Практикум для педагогов ДОУ "Позитивное решение педагогических конфликтов"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
практикум для воспитателей Д/С
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy.docx | 30.32 КБ |
prezentatsiya_konflikty_trening.pptx | 1011.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Позитивное решение педагогических конфликтов
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Цель: получить педагогам теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов в педагогическом коллективе
Задачи:
-предоставить теоретическую информацию о межличностных конфликтах и их причинах, об особенностях конфликтах в педагогическом коллективе
-обучить способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации
-помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности
-способствовать формированию навыков общения, умения слушать, приходить к компромиссному решению
-развивать умения и навыки командного взаимодействия
Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, групповое обсуждение.
Оборудование: экран, проектор, музыкальное сопровождение, маски зверей, для инсценировки сказки «Заюшкина избушка», листы бумаги, ручки, тексты сказок с конфликтными ситациями, бейджики, видеоматериал.
Форма проведения: групповая
Ход занятия
Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас всех! Перед началом дальнейшей работы, нам стоит вновь познакомиться. Вам предоставляется прекрасная возможность выбрать себе тренинговое имя. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бейджике и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
Примечание. На протяжение всей встречи разрешается пить чай и есть конфеты
А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя и прилагательное вас.
Упражнение «Нас с тобой объединяет»
Цель: Создание благоприятного эмоционального и энергетического фона и восстановление отношения после конфликта (обратная связь)
Это упражнение выполняется в кругу с использованием мяча. Первый игрок - тот, у которого в руках мяч, кидает его кому-то из своих коллег по группе, заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...» (например «...любовь к путешествиям» или «...то, что мы оба предпочитаем решать конфликты путем переговоров» или «...знак зодиака»). Тот, с кем объединились, ловит мяч; если он согласен со сказанным, он говорит: «Да, спасибо»; если сказанное его удивило: «Спасибо, я подумаю». И объединяется уже со следующим игроком, заново заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...»
Просмотр и обсуждение видео отрывка Конфликт
(The conflict) Гарри Бардина).
Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)
Включаются слайды с темой «Позитивное решение педагогических конфликтов» Слайд №1
Психолог: В любом даже самом дружном коллективе и сплоченном, рано или поздно могут возникнут конфликтные ситуации
Чтобы продолжить работу дальше, мы рассмотрим правила работы в группе. Слайд № 2
-Что же такое конфликт? Слайд №3
Каковы же причины конфликта? Слайд №4
плюсы и минусы конфликтов Слайд № 5-6
тест «Конфликты ли вы? (он небольшой)
Психолог: Давайте рассмотрим основные способы выхода из конфликтной ситуации Слайд №7-8
Упражнение «Яблоко и червяк» Слайд№9
А теперь представите что вы яблоко. Спелое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть!» Чтобы вы ответили червяку? ответ на Слайдах №10
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
(воспитателям раздаются маски сказочных героев-зверей и текст. В сказке рассматривается конфликт и выбранная форма решения конфликта т.е. избегание)
Рассмотрение конфликтных ситуаций в сказках и пути их решения
«Сказка о золотой рыбке»
Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.
Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»
Рекомендации по решению конфликтной ситуации:
В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.
«Сказка о царе Салтане»
Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Рекомендации по решению конфликтной ситуации:
В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.
«Золушка»
Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому. Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.
– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.
– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!
– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!
Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше. За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее. И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.
Рекомендации: Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.
«Федорино горе»
Конфликт между Федорой и посудой.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»
Рекомендации:
Федоре следовало бы следить за состоянием посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.
«Мойдодыр»
Конфликт между мальчиком и вещами.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Рекомендации:
Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.
Итак как же избежать ненужного для вас конфликта Слайд 11-13
Психологическое айкидо –эффективный способ реагирования на нападки и оскорбления. Например:
1. «Как ты могла, ты распустила всех детей? А вы отвечаете: «Сама в шоке, виновата».
2.Либо «Тамара Петровна, вы сегодня как сонная курица» Вы отвечаете « Рассеяннв-поддерживаю таинственный образ»
3. «Ты еще долго будешь ковырятся?» ответ «Долго».
Психолог: Часто причиной конфликта бывает плохое настроение. Как его поднять. Посмотрим 2 видео «Плохое настроение» (танцующие капельки) и «Танцующий ежик»
Психолог: Мы последуем примеру капелек и будем танцевать. Приглашаю всех выйти, хаотично распределиться по залу.
Флешмоб 2018 (воспитатели встают и танцуют под видеоклип)
Упражнение «Чемодан обидных воспоминаний»
Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида- это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства — болезни. Возьмите листок и напишите свои обиды, внимательно на них посмотрите и скажите им:
«Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в чемодане обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!»
И порвите этот лист, или сожгите. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.
видео «Сказка про обиду»
Упражнение «ты молодец в том, что…»
Цель: получить навыки оказания помощи, поддержки в сложной ситуации, осознать наличие этих проявлений из собственного опыта.
Инструкция: разбейтесь пожалуйста на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать фразу, которая начинается словами «Меня не любят за то, что …» ваш партнер должен на каждую из них ответить фразой « все равно « Ты молодец потому, что…».
Затем подменятся ролями и повторить упражнение.
Закончить нашу встречу я хотела бы притчей-видео «Притча о гвозде»
Психолог: Перестаньте занимать позицию «сверху», Открытость и дружелюбие –основа здоровых партнерских отношений.
Обнимите своих напарников, ведь тепло объятий объединяет и скажите спасибо им, что они есть у вас. (играет музыка Ани Лорак «Обними меня сильней»)
Спасибо всем за внимание! Слайд 14
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила группы: Быть активным Быть позитивным Слушать и слышать каждого Доброжелательно относиться друг к другу Говорить за себя Не критиковать: каждый имеет право на собственное мнение
КОНФЛИКТ – это момент, когда возникает противоречие в межличностных отношениях двух и более субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром
Причины конфликта Авторитарный подход. Борьба за авторитет (нежелание уступать, проявление своего «Я») Недостаточное количество информации (ложные выводы/догадки ) Нежелание признания своей вины (ошибки) Столкновение интересов профессиональных или личностных Неумение контролировать свои эмоции (личные качества – раздражительность и т.д.) Бытовые проблемы Оскорбления, обиды Личная неприязнь к человеку От скуки
«-» конфликта Отрицательные эмоциональные переживания Нарушение деловых и личных отношений Представление о победителях или побежденных, как о врагах Временные потери (время на конфликт)
«+» конфликта Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение Пересмотр своих взглядов на привычное Способствует сплочению коллектива при противоборстве с врагом (коллегой)
Основные способы выхода из конфликтных ситуаций Конкуренция Компромисс Сотрудничество Избегание Приспособление
Конкуренция – предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны Сотрудничество -удовлетворение интересов обоих сторон Избегание -человек уходит от конфликта без попытки решить его
«Червяк и яблоко»
Примеры ответов: Конкуренция : «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!» Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!» Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже яблоки, что упали, ты их ешь, они тоже вкусные!» Избегание : «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!» Приспособление : «Такая видно у меня судьба тяжелая!»
Как избежать конфликта
Успокоится самому Попытаться успокоить конфликтную сторону Признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека Соблюдайте этику, не унижайте и не оскорбляйте другого человека Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
Умейте вовремя останавливаться Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. Используйте метод психологического айкидо (видео)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»
Рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми; показать эффективность стилей общения, на примере результатов деятельности в процессе занятия по изготовлению салфеток (с педагогами)....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ"
Содержание семинара-практикума позволит дать педагогам четкое представление о детях со статусом ОВЗ и сопровождении их в ДОУ. В ходе семинара рассматриваются задачи коррекционно-развивающей работы с д...
Решение педагогических конфликтов в детском саду
Необходимо знать причины возникновения конфликта, типы, виды, возможные последствия для того, чтобы использовать наиболее эффективные методы его разрешения....
Практикум для педагогов и сотрудников ДОУ "Конфликт: понятие, типы поведения в конфликтных ситуациях"
Виды конфликтов и пути их разрешения...
Семинар-практикум для педагогов "Конструктивное поведение в конфликте"
Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи: обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях; помочь уча...
Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
На фоне повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...
Семинар-практикум для педагогов: «Конструктивное поведение в конфликте»
Цель: предоставление возможности участникам семинара получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи:обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;помочь участникам науч...