Выступление "Формирование элементарных математических представлений в процессе освоения курса математического развития дошкольников «Игралочка"
материал по математике

Землянко Светлана Александровна

Сообщение по теме «Формирование элементарных математических представлений в процессе освоения  курса  математического развития дошкольников «Игралочка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

ТЕМА: «Формирование элементарных математических представлений        в процессе освоения  курса  математического развития дошкольников «Игралочка»

СЛАЙД 2: "Игралочка" авторы Людмила Георгиевна Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Курс «Игралочка» рассчитан на детей с трех лет. Части курса называются по-разному: для младших дошкольников(1,2 части) - "Игралочка", для старших(3,4 части) - "Игралочка - ступенька к школе".

СЛАЙД 3: КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

  • Разработана в соответствии с ФГОС
  • Обеспечивает преемственность с начальной и  основной школой
  • Сочетает в себе новейшие достижения науки и практики
  • Имеет полное методическое обеспечение
  • Построена на основе современной образовательной технологии «Ситуация»
  • Может использоваться в качестве самостоятельной парциальной программы
  • Включает механизмы вовлечения родителей в образовательный процесс

СЛАЙД 4-5: Приоритетные задачи программы «Игралочка»

1. Формирование любознательности, активности, мотивации, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Развитие мыслительных операций:

- анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

- сравнение свойств предметов;

- обобщение и распределение предметов в группы по выбранному свойству;

- синтез на основе выбранной структуры;

- конкретизация;

- классификация;

- аналогия.

3. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

4. Увеличение объема внимания и памяти.

5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.

6. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

7. Формирование предпосылок логического мышления, сенсорных процессов и способностей.

8. Формирование предпосылок универсальных учебных действий (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с взрослыми и сверстниками; работа по правилу и образцу, планирование своих действий, проверка результатов, исправление ошибок).

СЛАЙД 6: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Каждое занятие организуется с учетом системы дидактических принципов деятельностного метода Л. Г. Петерсон:

- принцип психологической комфортности,

- принцип деятельности,

- принцип минимакса,

- принцип целостности,

- принцип вариативности,

- принцип творчества,

- принцип непрерывности.

1. Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей.

Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

2. Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).

3. Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.

4. Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

5. Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

6. Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых.

7. Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик с позиций самоценности и социальной значимости дошкольного детства, формирования готовности к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни во всех ее проявлениях, а также развития способностей к самореализации и саморазвитию. 

Все принципы курса соответствуют требованиям ФГОС.

СЛАЙД 7: ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Выделяют три типа образовательных ситуаций (занятий)с дошкольниками:

- Занятия «открытия» нового знания;

- Занятия тренировочного типа;

- Занятия обобщающего типа (итоговые).

СЛАЙД 8:

Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Решение всех образовательных задач в занятии осуществляется в рамках единого чаще всего игрового сюжета.

В структуре занятий «открытия» нового знания выделяют следующие этапы:

1)Введение в ситуацию.                                                                                                                                                                 2) Актуализация знаний и умений.                                                                                                                                                    3) Затруднение в ситуации.

4) «Открытие» нового знания (способа действия)

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.                                                                                        6) Осмысление.

СЛАЙД 9:

Структурными этапами занятий тренировочного типа являются:

1. Введение в игровую ситуацию.

2. Игровая деятельность.

3. Осмысление (итог).

Цель занятий тренировочного типа - «закрепить»«повторить»«отработать», но она имеет новое содержание: не формальное заучивание или воспроизведение, а выявление и преодоление детьми собственных затруднений в процессе игровой деятельности.Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

СЛАЙД 10:

Структура занятий обобщающего типа (итоговых) такая же, как и у тренировочных, но обобщающие занятия проводятся с участием двух педагогов (один организует образовательный процесс, а другой фиксирует результаты). Целями занятий обобщающего типа (итоговых) являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности.

СЛАЙД 11: РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Работа с дошкольниками в этом курсе ведется в зоне ближайшего развития детей: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагают и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под руководством взрослого они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении – эмоционально переживают успех. Задача взрослого – в ходе решения различных заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка, организовать такой образовательный процесс, который создаст максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей.

СЛАЙД 12: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Как организатор, педагог моделирует образовательные ситуации; отбирает способы и средства; создает развивающую образовательную среду; организует процесс детских «открытий».

Образовательный процесс, по сравнению с привычным объяснением нового материала должен быть принципиально нового типа: взрослый не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания для себя «открыть», подводит их к открытиям, используя оптимальные формы организации детских видов деятельности. Если ребенок говорит«Хочу научиться!» («Я хочу узнать!»«Мне это интересно»«Я тоже так хочу делать!» и т. п., – значит, взрослому удалось исполнить роль организатора.

Как помощник, взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, внимательно наблюдает за их состоянием и настроением, помогает тем, кому это необходимо, вдохновляет, замечает и фиксирует успехи каждого ребенка. Если детям комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не бояться высказывать свое мнение, обсуждать различные проблемы в соответствии с возрастом, то это значит, что педагогу удалась роль помощника.

Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.

СЛАЙД 13- 16: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Данный курс состоит из:

• Методического пособия для воспитателей (в нем содержатся подробные конспекты, указаны необходимые материалы для проведения занятия);

• Тетрадей-альбомов (на каждого ребенка).

СЛАЙД 17: РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Программа «Игралочка» обеспечивает развитие интеллектуальных, коммуникативных и деятельностных  способностей детей, позволяет увлечь детей математикой.

  • Разноуровневые и многофункциональные задания
  • Открытие математических закономерностей и пространственных форм
  • Групповые, парные и индивидуальные формы работы
  • Открытые, многовариантные задачи
  • Система педагогического мониторинга

СЛАЙД 18: ЧТО ДАЕТ ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Повышение качества образования
  • Обеспечение преемственности в реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования
  • Повышение профессиональных компетенций педагогов

СЛАЙД 19: РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Программа «Игралочка» позволяет уже на дошкольной ступени решать задачи по повышению качества математического образования

  • Формирование познавательной мотивации, интереса к математике
  • Развивающий характер содержания: системное развитие мышления, внимания, памяти, воображения
  • Преемственность в методиках математического образования с начальной и основной школой
  • Выстроенная система обучения и методического сопровождения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: Путешествие в весенний лес.Программное содержание:«Познание»упражнять в сравнении двух групп предметов способами приложения иналожения;закрепить знания о форме и цвете геометрических фигур...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по курсу "Игралочка" программы "Мир открытий", тема "Повторение (число и цифра 0, 9, 10)"

Занятие-путешествие на осеннюю дачу, на тему "Повторение чисел и цифр 0, 9, 10". В занятии ставятся коррекционные задачи для детей с нарушенем зрения (косоглазие, амблиопия)....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по курсу "Игралочка" программы "Мир открытий". Тема: "Повторение. Счет до 3"

Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, работающей в режиме Всероссийского эксперимента  "Апробация и внедрение примерной общеобразовательной программы "Мир о...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по курсу «Игралочка» программы «Мир открытий» Тема: «Измерение длины» (апрель 2016 года)

Формирование элементарных математических представлений об измерении длины предметов с помощью мерки в старшей группе, работающей в режиме Всероссийского эксперимента "Апробация и внедрение примерн...

«Развитие элементарных математических представлений в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда»

Для формирования у дошкольников математических представлений необходимо опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть...

«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»

laquo;Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»...