паспорт проекта «Удивительные пять чувств»
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Сыромятникова Валентина Григорьевна

Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. И наша главная задача – сохранить их, заботясь о своем здоровье. Данный проект содержит поиск ответов на вопросы: «Какие органы чувств есть у человека?» «Как органы чувств устроены?» «Зачем человеку органы чувств?» «Как сохранить органы чувств здоровыми?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_udivitelnye_pyat_chuvstv.docx448.47 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта  «Удивительные пять чувств»

(для детей с нарушением зрения старше-подготовительной группы)

автор проекта учитель-дефектолог тифлопедагог Сыромятникова В.Г. 

C:\Users\Юля\Desktop\Безымяиииинный.png   

Тип проекта.

Кратковременный, исследовательский, подгрупповой.

Продолжительность проекта:  1 неделя

Объект исследования: органы чувств человека.

 

Аннотация.
Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. И наша главная задача – сохранить их, заботясь о своем здоровье. Данный проект содержит поиск ответов на вопросы: «Какие органы чувств есть у человека?» «Как органы чувств устроены?» «Зачем человеку органы чувств?» «Как сохранить органы чувств здоровыми?»

 

Актуальность.

Каждый предмет можно обследовать не только глазками, но и попробовать на вкус, потрогать ручками, послушать какой звук он издает, понюхать есть ли у него запах. 

Настя (кукла): «Недавно мне мама рассказала, что у  каждого человека есть 5 помощников и это органы чувств»

Маша (кукла): «Да я тоже слышала, но я не знаю какие органы чувств есть у меня и зачем они мне нужны?»

Настя (кукла):  «Я так думаю, они мне не нужны, я бы смогла без них прожить!!!»

Маша (кукла): «НЕТ!!! Ты не прав, они нам нужны. А давай спросим Валентину Григорьевну, может быть, она нам расскажет»

И мы вместе стали искать ответы на вопросы:

*       Какие органы чувств есть у человека?

*       Зачем человеку органы чувств?

*       Как сохранить органы чувств здоровыми?

 

Цель.
Выяснить что такое органы чувств и как мы (люди, дети)  можем активно пользоваться ими при познании окружающего мира.


Задачи.

  • Узнать что такое  органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), как они  устроены и  их функции.
  • Научиться пользоваться информацией, полученной при помощи органов чувств в разных видах деятельности.
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие, вкус, обоняние, осязание.
  • Овладеть  бережным отношением к органам чувств и уходу за ними.

 

Гипотеза.

В мире много интересного, 
Нам порою неизвестного. 
Миру знаний нет предела, 
Так скорей, друзья, за дело!

Может быть, если ежедневно заботиться о своем организме, упражнять органы чувств, то будешь лучше видеть, слышать и различать звуки, узнавать запахи и вкус продуктов, поверхности предметов, их свойства и качество. Упражнения и игры помогут укрепить здоровье.

 

Методы исследования.

  • Получение познавательной информации с использованием Интернет-ресурсов.
  • Словесные: беседа, рассказ, объяснение
  • Наглядные: наблюдение, иллюстрации, демонстрации, экскурсии.
  • Практические: опытно-лабораторная работа.

 

Этапы реализации проекта.

 

1 этап – подготовительный

 

1.Определение темы проблемы исследования.

2.Формирование цели и задач.

3. Подготовка оборудования и материалов по теме.

4. Оформление исследовательского дневника 

5. Создание презентаций

6. Составление плана основного этапа

 

2 этап- основной

 

1 день

Орган зрения

  1. Обзорная беседа «Пять помощников моих»

( Приложение 1)

  1. Занятие « Орган зрения. Что это такое? » (Приложение 2)
  2. Опытно-исследовательская деятельность:
  • Опыт 1: Определение цвета радужной оболочки глаз у своего друга.
  • Опыт 2: Определение цвета своей радужной оболочки глаз при помощи зеркала.
  • Опыт 3: Знакомство с зависимостью величины зрачка от яркости света.
  1. Оформление детьми дневника наблюдений  о зрении. (Приложение  9)

2 день

Орган обоняния

  1. Занятие «Как мы дышим и зачем?»

(Приложение 3)

  1. Беседа  «Бережем органы дыхания» (Приложение 4)
  2. Опытно-исследовательская деятельность
  • Опыт: Узнать по запаху предмет. Определить к какому виду относится  этот запах. Определить приятный он для вас или нет (свежий огурец, шоколадная конфета, косметическое мыло, чистящее средство, микстура).
  1. Оформление детьми дневника наблюдений  об обонянии. (Приложение 9)

3 день

Орган вкуса

  1. Занятие «Волшебный язычок» (Приложение 5)
  2. Беседа «Полезно – вредно» (Приложение 6)
  3. Опытно-исследовательская деятельность:
  • Опыт 1: Дети знакомились с зонами языка и обозначали их разными цветами (сладкий вкус – красная зона, соленый вкус - зеленая зона, кислый вкус – желтая зона, горький вкус - синяя зона). Дети определяли вкус разных продуктов. Задание: Вспомните и нарисуйте знакомые вам продукты питания, которые имеют сладкий (соленый и др.) вкус в нужной цветовой зоне.
  • Опыт 2:Зависимость вкусовых ощущений от температуры. Каждому ребенку дали два стакана с чаем. В одном стакане чай теплый, а в другом – немного горячее. Количество сахара в обоих стаканах одинаковое. Детям предложили попробовать чай сначала из одного стакана, затем из другого и ответить на вопрос « В каком стакане чай слаще?» Дети ответили, что чай в первом стакане слаще (где был теплый чай). Педагог сообщает детям, что чай в обоих стаканах содержал одинаковое количество сахара. Дети вместе с педагогом делают вывод, что вкусовые ощущения зависят от температуры продукта.
  1. Оформление детьми дневника наблюдений  о органе вкуса. (Приложение 9)

4 день

Орган слуха

  1. Занятие  «Орган слуха – ухо» (Приложение 7)
  2. Опытно-исследовательская деятельность
  • Опыт 1: Какие звуки предупреждают нас об опасностях.
  • Опыт 2: Определить  по звуку музыкальный инструмент.
  1. Оформление детьми дневника наблюдений  о слухе. (Приложение 9)

5 день

Орган осязания

  1. Занятие «Осязание. Что это?» (Приложение 8 )
  2. Опытно-исследовательская деятельность:
  • Опыт 1: Определить с помощью органа осязания температуру воды в бутылке и обозначить ее цветной карточкой (синей – холодную воду, желтой – теплую).
  • Опыт 2: Определить, какую фигуру я нарисовала на твоей коже.
  1. Оформление детьми дневника наблюдений  об осязании. (Приложение 9)

 

 

3 этап – заключительный

 

  1. Обработка и анализ материалов проекта.
  2. Обобщить опыт по проделанной работе.
  3. Подборка родителям игр в домашних условиях на развитие органов чувств. (Приложение 10)

 

Приложение 1

Обзорная беседа «Органы чувств»

  • Дети, кто знает, что такое органы? (Ответы детей).
  • Послушайте, что об этом говорится в толковом словаре Ожегова: “Орган - часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение”.
  • С помощью каких органов мы получаем информацию из окружающего мира? (Ответы детей).
  • Информацию из окружающего мира человек получает с помощью пяти органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.
  • Дети, вы согласны с этим утверждением?
  • У кого другое мнение? (Ответы детей).
  • Итак, мы предполагаем, что органы чувств - наши помощники. Наша цель: исследовать путем проведения опытов, как органы чувств помогают (или не помогают) получать информацию из окружающего мира.

 

 

 

Приложение 2

 

Организованная образовательная деятельность

«Орган зрения. Что это такое?»

Программные задачи:

  1. Показать какую роль играет зрение в жизни человека.
  2. Рассказать об особенностях строения глаза.
  3. Ознакомить с приёмами оказания первой помощи при травме глаза.
  4. Способствовать развитию связной, грамматически правильной речи, словообразованию.
  5. Воспитывать бережное отношение к своему зрению.

 

Материал: объемный макет  глаза с разным цветом радужной оболочки, кукла с завязанным глазом, зеркало, повязка, дневники наблюдений, презентация «Глаза»

Ход ООД.

  • Послушайте загадку. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.
  • Для чего нужны человеку глаза?
  • Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают, можно предложить детям пройтись закрытыми глазами по группе.)
  • Чтение стихотворения Н.Орловой «Ребятишкам про глаза».

Разберемся вместе дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех  у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза немножко,

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом,

Править быстрым самолетом,

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя,

Будет Николай танкистом,

А Сергей парашютистом;

Станет снайпером Илья…

Но для этого друзья,

Кроме знания и умения-

Всем необходимо зрение!

  • Зрительная гимнастика у окна «Что видят ваши глаза далеко, близко?».
  • Показываю схему строения глаза, рассказываю: «Природа оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием «веко». Если перед глазами появляется опасность,  веки закрываются.  На лице вида только небольшая часть глаза.  Весь глаз похож на шар и называется глазным яблоком.  Снаружи нам видны только белковая и радужная оболочки. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. А в самом центре находится специальное отверстие - зрачок. С помощью зрачка мы видим свет и изображения предметов».
  • Опыт №1. предложить детям  посмотреть в глаза своему товарищу и определить цвет радужной оболочки  у своего друга.
  • Опыт №2: Определение цвета своей радужной оболочки глаз при помощи зеркала.
  • Опыт №3: Знакомство с зависимостью величины зрачка от яркости света.
  • Чтение четверостишия Л.Зильберг.

Помни истину простую:

Лучше видит только,

Кто жуёт морковь сырую

Или пьёт морковный сок.

 

  • Рассмотреть разложенные карточки «Что полезно и вредно для глаз».
  • Игра «Чья команда соберёт быстрее  карточки».
  • 1-а команда собирает карточки «Полезные для глаз».
  • 2-я команда собирает карточки «Вредное для глаз».
  • С помощью куклы с завязанным глазом проигрывается ситуация «Что могло случиться?», «Оказание доврачебной помощи», «К какому врачу обратиться за помощью?».

Ознакомиться с правилами первой помощи при травме глаз:

  • Если попала соринка, удалить её с помощью носового платка, от виска к переносице.
  • При ушибе приложить к глазу вату или чистый носовой платок, смоченный в холодной воде.
  • Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Береги сои глаза»

Чтоб глаза твои, дружок,

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице.

Глаз поранить очень просто,

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лёжа книгу не читай.

На яркий свет смотреть нельзя-

Тоже портится глаза.

Телевизор в доме есть,

но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И   смотри не всё подряд,

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра,-

От стола  до ваших глаз

Должно быть сорок сантиметров

Я хочу предостеречь:

Нежно глаза беречь!

 

  • Итог занятия.

 

Приложение 3

Конспект ООД «Нос – орган обоняния».

Цель:

Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

  1. Познакомить детей с анатомическим строением носа человека, его функциями, назначением и взаимосвязи с другими органами;
  2. Познакомить детей с индивидуальными средствами защиты дыхательных органов.

Оздоровительная:

  1. Научить детей методу точечного массажа носа и дыхательной гимнастики;
  2. Учить сохранять и укреплять свое здоровье.

Развивающая:

  1. Развивать и обогащать словарный запас детей;
  2. Учить высказывать свою точку зрения;
  3. Развивать мышление, воображение.

Воспитательная:

Воспитывать доброжелательное отношение к высказываниям друг друга.

Предшествующая работа:

Рассмотреть с детьми познавательную литературу по теме «Человеческий организм»; обратить внимание на состояние своего здоровья.

Материал:

Картинка с изображением человеческого носа в разрезе; тарелочки с наполнителями:  чеснок, лекарства, шоколадка, огурец, крем; гигиенические палочки, медицинская повязка.

Ход образовательной деятельности.

В кабинете подготовлены баночки с ароматом (используется качественное ароматическое масло) земляники или пихты, для создания проблемной ситуации и вместе с детьми рассуждает о запахе, который присутствует в кабинете.

  • Ребята, чем это у нас здесь пахнет? Что он вам напоминает?
  • А с помощью какого органа вы это определили? (с помощью носа)
  • Давайте я вам расскажу об этом удивительном органе – носе.

Вместе с детьми отправимся  «в путешествие», в глубь человеческого организма, используя картинку строения носа.

Краткая информация детям.

  • Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).
  • Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливаю эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть - обоняние. Повторите это слово (обоняние).
  • Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.

Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.

№1 Упражнение: «Обними плечи»

(Вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти».)

И. п.: стоять ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет: «Раз» - «Швырнули» руки на встречу, друг к другу до отказа – вдох (руки сойдясь локтями, образовали с телом треугольник). Сразу же после этого согнутые в локтях руки сами разошлись в стороны. Но не так широко, как в и.п., образуя как бы квадрат локтями. При этом - выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот. (Повторить несколько раз)

№2 Упражнение: «Нос в бок»

Массаж носа в стороны, вверх-вниз.

№3 Упражнение:

«Пение носом» - глубокий вдох, на выдохе произносить звук: «М-м-м»

Игра –эксперимент «Дегустатор». Узнать по запаху предмет. Определить к какому виду относится  этот запах. Определить приятный он для вас или нет (свежий огурец, шоколадная конфета, косметическое мыло, чистящее средство, микстура). Записать в дневник наблюдения.

В мире существует очень много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья. Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма. При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.

Эксперимент.

  • Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит.

Зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».

  • Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента)

Педагог помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.

Обучение точечному массажу.

- Чтобы не болеть, я вам покажу один секрет. Есть на теле человека различные точки, при массаже этих точек человек может улучшить свое состояние здоровья.

(Дефектолог показывает зоны расположения точек для дыхания. Дети массируют у себя эти точки).

- После такого массажа дыхание у вас будет свободным, будет проходить насморк. Обязательно покажите эти точки своим родителям. Пусть они тоже помассируют свой носик.

Экскурсия на улицу «Как пахнет осень»

 

 

Приложение 4

Беседа «Бережем органы дыхания»

Давайте поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое: вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки и объясняют.) Полезно: есть чеснок и лук, овощи и фрукты.

Одеваться по сезону. Закаляться. Дышать носом. Дышать свежим воздухом.

Вредно: кричать на улице. Ходить легко одетым в холодную погоду. Переохлаждаться.

Пить на улице холодную воду. Дышать грязным, задымленным воздухом.

 

 

Приложение 5

Организованная образовательная деятельность « Орган вкуса – язык »

Рассматривание иллюстраций.

Цели:

-Уточнить знания детей о назначении и строении рта.

-Активизировать знания детей о сенсорных возможностях человека.

- Помочь детям осознать сенсорные возможности языка, как органа вкуса.

- Познакомить с вкусовыми зонами языка.

- Активизировать представления детей о вкусе различных продуктов.

-Рассказать об особенностях языка.

Задачи:

Коррекционные:

- Развивать центральное зрение.

- Закрепить знания детей о приемах снятия зрительного утомления.

- Развитие чувствительности языка.

- Развивать сохранные анализаторы.

Общеобразовательные:

- Развитие связной речи.

- Расширение представлений об окружающем мире.

- Учить ставить вопрос и составлять алгоритм решения проблемы.

Воспитательные:

- Активизировать знания детей о различных приемах снятия зрительного утомления, продолжать формировать навыки личной гигиены.

Оборудование:

ТСО для демонстрации презентаций продукты с разными вкусовыми качествами, продукты разные по вкусу (шоколадка, вода, крекеры, лук, лимон, чай холодный и горячий).

Словарная работа:

Горький, соленый, кислый, сладкий…

ЧАСТЬ 1.

Ход занятия:

Вводная часть.

Знакомство с вкусовыми зонами языка.

Педагог: Вот чудеса! Что это за разноцветный язык? Оказывается, что не весь язык одинаково различает вкус.

Педагог рассматривает и анализирует с детьми схематическое изображение языка, где вкусовые зоны обозначены разным цветом.

1. Занятие «Волшебный язычок»

2. Беседа «Полезно – вредно»

3. Опытно-исследовательская деятельность:

·         Опыт 1: Дети знакомились с зонами языка и обозначали их разными цветами (сладкий вкус – красная зона, соленый вкус - зеленая зона, кислый вкус – желтая зона, горький вкус - синяя зона). Дети определяли вкус разных продуктов. Задание: Вспомните и нарисуйте знакомые вам продукты питания, которые имеют сладкий (соленый и др.) вкус в нужной цветовой зоне.

·         Опыт 2:Зависимость вкусовых ощущений от температуры. Каждому ребенку дали два стакана с чаем. В одном стакане чай теплый, а в другом – немного горячее. Количество сахара в обоих стаканах одинаковое. Детям предложили попробовать чай сначала из одного стакана, затем из другого и ответить на вопрос « В каком стакане чай слаще?» Дети ответили, что чай в первом стакане слаще (где был теплый чай). Педагог сообщает детям, что чай в обоих стаканах содержал одинаковое количество сахара. Дети вместе с педагогом делают вывод, что вкусовые ощущения зависят от температуры продукта.

Зарисовка в дневниках наблюдений

Итог занятия

 

Приложение 6

Беседа «Полезно и вредно»

Ребята, а вы знаете, что бывают продукты полезные для нашего здоровья, а бывают и вредные. А что содержится в продуктах, которые полезны для нас, почему они полезные? (содержатся витамины, питательные вещества). Благодаря им у нас лучше видят глаза, здоровые зубки и кости, лучше работает сердце, мы становимся сильными и не болеем.  Продукты, которые вредны для нашего организма – это жареное, соленое, острое, а также вредно есть много сладкого, может заболеть живот, зубки

Давайте подумаем, чем же полезно молоко? (фрукты, мед, каша и т.д.).

Ребята, вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в детском саду (ответы детей).

И на завтрак, и на обед, и на ужин вам дают разные полезные продукты. Еда должна быть разнообразной.

Физминутка. А теперь мы немного поиграем

Ребята, а чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила здорового питания. Я вам буду читать правила, если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

- перед едой надо всегда мыть руки с мылом

- есть нужно в любое время, даже ночью

- надо есть продукты, которые полезны для здоровья

- есть надо быстро

- пищу надо глотать не жуя

- полоскать рот после еды вредно

- нужно кушать разнообразную пищу

- есть надо в меру и не переедать

 

Приложение 7

Конспект ООД «А уши, чтобы слышать»

Цель: формирование представлений детей о значении слуха в жизни.

Задачи:

- познакомить детей с причинами нарушения слуха;

- дать знания о способах предупреждения нарушения слуха;

- познакомить детей с гигиеной слуха;

- активизировать словарь за счет новых слов;

- развивать связанную речь;

- развивать память, внимание, мышление;

- воспитать бережное отношение к слуховому аппарату.

Материал: схема органа слуха; презентация об органе слуха, звуки предупреждающие об опасности, картинки с дактилем, музыкальные инструменты, дневник наблюдений.

Ход:

1. Ребята, посмотрите сколько нас сегодня на занятии! Поприветствуйте друг друга. Что вы услышали в ответ?  (Здравствуй, привет). А как вы узнали, что вам сказали именно это? (Мы услышали) С помощью чего вы услышали? (Ушей). Значит, для чего нам нужны уши? (Чтобы слушать). Закройте уши, а я скажу вам фразу, посмотрим, услышите вы или нет. (Дети закрывают уши, воспитатель произносит любую фразу, дети открывают уши) Что я у вас спросила? Вы не услышали? Почему?

Вывод: У человека для улавливания и различения звуков существует специальный орган – ухо. Уши служат для того, чтобы слышать, а значит и разговаривать.

2. Дети, скажите, сколько у вас ушей? (два)

На самом деле у каждого человека 6 ушей: 2 наружных уха, два средних уха и два внутренних уха.

3. Д/ игра «Кто позвал»

Цель: развитие слухового внимания и памяти

Ход: дети стоят в кругу, один ребенок в кругу, у него закрыты глаза. Воспитатель показывает на ребенка, который должен позвать по имени водящего, если тот угадает, то они меняются местами.

4. Чтобы уши не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять такие правила

- не ковырять в ушах;

- не допускать попадания воды в уши;

- защищать уши от сильного ветра;

- защищать уши от сильного шума;

- не втягивать в себя слизь из носа;

- сильно не сморкаться.

5. Так же за ушами надо ухаживать, как и за всем телом

Игровое упражнение «Чем чистят уши»

Цель: расширение представления о том, чем можно чистить уши

Ход: перед детьми на столе лежат различные предметы. Дети должны выбрать те предметы, которыми, по их мнению, можно чистить уши.

6. Игра «На каком музыкальном инструменте я играю»

7. Беседа « Как общаются люди, которые не слышат»

8. Когда вы утром просыпаетесь, то день начинается с утренней гимнастики, чтобы тело проснулось. Для наших ушей тоже есть специальная гимнастика:

1. подержать себя за оба уха, взявшись за верхнюю часть каждого уха большим и указательным пальцами;

2. потереть мочки уха между средним и указательным пальцами;

3. ладонями отогнуть ушные раковины. А затем резко отпустить, почувствовать легкий хлопок

Итог: - о чем мы сегодня говорили?

- что нового вы узнали?

  

 

Приложение 10

ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ!!!

Игры на развитие пяти органов чувств у ребенка.

У человека пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Зрение - для того, чтобы видеть.

Слух - для того, чтобы слышать.

Осязание - для того, чтобы щупать.

Обоняние - для того, чтобы нюхать.

Вкус - для того, чтобы пробовать на вкус.

Поиграйте с ребенком

1.     Зрение

  • Назови как можно больше круглых предметов, находящихся дома.
  • Назови как можно больше круглых предметов, которые можно увидеть на улице. Назови как можно больше прямоугольных предметов.
  • В течение 1 минуты запомни расположение геометрических фигур (4-5 фигур), затем, постарайся нарисовать такую же картинку на листе бумаги. 
  • Нарисуй самое большое в мире дерево на маленьком листе бумаги. Как это сделать? 
  • Нарисуй самую большую в мире птицу так, чтобы сразу было видно, что она очень большая.

2.     Слух. 

  • Что мы слышим, когда находимся возле леса, реки, болота, автомобильной дороги, на улице города?
  • По каким звукам можно опознать автомобиль, лошадь, кошку, колодец? 
  • Распространяется ли звук в воде? Лучше или хуже, чем в воздухе? Проверь свои предположения, купаясь в ванне.
  • Повтори по памяти за взрослым несложный ритм, состоящий из 5 ударов. 

3.      Осязание.

Предметы на ощупь бывают острыми и тупыми, гладкими и шероховатыми, твердыми и мягкими, теплыми и холодными и т.д.

Упражнение “Волшебный мешочек”.

Оборудование: небольшой тряпичный мешочек, 6-8 штук мелких предметов, разных по форме, размеру, материалу: 

- нащупай в мешочке мягкий предмет и назови его... 
- нащупай предмет гладкий и мягкий и назови его... (например резиновый мячик) 
- нащупай шероховатый мягкий предмет и назови его... (например подушечка для иголок).

 Можно также предложить вытаскивать из мешочка предметы по образцу: найди такой же. В этом случае необходимы пары одинаковых предметов. Один предмет из пары мы показываем ребенку - другой он вытаскивает из мешочка на ощупь.

Загадки “На ощупь”.

 Ребенок нащупывает в мешочке какой-то предмет и начинает описывать его качества: скользкий, круглый, теплый, и т.д., а взрослый или другой ребенок должен отгадать, что это за предмет (для детей - выбрать описываемый предмет из 10-15 предметов).

4.     Обоняние.

Ребенок должен уметь различать флаконы с разно пахнущими веществами: одеколон, раствор уксуса, раствор нашатырного спирта и скипидара. Удобно пользоваться бумажными “нюхалками” - полосками бумаги длиной 10 см и шириной 1 см. 

5.     Вкус.

Ребенку дают определить на вкус:

- Что кислее ?(лимон или клюква) 

- Что слаще? (сравнивает два раствора с разной концентрацией сахарного песка). 
- Что солонее? (сравнивает два раствора с разной концентрацией поваренной соли?. 
Для сравнения по кислоте можно также использовать растворы лимонной кислоты разной концентрации. Можно также приготовить четыре раствора каждого из перечисленных веществ. В этом случае мы просим расположить растворы в порядке увеличения или уменьшения силы вкусового качества (кислоты, сладости, солености).

В результате работы по проекту:

  1. удалось познакомить детей с такими органами чувств, как орган зрения, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания, орган слуха; с тем, как они устроены, как функционируют, помогают в жизни, для чего нужны и как их беречь
  2. удалось уделить внимание развитию зрительного, осязательного, обонятельного, вкусового и слухового анализаторов, научить детей правильно интерпретировать информацию, получаемую от этих органов, соответственно на неё реагировать
  3. расширить словарный запас детей за счет новых слов и терминов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста "Удивительные пять чувств"

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Детский сад IV вида № 37» Исследовательский пр...

Паспорт проекта «Удивительный мир сказок дедушки Корнея»

laquo;Сказка-это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка  ребёнком жизненных ситуаций»(В.А.Сухомлинский)Со сказки, в том числе и авторской, у ребёнка начинается знакомство с ...

Паспорт проекта "Удивительное место - луг"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Поэтому необходимо, как можно раньше, показать детям этот удивительный мир растений, животных и насекомых. Нау...

Паспорт проекта "Удивительный мир насекомых"

Паспорт проекта "Удивительный мир насекомых"...

Паспорт проекта "Удивительный мир часов"

Паспорт проекта "Удивительный мир часов"...

Паспорт проекта «Удивительный мир часов»

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на во...