Доклад на IV Всероссийской конференции
статья по коррекционной педагогике на тему
В докладе представлен опыт по проблеме: "Деференцированный подход к коррекции эмоционально-личностных нарушений у дошкольников с ОВЗ разных нозологических групп"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
222_doklad_v_rostov_sentyabr.docx | 85.68 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус» г. Волгодонска
Выступление педагога-психолога
МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска
Корчагиной Н.Л.
на IV Всероссийской
научно-практической конференции
“Психолого-педагогические и медико-социальное сопровождение: эффективные модели в условиях
инклюзивного и специального образования»
по проблеме: «Дифференцированный подход к коррекции
нарушений эмоционально-личностной сферы
у дошкольников с ОВЗ разных нозологических групп»
г. Волгодонск
Сентябрь 2018г.
Добрый день, уважаемые участники научно – практической конференции.
Кратко представлю опыт по проблеме «Дифференцированный подход к коррекции нарушений эмоционально – личностной сферы у дошкольников с ОВЗ разных нозологических групп».
Я, педагог–психолог Корчагина Наталья Леонидовна, являюсь представителем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Парус» г.Волгодонска. В нашем учреждении все группы компенсирующей направленности, в которых воспитываются дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями, сочетанными, множественными и тяжелыми нарушениями развития.
Для осуществления комплексной работы по коррекции и развитию эмоционально – личностной сферы детей с особыми образовательными потребностями в нашем учреждении существует следующая модель образовательной среды.
Технологическая среда
Предметно – пространственная среда
Социальная среда
состоящая из определенных компонентов.
I ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА
Технологическая среда включает в себя:
- подбор рекомендованных программ развития эмоционально – личностной сферы дошкольников;
- банк диагностических методик, валидных для контингента наших воспитанников по скрининговой и углубленной диагностике эмоционально-личностной сферы;
- разработки индивидуальных программ психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями;
- разработки программ индивидуального психологического сопровождения.
Вашему вниманию представлен перечень рекомендованных программ по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы у дошкольников:
- «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». И.А. Пазухина.
- « Тропинка к своему Я» О. Хухлаева, О. Хухлаев, И. Первушина.
- «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет» Н.Ф. Иванова.
- «Давайте жить дружно» С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник.
- «В мире друзей». Е.В. Котова. Программа эмоционально – личностного развития детей.
- «Здравствуй, Я сам!» С.В. Крюкова. Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет.
материалы которых мы используем парциально, и, перечень методик, рекомендованных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями:
- «Аутичный ребенок: пути помощи» О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.
- «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей» Сара Ньюмен, перевод с англ. Н.Л. Халмогоровой.
- «Игры с аутичным ребенком, установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» Е. Янушко.
- «Маленькие ступеньки». Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Университет Маккуэри.
- «Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет». Москва, Центр лечебной педагогики.
- «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» С.С. Морозова.
- « Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития». И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина.
Также в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы используем основные адаптированные программы для детей с ЗПР, с УО:
- « Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П.
- «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР» Л.Б. Баряевой, Л.В. Лопатиной.
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
- Программа коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко.
где есть образовательная область «коммуникация» или блок по формированию социально-личностных представлений и коммуникативных навыков.
В банк диагностических методик были отобраны следующие методики
для скрининговой диагностики и углубленного исследования эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сферы:
№ п\п | Название методики | Автор, источник | Направленность исследования | Категория детей |
1. | Методика исследования эмоционального состояния | Э.Т. Дорофеева | Эмоциональное состояние ребенка | Средние, старшие, подготовительные группы |
2. | Методика Р. Сирса | Р. Сирс. | Уровень тревожности | Средние, старшие, подготовительные группы. |
3. | Опросник для педагогов по оценке адаптации новых воспитанников | журнал "Психолог в детском саду" № 1/ 2004.г. | Уровень, степень адаптации и процент адаптивных возможностей в условиях пребывания в группе ДОУ. | Средние, старшие, подготовительные группы (для новых воспитанников). |
4. | Опросник для родителей новых воспитанников по оценке адаптации | журнал "Психолог в детском саду" № 1/ 2004.г. | Реакция ребенка на процесс адаптации к условиям нового ДОУ. | Средние, старшие, подготовительные группы(для новых воспитанников). |
5. | Тест Индекс тревожности «Выбери нужное лицо» | Р.Темпл, М.Дорки, В.Амен. | Уровень тревожности | Средние, старшие, подготовительные группы (индивидуально, при необходимости). |
6. | Психодиагностические наблюдения за поведенческими проявлениями воспитанников. | Долговременные наблюдения за поведенческими проявлениями воспитанников в разных ситуациях и режимных моментах. | Средние, старшие, подготовительные группы, группы кратковременного пребывания. | |
7. | Оценка уровня социального развития | Дэвид Вернер | Уровень социального поведения | Средние, старшие, подготовительные группы, группы кратковременного пребывания (индивидуально, при необходимости). |
8. | Диагностическая шкала социальной адаптации ребенка. | Н.Л. Корчагина | Уровень социальной адаптации | Средние, старшие, подготовительные группы, группы кратковременного пребывания (индивидуально, при необходимости). |
9. | Методика исследования детского самосознания (полоролевая идентификация) | Н.Л.Белопольская | Уровень самосознания. Полоролевая идентификация. | Средние, старшие, подготовительные группы (индивидуально, при необходимости). |
По итогам диагностики проводится работа по разработке индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка с особыми образовательными потребностями по установленному образцу и программы психолого-педагогической реабилитации детей инвалидов. Разрабатываются программы индивидуального психологического сопровождения, куда включаются результаты скрининговой и углубленной диагностики, подбор необходимого инструментария, план коррекционных и игровых упражнений, краткий анализ по итогам проведенной работы.
Следующий компонент образовательной среды - это предметно-пространственная среда.
II. ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Для создания благоприятной предметно-пространственной среды, способствующей разносторонне развивать эмоционально-личностную сферу у наших воспитанников была проделана следующая работа:
- Пересмотрен речевой режим в ДОУ и введены дополнительные упражнения, знаки, карточки, символы, жесты для активизации взаимоотношений и создания ситуации вербальных коммуникаций для безречевых детей.
- Введены дополнительные знаки, символы, упражнения, карточки для формирования поло-ролевой идентификации.
- Ведется работа по насыщению сенсорно – двигательной среды для формирования базовых сенсорно - двигательных эталонов, приносящих удовольствие ребенку, тем самым снимающих психо-эмоциональное и нервно – мышечное напряжение, что благоприятно сказывается на снижение уровня эмоциональной лабильности и закрепление позитивного фона настроения.
- Продолжается работа по оформлению уголков уединения для детей с РАС в групповых комнатах и зоны релаксации в кабинете психолога.
- Расширена работа по распознаванию базовых эмоций и процессов самосознания через групповые и индивидуальные занятия с применением техник самопознания, закрепления схемы тела и переноса на плоскость в рисуночных играх и упражнениях.
- На групповых и мини групповых психологических занятиях ведется работа по формированию процессов контроля и регуляции поведения в группе сверстников. Для этого используем определенные ритуалы, схемы занятий, запрещающие знаки, звуковые сигналы, как организующие, предупредительные, так и по завершению работы; что является дополнительной опорой ребенка для завершения действия.
III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Компоненты социальной среды включают в себя 2 больших блока направлений: работа с педагогами и работа с родителями.
В работе с педагогами были внесены изменения в
- педагогическое общение, психологический климат и педагогические трансляции (Язык, стиль речи педагога. Темп. Сила голоса. Интонации. Тембр голоса. Позы. Гримасы. Дистанции. Все формы вербального педагогического взаимодействия, с учетом нозологических групп воспитанников.)
- Новый алгоритм взаимодействий в коллективе согласно циклограмме работы, согласованной с коллегами (Для профилактики неконструктивных способов профессионального взаимодействия, с ориентировкой на позитив и с позиции взаимозаменяемости и взаимопонимания).
В работе с родителями были введены обновленные формы взаимодействия с родителями воспитанников:
- Совместные проекты детского сада и семьи;
- Тематические досуги с участием родителей, детей и педагогов ДОО;
- Родительский клуб для просвещения и объединения родителей;
- Мини тренинги по общению в диаде «Родитель-Ребенок»;
- Мини тренинги семейные по формированию у детей с РАС эмоциональной отзывчивости к членам семьи и конструктивным способам взаимодействий;
- Тематические досуги для родителей и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с активным включением этих детей в досуговую деятельность;
- Интерактивные способы взаимодействия с родителями.
Представленная вашему вниманию работа позволяет запустить компенсаторный ресурс ребенка через комплекс специальных стратегий, тактик, приспособлений, способствующий максимально помочь ребенку с особыми образовательными потребностями в познании себя в окружающей действительности и реализации своих социальных потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Художественно эстетическое развитие детей в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования". на Всероссийскую конференцию "Современная система дошкольного образования состояние, проблемы,направления развития"
В данной статье говорится о необходимости художественно эстетическом развитие детей дошкольного возроста...
Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в ДОУ» (всероссийская конференция)
Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа проводится 2-3 раза в неделю.Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие...
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»
ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...