Практикум для педагогов ДОУ "Позитивное решение педагогических конфликтов"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

практикум для воспитателей Д/С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy.docx30.32 КБ
Файл prezentatsiya_konflikty_trening.pptx1011.78 КБ

Предварительный просмотр:

Позитивное решение педагогических конфликтов

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Цель:  получить педагогам теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения  конфликтов в педагогическом коллективе

Задачи:

-предоставить теоретическую информацию о межличностных конфликтах и их причинах, об особенностях конфликтах в педагогическом коллективе

-обучить способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации

-помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности

-способствовать формированию навыков общения, умения слушать, приходить к компромиссному решению

-развивать умения и навыки командного взаимодействия

Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, групповое обсуждение.

Оборудование: экран, проектор, музыкальное сопровождение, маски зверей, для инсценировки  сказки «Заюшкина избушка», листы бумаги, ручки, тексты сказок с конфликтными ситациями, бейджики, видеоматериал.

Форма проведения: групповая

Ход занятия

Психолог:   Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас всех!  Перед началом дальнейшей работы,  нам стоит вновь познакомиться. Вам предоставляется прекрасная возможность выбрать себе тренинговое имя. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бейджике и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.                                                

Примечание. На протяжение всей встречи разрешается пить чай и есть конфеты

А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя и прилагательное вас.

Упражнение «Нас с тобой объединяет»

Цель: Создание благоприятного эмоционального и энергетического фона и восстановление отношения после конфликта (обратная связь)

Это упражнение выполняется в кругу с использованием мяча. Первый игрок - тот, у которого в руках мяч, кидает его кому-то из своих коллег по группе, заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...» (например «...любовь к путешествиям» или «...то, что мы оба предпочитаем решать конфликты путем переговоров» или «...знак зодиака»). Тот, с кем объединились, ловит мяч; если он согласен со сказанным, он говорит: «Да, спасибо»; если сказанное его удивило: «Спасибо, я подумаю». И объединяется уже со следующим игроком, заново заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...»

 Просмотр и обсуждение видео отрывка Конфликт

(The conflict) Гарри Бардина). 

Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)

Включаются слайды с темой «Позитивное решение педагогических конфликтов» Слайд №1

Психолог: В любом даже самом дружном коллективе и сплоченном, рано или поздно могут возникнут конфликтные ситуации

Чтобы продолжить работу дальше, мы рассмотрим правила работы в группе. Слайд № 2

-Что же такое конфликт? Слайд №3

Каковы же причины конфликта? Слайд №4

плюсы и минусы конфликтов Слайд № 5-6

тест «Конфликты ли вы? (он небольшой)

Психолог: Давайте рассмотрим основные способы выхода из конфликтной ситуации Слайд №7-8

Упражнение «Яблоко и червяк» Слайд№9

А теперь представите что вы яблоко.  Спелое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на веточке.  Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит:  «сейчас я тебя буду есть!» Чтобы вы ответили червяку?   ответ на Слайдах №10

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

(воспитателям раздаются маски сказочных героев-зверей и текст. В сказке рассматривается  конфликт и выбранная форма решения конфликта т.е. избегание)

Рассмотрение конфликтных ситуаций в сказках и пути их решения

«Сказка о золотой рыбке»

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»

Рекомендации по решению конфликтной ситуации:

В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше   прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.

«Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и  ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

Рекомендации по решению конфликтной ситуации:

В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.

«Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому. Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше. За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее. И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

Рекомендации: Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.

«Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудой.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Рекомендации:

Федоре следовало бы следить за состоянием  посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.

«Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

Вдруг из маминой из спальни, 
Кривоногий и хромой, 
Выбегает умывальник 
И качает головой: 
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, 
Неумытый поросёнок! 
Ты чернее трубочиста, 
Полюбуйся на себя: 
У тебя на шее вакса, 
У тебя под носом клякса, 
У тебя такие руки, 
Что сбежали даже брюки, 
Даже брюки, даже брюки 
Убежали от тебя. 
Рано утром на рассвете 
Умываются мышата, 
И котята, и утята, 
И жучки, и паучки. 
Ты один не умывался 
И грязнулею остался, 
И сбежали от грязнули 
И чулки и башмаки.

Рекомендации:

Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.

Итак как же избежать ненужного для вас конфликта  Слайд 11-13

Психологическое айкидо –эффективный способ реагирования на нападки и оскорбления. Например:                                                                        

1. «Как  ты могла, ты распустила всех детей? А вы отвечаете: «Сама в шоке, виновата».  

2.Либо  «Тамара Петровна, вы сегодня как сонная курица» Вы отвечаете « Рассеяннв-поддерживаю таинственный образ»

3. «Ты еще долго будешь ковырятся?» ответ «Долго».

Психолог: Часто причиной конфликта бывает плохое настроение. Как его поднять. Посмотрим   2 видео «Плохое настроение» (танцующие капельки) и «Танцующий ежик»

Психолог: Мы последуем примеру капелек и будем танцевать. Приглашаю всех выйти, хаотично распределиться по залу.

Флешмоб 2018 (воспитатели встают и танцуют под видеоклип)

Упражнение «Чемодан  обидных  воспоминаний»

Каждый  из  нас    обижался  и  не  один  раз. Но  одни  люди  умеют  быстро  расстаться  с  обидами, потому  что обида-  это  ни  что  иное, как «ржавчина, разъедающая  душу». Другие относятся  к  своим  обидам как к  большой ценности. Они  их  прячут, берегут, накапливают. А  в  конфликте  предъявляют, усиливая,  как  им  кажется,  свою  позицию. Результат такого  собирательства — болезни.  Возьмите листок и напишите свои    обиды, внимательно  на  них  посмотрите   и  скажите  им:

«Обиды, вы  простите  меня,  но  я  отправляю  вас  в  чемодане  обидных  воспоминаний. Вы  остаетесь  в  прошлом,  а  я  живу  в  настоящем и  будущем. Лишняя  тяжесть  мне  ни к  чему! Прощайте!»

И  порвите  этот  лист,  или  сожгите. В душе  должны  быть  всегда  уют  и  комфорт, спокойствие  и  мудрость. «Человек  сам  загораживает  себе свет» сказал Эмерсон.  Постарайтесь  этого  не  делать.

видео «Сказка про обиду»

Упражнение «ты молодец в том, что…»

Цель: получить навыки оказания  помощи, поддержки в сложной ситуации, осознать наличие этих проявлений из собственного опыта.

Инструкция: разбейтесь пожалуйста на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать фразу, которая начинается словами  «Меня не любят за то, что …» ваш партнер должен на каждую из них ответить фразой « все равно « Ты молодец потому, что…».  

Затем подменятся ролями и повторить упражнение.

Закончить нашу встречу я хотела бы притчей-видео «Притча о гвозде»

Психолог: Перестаньте занимать позицию «сверху»,  Открытость и дружелюбие –основа здоровых партнерских отношений.

Обнимите своих напарников, ведь тепло объятий объединяет и скажите спасибо им, что они есть у вас. (играет музыка Ани Лорак «Обними меня сильней»)

 Спасибо всем за внимание! Слайд 14


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Позитивное решение педагогических конфликтов

Слайд 2

Правила группы: Быть активным Быть позитивным Слушать и слышать каждого Доброжелательно относиться друг к другу Говорить за себя Не критиковать: каждый имеет право на собственное мнение

Слайд 3

КОНФЛИКТ – это момент, когда возникает противоречие в межличностных отношениях двух и более субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром

Слайд 4

Причины конфликта Авторитарный подход. Борьба за авторитет (нежелание уступать, проявление своего «Я») Недостаточное количество информации (ложные выводы/догадки ) Нежелание признания своей вины (ошибки) Столкновение интересов профессиональных или личностных Неумение контролировать свои эмоции (личные качества – раздражительность и т.д.) Бытовые проблемы Оскорбления, обиды Личная неприязнь к человеку От скуки

Слайд 5

«-» конфликта Отрицательные эмоциональные переживания Нарушение деловых и личных отношений Представление о победителях или побежденных, как о врагах Временные потери (время на конфликт)

Слайд 6

«+» конфликта Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение Пересмотр своих взглядов на привычное Способствует сплочению коллектива при противоборстве с врагом (коллегой)

Слайд 7

Основные способы выхода из конфликтных ситуаций Конкуренция Компромисс Сотрудничество Избегание Приспособление

Слайд 8

Конкуренция – предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны Сотрудничество -удовлетворение интересов обоих сторон Избегание -человек уходит от конфликта без попытки решить его

Слайд 9

«Червяк и яблоко»

Слайд 10

Примеры ответов: Конкуренция : «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!» Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!» Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже яблоки, что упали, ты их ешь, они тоже вкусные!» Избегание : «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!» Приспособление : «Такая видно у меня судьба тяжелая!»

Слайд 11

Как избежать конфликта

Слайд 12

Успокоится самому Попытаться успокоить конфликтную сторону Признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека Соблюдайте этику, не унижайте и не оскорбляйте другого человека Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

Слайд 13

Умейте вовремя останавливаться Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. Используйте метод психологического айкидо (видео)

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»

Рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми; показать эффективность стилей общения, на примере результатов деятельности в процессе занятия по изготовлению салфеток (с педагогами)....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ"

Содержание семинара-практикума позволит дать педагогам четкое представление о детях со статусом ОВЗ и сопровождении их в ДОУ. В ходе семинара рассматриваются задачи коррекционно-развивающей работы с д...

Решение педагогических конфликтов в детском саду

Необходимо знать причины возникновения конфликта, типы, виды, возможные последствия для того, чтобы использовать наиболее эффективные методы его разрешения....

Семинар-практикум для педагогов "Конструктивное поведение в конфликте"

Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи: обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях; помочь уча...

Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

На фоне  повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...

Семинар-практикум для педагогов: «Конструктивное поведение в конфликте»

Цель: предоставление возможности участникам семинара получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи:обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;помочь участникам науч...