузить этот канал восприятия.

Слайд 18

Вестибулярная стимуляция. Продолжительная серия прыжков, раскачивание из стороны в сторону, вращение вокруг своей оси, шагание или бег из стороны в сторону.

Слайд 19

Аутизм часто связан с чрезмерной избирательностью в еде, что, частично, объясняется трудностями в обработке сенсорной информации при аутистических расстройствах. Ребенок – аутист ест только 5-10 видов блюд или меньше, полностью отказывается от одной или более пищевых групп (часто отдавая предпочтение продуктам с высоким содержанием углеводов, например, ест только сухие макароны). Ребенок с РАС отказывается от одной или более текстуры пищи (например, ест только хрустящую или только очень мягкую еду, не может есть помидоры, так как ему не нравиться переход продукта из твердого состояния в мягкое). Эти дети предпочитают еду только одного вкуса (например, сладкую или соленую, например, ест только печенье со сгущенным молоком), предпочитают только острую или только совсем пресную пищу. Едят только еду определенного цвета (боятся есть все желтое), прием пищи связан с сильными капризами и истериками, присутствие новых блюд на тарелке или даже в той же комнате вызывает сильную тревожность, запах определенных блюд является невыносимым.

Примером поведения самостимуляции, направленного на получение вкусовых ощущений, является облизывание предметов или помещение этих предметов и частей тела в рот, упорное сосание тканей. Пикацизм имеет только один симптом – желание глотать вещества, которые не являются съедобными. В психиатрии это рассматривают как расстройства приема пищи. Причем поедание несъедобных предметов при пикацизме может быть разнообразным. Дети - аутисты едят землю, камни, мел, поедают собственные волосы, кусочки эпидермиса из головы, ушную серу, бумагу, некоторые поедают кал, деревянные игрушки.

Слайд 20

Специалисты из Института Вейцмана заметили, что с помощью простого теста на обоняние можно поставить диагноз. Так, здоровые малыши вдыхают приятные запахи дольше, чем неприятные, а дети - аутисты – нет. Это ученые выяснили в ходе эксперимента, в котором приняло участие около 36 детей. Всем ребятам предлагали понюхать разные ароматы – приятные и неприятные. Здоровые дети, вдыхая разные запахи, меняли глубину вдоха – приятные запахи вдыхали дольше, чем неприятные. Малыши с аутизмом нюхали приятный аромат точно так же, как и запах гнилой рыбы. Выяснилось, чем сильнее были выражены симптомы аутизма у ребенка, тем дольше он вдыхал неприятный запах.

Дети, которые стимулируются от различных запахов, как правило, нюхают людей или различные предметы, постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.

Слайд 21

В 21% наблюдений у детей с РАС встречаются нарушения чувства самосохранения. Для 19% детей характерно отсутствие «чувства края»: опасное свешивание за борт коляски, упорное стремление перелезть за стенку манежа, убежать в чащу леса, выскочить на проезжую часть улицы, спрыгнуть с высоты, войти в глубину воды, залезть на крышу второго этажа, на высокий шкаф. В 10% случаев - отсутствие закрепления отрицательного опыта ожогов, порезов, ушибов. В 19% случаев - неумение постоять за себя, отсутствие защитной агрессии.

Слайд 22

В 29% наблюдений выявляются нарушения игры ребенка, страдающего РАС.

В 19% случаев - отсутствие игры вообще. Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляциям с ней.

В 19% случаев - задержка на стадии элементарных манипуляций с игрушкой. Как правило, ребенок ограничивается одной игрушкой, с которой проводит однотипные простые манипуляции. Манипулирование неигровыми предметами. Одушевление неигровых предметов.

В 21% случаев - объединение игрушек и неигровых предметов по признаку цвета, формы, размера, а не функциональным свойствам. Неиспользование в игре с неигровыми предметами их функциональных свойств. Преобладание игр в одиночку, часто в обособленном месте.

В 19% случаев - игры-фантазии со стойким перевоплощением в животных, в неодушевленные предметы (я – бабочка). Трудности расширения или изменения фабулы игры со стороны других людей.

Слайд 23

Дети с РАС испытывают затруднения в понимании мира, так как согласно исследованиям способы их восприятия окружающей действительности и переработки информации отличаются от способов, характерных для обычных детей. Современные психологические теории описывают эти различия в терминах «социальной слепоты» или «чрезмерной концентрации на деталях», что помогает объяснить, почему дети с РАС часто стремятся компенсировать указанный недостаток понимания, стремясь к постоянству и неизменности.

Слайд 24

Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году постановила отмечать 2 апреля каждого года «Всемирный день распространения информации об аутизме». В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества. Ученые озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом за последние десять лет выросла во всем мире в десять раз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ ИРМО «УРИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» РАС Что это ? Выступление на методическом объединении учителей – логопедов и педагогов-психологов Подготовили: Ташлыкова Е.В. Учитель-логопед ВКК, Алдаранова С.Ю. воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Слайд 2

Распространение РАС в детской популяции

Слайд 4

Характерные черты РАС : - расстройства речевого развития; -расстройства когнитивного развития; -нарушения поведения; - синдром гиперактивности.

Слайд 5

Критерии ранней диагностики РАС (до двух лет): - Аутизм (100% наблюдений ) - Страхи (80% наблюдений ) - Феномен тождества (79% наблюдений) - зрение , запахи, звуки, вкус -Тактильная чувствительность - Нарушения чувства самосохранения (21% наблюдений ) - Стереотипы (69% наблюдений) - Особенности речи (69% наблюдений) - Особенности познавательной деятельности и интеллекта (72% наблюдений) - Особенности игры (29% наблюдений) - Особенности витальных функций и аффективной сферы (98% всех наблюдений)

Слайд 6

АУТИЗМ - Нарушения зрительного контакта; - Нарушение комплекса оживления; - Измененное отношение к близким; - Измененная реакция на нового человека; - Нарушение общения с другими детьми; - Измененное отношение к физическому контакту; - Измененное отношение к словесному обращению (при сохранном слухе не откликается на свое имя); - Измененные особенности поведения в одиночестве; - Измененные особенности отношения к неодушевленному.

Слайд 7

СТРАХИ - Сверхценные страхи; - Страхи , вызванные сенсоаффективной гиперестезией; - Неадекватные , бредоподобные страхи.

Слайд 8

ФЕНОМЕН ТОЖДЕСТВА - Отвергание новых видов еды, ритуальность в режиме еды и атрибутике еды; - Приверженность к привычным деталям окружающего; - Патологические реакции на перемену обстановки.

Слайд 9

СТЕРЕОТИПИИ -речевые стереотипы; -поведенческие стереотипы; -влечение к ритму ; -двигательные стереотипы; -сенсорные стереотипы.

Слайд 10

РЕЧЕВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Слайд 11

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Слайд 12

ВЛЕЧЕНИЕ К РИТМУ

Слайд 13

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Слайд 14

СЕНСОРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ (САМОСТИМУЛЯЦИЯ) -визуальная ( зрительная) стимуляция - стимминг; - аудиторная ( слуховая) стимуляция; - тактильная стимуляция; - вестибулярная стимуляция; - аутостимулирующее поведение, связанное со вкусом - пикацизм; - аутостимулирующее поведение, связанное с запахом.

Слайд 21

Нарушения чувства самосохранения

Слайд 22

ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ

Слайд 24

Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре

Презентация позволяет раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка с РАС, а также рассказывает об этапах развития игры, особенностях, роли взрослого в становлении сюжетн...

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...