Эффективные упражнения для развития сенсорной сферы
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Лебедева Наталья Владимировна

Упражнения направлены на улучшения работы сенсорной сферы, подходят для индивидуальных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие сенсорной сферы.

Всем давно известно, что сенсорная система человека состоит из восьми чувств:

Слух, обоняние, вкус, вестибулярный аппарат (ощущение движения тела в пространстве), проприоцептивная система (ощущение положения тела и его частей), осязание, зрение, ощущения, касающиеся работы всего тела и его отдельных органов – например, голод

Эти системы получают информацию от внешнего мира и самого тела и передают ее центральной нервной системе, которая обрабатывает данные и осуществляет ответ на них.

Новый сенсорный опыт, полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию сенсорной сферы ребенка.

Вот несколько упражнений, которые помогут укрепить сенсорную сферу малыша.

Упражнение 1: Работа с артикуляционным аппаратом

Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.

  1. Щелкаем языком, как лошадка скачет.
  2. Гудим, как пчела
  3. Широко открываем рот и говорим: «Аааааа»-долгий и «А-А-А»-короткие звуки
  4. Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М», а потом Ммммммммм
  5. Все помнят, наверное, игру с щечками про Мишку: «Мишка, Мишка, где штанишки?» надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним кулачками, спуская шарик.
  6. Вытягиваем язык так далеко, как только можем и пытаемся им дотянуться, например, до вкусной конфетки, банана, а потом пытаемся дотянуться губами.
  7. Корчим рожи – чем смешнее, тем лучше

Упражнение 2: Работа над слухом.

Взрослый завязывает глаза ребенку и диктует ему простой, безопасный путь,  например: сделай три шага вперед и поверни направо. Ребенок слушает словесную инструкцию и выполняет движения.

По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.

Упражнение 3: Работа над зрением.

Берем карандаши, фломастеры, ручки или кисти в обе руки и рисуем сразу двумя руками.

Упражнение 4: Обоняние

Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.

Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.

Упражнение 5: Ритм (слуховое восприятие)

Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы – копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев, можно взять деревянные ложки, сковородки и кастрюли, пластиковые бутылки, ручки и фломастеры

Упражнение 6: Вестибулярный аппарат

Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.

Упражнение 7: Проприоцепция

Разбрасываем по полу подушки. Пол – это расплавленная лава, а подушки – безопасные островки. Нужно прыгать с подушки на подушку, уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с подушками, который так любят многие дети!

Упражнение 8: Проприоцепция

Необходимо взять легко смываемые  краски, большой лист бумаги и вкладыши от жвачки в больших количествах или пакет. Выдавливаем на лист точки или небольшие полоски краски и кладем поверх них вкладыши. Предлагаем ребенку стать босыми ногами на вкладыши и совершить как можно больше прыжков по всей поверхности листа. Моем ноги, отдираем вкладыши и наслаждаемся получившимся шедевром живописи!

Упражнение 9: Зрение

Это – парное упражнение. Взрослый и ребенок смотрят друг на друга, взрослый задает жесты, а ребенок должен их повторять как можно точнее и быстрее. Для ребят постарше упражнение можно усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.

Упражнение 10: Осязание

Если вашему малышу неприятны ощущения от краски на пальцах, но вы хотели бы, чтобы он пробовал рисовать, поступите следующим образом. Налейте в прозрачный полиэтиленовый пакет несколько капель разных видов краски и заклейте свободный конец скотчем. Все тем же скотчем прикрепляем пакет поверх белого листа и предлагаем ребенку стать художником.

Спасибо за внимание! Успехов!

Подготовила Лебедева Н.В. Источник: электронный ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игрушки для развития сенсорной сферы

Развитие зрительного восприятия.Дидактическая игра «Заштопай варежки»Материал: карточки с варежками, кружочки и квадратики четырёх основных цветов и дополнительных: оранжевого, коричневого, фиол...

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ТМНР

Исследования, посвященные проблеме воспитания и обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, немногочисленны. В исследовании, проведенном А.А.Ереминой, косвенным образом затронуты во...

Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения

О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....

Презентация "Развитие сенсорной сферы ребенка"

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр

Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов....

Консультация для родителей Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителейОсобенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста...