«Развитие элементарных математических представлений в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Для формирования у дошкольников математических представлений необходимо опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emp_v_protsesse_samoobsluzhivaniya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие элементарных математических представлений в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда»
Учитель-дефектолог
Н.А.Большакова
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.
Для формирования у дошкольников математических представлений необходимо опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом). Дети должны понимать, что приобретенные ими знания действительно им нужны и научились ими пользоваться. Это будет способствовать дальнейшему развитию интереса детей к математике и расширению полученных знаний. Одна из важнейших задач заключается в том, чтобы те знания, умения и навыки, которые дети получают на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях – на других занятиях, в играх, в быту, на прогулке.
Это можно продемонстрировать на примере одного из видов детской деятельности - самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Основные разделы по формированию элементарных математических представлений, это:
Количество
Величина
Форма
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Давайте рассмотрим, как идет работа по формированию элементарных математических представлений по этим разделам в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда.
Самообслуживание
Упражнять в прямом, обратном и порядковом счете | -Пересчет предметов одежды, количество пуговиц и петель, карманов и чего-либо. - Во время умывания, посчитать какое полотенце по счету, соответствует ли цифре. - Причесывание – счет зубчиков на расческе - При построении правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?» |
Умение решать и составлять задачи | - Решение задач типа: «У Сережи на кофте 3 пуговицы, а у Дани 5. У кого пуговиц больше?» или «Сначала оделись 2 девочки, а потом 3 мальчика. Сколько оделось детей?» и т.п. - Логические задачи: «Если будут заплетать две косички, сколько понадобится резиночек?, а если на каждую косичку по две резиночки? И т.д. |
Закрепление понятия пара-составление пар предметов | -Пара варежек, сапог носков. Построение парами. - Во время умывания, пара глаз, ушей, еще чего? |
Сравнение множеств | - Кого больше одетых детей или не одевшихся, чего больше пуговиц или петель |
Развитие представлений о величине | -Понятие «длинный – короткий» - сравнить длину носка и гольфа, скамейки и стула, размер ботинок, перчаток. Шарфы – широкий - узкий Шкафы – высокий - низкий |
Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры | - Посчитать сколько пядей в шкафу, в скамейке. Измерить высоту шкафа варежками, длину раздевалки сапогами, шагами. |
Закрепление знаний о геометрических фигурах | - Формы предметов - Рассказать о геометрических фигурах на промаркированных шкафах (цвет, форма, размер, на какие предметы они похожи) |
Формирование пространственных представлений | - Упражнять детей в определении расположения предметов в шкафу на полке, над полкой, под полкой, вверху, внизу. - Кто сидит рядом - понятия слева, справа, между -Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул - Одеваем сначала правого ботинка, рукавицы, потом левого и т.п. |
Формирование временных представлений. Развивать «чувство времени», | - С помощью песочных часов измеряет время, затраченное на одевание (уборку игрушек и т.д.) и тем самым дети практически усваивают, что такое «долго», «быстро», учатся ориентироваться во времени. - Закрепить представление о частях суток, когда мы одеваемся (умываемся, причесываемся) утром, днем … |
Учить устанавливать последовательность событий | - Алгоритм одевания, мытья рук. Понятия «сначала – потом». Алгоритм выращивания растений. Последовательность действий во время дежурства. |
Элементарный бытовой труд и труд в природе
Упражнять в прямом, обратном и порядковом счете | При уходе за растениями дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, бутонов, цветков. Счет посуды во время дежурства. Считаем сколько ложек супа съели – первая, вторая… Счет раздаточного материала и т.п. Обратный отсчет при завершении работы. |
Умение решать и составлять задачи | «Вчера на веточке распустилось 3 листочка, а сегодня еще один. Сколько листочков распустилось на веточке?» и т.д. - Придумывание задач. |
Сравнение множеств | - Во время сервировки стола дежурные сопоставляют количество приборов и число детей, каких тарелок больше: глубоких или мелких? Чего больше – тарелок или блюдец, ложек или вилок, столов или стульев и др., Заготавливая природный материал, дети сортируют семена раскладывают их в кучки (по 5 -10 ), пересчитывают и сравнивают. -Во время коллективного труда: группы по 5 человек. |
Развитие представлений о величине | Карандаши длинные-короткие, кисточки толстые-тонкие Цветочные горшки – большие, маленькие, широкие, узкие Тарелки – глубокие, мелкие. Что длиннее ложка или вилка. У каких растений стебли короткие, у каких – длинные? Дети расчищают площадку от снега, делают узкую и широкую дорожки, ходят по узкой, по широкой и устанавливают, что по узкой дорожке ходить труднее, чем по широкой, что по узкой может пройти один ребенок, а по широкой пара, тройка ребят. |
Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры | Измерить длину стола, карандаша, полки и.т.д. Высоту цветочных горшков При уходе за растениями дети измеряют их рост. Перенос песка в песочницу – представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры –большие и маленькие ведра. |
Закрепление знаний о геометрических фигурах | - На какую геометрическую фигуру похожи салфетки, предметы посуды При уходе за растениями дети рассматривают их форму, размер. |
Формирование пространственных представлений | Горшки на полках слева, справа, вверху, внизу. Дежурство по занятиям – положи листок между карандашом и кисточкой. Поставь пластилин на середину стола. - Увозить листья на тележке в кучу согласно план-схеме выданной воспитателем. |
Формирование представлений о весе предметов | - При мытье игрушек игра «Тонет- не тонет». При уборке снега, какой лопатой легче убирать большой или маленькой. Какими ведрами легче носить песок? Тележка с листьями тяжелее, когда их много или мало? И.т.п. |
Формирование временных представлений | Труд в природе зависит от времени года, времени суток. Полей сегодня цветы на верхней и на нижней полке, завтра польем на средней. Кто когда дежурил - вчера, сегодня, завтра. |
Таким образом, развитие элементарных математических представлений успешно осуществляется в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Тема: Путешествие в весенний лес.Программное содержание:«Познание»упражнять в сравнении двух групп предметов способами приложения иналожения;закрепить знания о форме и цвете геометрических фигур...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ»
2 Слайд. Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения ФЭМП, но и сама математика является мощным фактором разв...
Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей 4- 7лет с ОНР посредством развивающих логико-математических игр
Развитие интеллектуальных процессов...
презентация для родительского собрания «Формы, методы, приёмы и способы организации образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений с детьми от 2-х до 3-х лет» 1 младшая группа
презентация для родительского собрания по формированию элементарных математических представлений 1 младшая группа...
«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»
laquo;Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»...
Выступление "Формирование элементарных математических представлений в процессе освоения курса математического развития дошкольников «Игралочка"
Сообщение по теме «Формирование элементарных математических представлений в процессе освоения курса математического развития дошкольников «Игралочка»...
- Мне нравится (1)