Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в ДОУ» (всероссийская конференция)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Кулигина Анна Леонидовна

Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа проводится  2-3 раза в неделю.

Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие психических процессов у детей. Занятия построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Первоначальная работа осуществляется  индивидуально. На этом этапе обучаем ребенка не только слушать, но и слышать — понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Так же на этом этапе вырабатываем систему поощрений и лишения привилегий, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.
Второй этап — постепенное вовлечение ребенка в групповые занятия (во взаимодействие со сверстниками). Сначала это маленькие подгруппы (2—4 человека), и затем детей можно объединять в общегрупповые игры или занятия.

      Занятия проходят в игровой форме с использованием пособий, сделанными своими руками (бизиборды, игры из фетра), сенсорное оборудование (воздушно-пузырьковая колонна, песочница и др.), интерактивное оборудование (стол-планшет, интерактивная доска).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл translyatsiya_opyta_konferentsiya.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 5" с. Кневичи Артемовского городского округа

Доклад на тему:

«Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в ДОУ»

(всероссийская конференция)

        Разработала:

Педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад № 5» с. КневичиАГО

Кулигина Анна Леонидовна

2019

Целью является развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Задачи

  • Научить ребенка понимать чувства людей, мимику, жесты, интонации, учится выражать собственное эмоциональное состояние.
  • Развивать когнитивные способности, такие как память, внимание, восприятие, мышление.
  • Прививать навыки социального поведения.

А так же развитие его руки, кисти, ручных умений - мелкой моторики. 

Общая продолжительность занятий:

2-4 года – 10-15 минут;
4-5 года – 15-20 минут;
6-7 года – 20-25 минут.

Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа проводится  2-3 раза в неделю.

Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие психических процессов у детей. Занятия построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Первоначальная работа осуществляется  индивидуально. На этом этапе обучаем ребенка не только слушать, но и слышать — понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Так же на этом этапе вырабатываем систему поощрений и лишения привилегий, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.
Второй этап — постепенное вовлечение ребенка в групповые занятия (во взаимодействие со сверстниками). Сначала это маленькие подгруппы (2—4 человека), и затем детей можно объединять в общегрупповые игры или занятия.

      Занятия проходят в игровой форме с использованием пособий, сделанными своими руками (бизиборды, игры из фетра), сенсорное оборудование (воздушно-пузырьковая колонна, песочница и др.), интерактивное оборудование (стол-планшет, интерактивная доска).

Игры, используемые на занятиях:

В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются успехи-неуспехи, результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия и двигательные акты, формируется личностная ориентация.

Занятия  строятся следующим образом:

1. Ритуал приветствия

2. Коррекционно-развивающий блок:

  • Развитие произвольного внимания
  • Развитие мышления
  • Коррекция памяти
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие моторики

3. Итог, рефлексия

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия с ребенком,

с задержкой психического развития (ЗПР)

ТЕМА: НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.  Учить понимать и устанавливать логические, причинно-следственные связи, связи между внешними и функциональными свойствами  предметов (Что к чему подходит? Что перепутал художник?).

Продолжать учить ребенка вычленять основание группировки, находить «лишний» предметсреди других.

2. Учить ребенка выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, учить действовать методом проб, обращать внимание на свойства предметов (форму, цвет), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения задания.

3. Расширять номинативный  и глагольный словарный запас ребенка.

Коррекционно-развивающие:

1.  Развивать мелкие движения рук, закреплять хватание щепотью, развивать целенаправленность действий.

2. Формировать зрительно-двигательную координацию у ребенка и чувство пространства на листе бумаги.

 3. Развивать все виды словесной регуляции (умение делать простой словесный отчет о содержании выполненных  действий).

Воспитательные задачи:

1. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания;

2. Воспитывать усидчивость,  желание доводить выполнение задания до конца.

3. Побуждать к отзывчивости, вызвать желание помогать.

Предшествующая работа:

- Дидактические игры «Подбери пару», «Подбери по смыслу», «Разложи картинки правильно», сматывание клубочков ниток, шнурование, выкладывание из мозаики узоров, игры с заводными игрушками, работа с прописями, задания на различение и называние цвета, формы предметов.

Материал:

- макет избушки, лесная полянка, игрушки пальчикового театра - бабка, колобок, зайчик, волк, лиса, медведь, схема дорожки колобка, фломастер, домик с запирающимися дверцами, набор ключей, дидактическая игра «Подбери по смыслу», «Путаница», «Что лишнее?», миска с крупой и горохом, тарелочка, мольберт, магниты, магнитофон с аудиозаписью, указка, пирожок.

Ход:

Психолог: - Сегодня я расскажу тебе сказку про новые приключения колобка.

Психолог сопровождает свою речь показом пальчикового театра.

- Жили - были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старуха замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

Психолог показывает ребенку схему дорожки, по которой покатился колобок.

Задание 1 – Проведи фломастером длинную извилистую линию, покажи дорожку, по которой покатился колобок. Старайся не отрывать фломастер от листа бумаги. Молодец!

- Видит бабка – нет колобка! Что делать? Где искать? Выбежала на улицу. Увидела во дворе петушка.

Бабка: - Петя – петушок, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Петушок: - Дашь мне гороха, тогда покажу!

Задание 2 – Отбери горох среди гречневой крупы.

- Поклевал петушок горох и показал в сторону леса – туда покатился колобок. Побежала бабка в лес и повстречала зайца.

Бабка: - Заинька - зайка, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Зайка: - Выполнишь мое задание, тогда покажу!

Психолог вывешивает на мольберт картинки с неправильным сюжетом.

Задание 3 – Распутай путаницу. Покажи, что на картинках нарисовано неправильно? Почему так не бывает?

- Раз задание выполнено верно, то зайчик показал, в какую сторону покатился колобок.

Пошла бабушка дальше колобка искать, а навстречу ей волк!

Бабка: - Волчок – серый бочок, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Волк: - Отгадаешь мои загадки - тогда покажу!

Дефектолог раскладывает на столе перед ребенком  карточки.

Задание 4 – Подбери карточки по смыслу. Расскажи, что к чему подходит. Подумай!

Волк: - Ладно, скажу – вон в ту сторону покатился колобок.

- Пошла бабушка дальше колобка искать, а навстречу ей медведь!

Бабка: - Мишенька – медведь, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Медведь: - Решишь мою задачу – тогда скажу!

Психолог  прикрепляет на мольберт карточку.

Задание 5 – Подумай и скажи, какой предмет на картинке лишний? Почему ты так считаешь?

Медведь: - Раз мое задание выполнено, тогда скажу – вон туда колобок покатился!

- Пошла бабушка дальше в лес колобка искать, вдруг, откуда ни возьмись – лиса!

Бабка: - Лисичка-сестричка, не видела ли ты, куда колобок покатился?

Лиса: - Конечно, видела! Хотела его съесть, но передумала, я сегодня уже завтракала.

Бабка: - Помоги мне, пожалуйста, колобка найти!

Лиса: - Ну, хорошо, помогу! За лесом есть сказочный домик, только двери в нем все заперты, если сможешь их открыть, тогда и найдешь там колобка!

Поблагодарила бабушка лисичку и снова отправилась в путь.  Шла она, шла, и вот – увидела сказочный домик! Хотела она открыть дверцы – не открываются! Что же делать?

Дефектолог: - Как ты думаешь? Правильно, надо найти подходящий ключ!

Задание 6 – Подбери среди нескольких ключей подходящих и отопри дверцу.

- Открыла бабка дверь, и нашла колобка! Обрадовалась, взяла его и понесла домой! А тебе, ХХХХ, бабушка приготовила вкусное угощение – за то, что ты ей помогал выполнять трудные задания и хорошо справился с ними.

- Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

КОНСПЕКТ

подгруппового занятия с детьми,

с задержкой психического развития (ЗПР)

Цель: Развитие зрительного восприятия, переключаемости, концентрации внимания. Развитие графических навыков, произвольности внимания. умения рассуждать, развитие скорости мышления, увеличение объема памяти, пополнение словарного запаса.

  • Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

  • Игра «Гномы в очках»

      Для игры потребуется набор цветных карточек с геометрическими фигурами (например, синего, оранжевого и зеленого цветов), а также листы бумаги (или картона) формата А4 с изображенными на нем кругами (игровое поле).

     Данная игра имеет две модификации:

  1. На каждом листе должен быть один круг большого диаметра, символизирующий поляну.
  2. Два пересекющихся круга разных цветов (например, зеленого и оранжевого), с достаточно большой областью пересечения.

Правила игры: каждому игроку раздается набор из девяти карточек и игровое поле. Задача игроков- выложить на игровом поле карточки в соответствии с заданиями ведущего.

Ход игры:

П. рассказывает играющим о том, что в яркой солнечной стране живут гномы. Солнце там такое яркое, что они часто ходят в различных очках. При этом психолог демонстрирует цвета и формы очков (с помощью карточек с геометрическими фигурами), которые носят гномы.

В яркой солнечной стране

Все довольные вполне.

Самые довольные-

Гномы треугольные,

Треугольные очки,

Шляпки, куртки, башмаки.

Всюду пляшут и поют.

Гномы весело живут.

А от солнца смуглые

Ходят гномы круглые.

В круглых золотых очках,

Закругленных пиджачках,

С сумками-кругляшками,

С кожаными пряжками.

Самые опрятные-

Гномики квадратные.

На квадратных каблучках,

В строгих солнечных очках.

Их нарядные жилетки

Шьются из атласной клетки.

Далее он сообщает, что эти веселые человечки выходят на поляну поиграть.

Дети внимательно слушают, в каких именно очках (по цвету и форме) вышли гномы, и кладут соответствующие карточки внутрь круга.

Примеры заданий:

  • Выходят гномы только в синих очках;
  • Выходят гномы только в квадратных очках;
  • Выходят гномы не в зеленых и не в оранжевых очках;
  • Выходят гномы не в синих и не в треугольных очках и т.д.

  • Упражнение «Нарисуй по клеточкам»

  • Игра «Театр стихов»

«У моря»

К берегу бежит волна.

Дети делают волнообразное движение

одной рукой.

Вслед за ней еще одна.

То же другой рукой.

Эта — выше,

Поднимают руки.

Эта — ниже,

Опускают руки на уровень груди.

Эта — вовсе не видна.

Касаются ладонями пола.

А на берегу морском

Будем мы играть с песком.

«Пересыпают» невидимый песок

из одной руки в другую.

Будет башня из песка,

Поочередно ставят один кулак на другой, постепенно поднимая руки.

Как до неба, высока

Встают на носки и поднимают руки.

  • «Рассказываем и сочиняем»

Перед детьми выкладываются все 3 картинки сюжета в произвольном порядке. П. предлагает рассмотреть их и разложить в правильной последовательности, а затем придумать название (о чем в них рассказывается) и саму сказку (рассказ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми с задержкой психического развития»

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоциональн...

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития

Настоящая рабочая программа  разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).Задержк...

Коррекционно-развивающее занятие для старшей группы с задержкой психического развития по теме «Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов»

На данной странице представлен конспект занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Конспект занятия включает в себя: организационный момент, основную и заключительную части. М...