Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»
консультация на тему
Рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми; показать эффективность стилей общения, на примере результатов деятельности в процессе занятия по изготовлению салфеток (с педагогами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_dou_stili_pedagogicheskogo_obshcheniya.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»
Цель: способствовать повышению психологической компетентности педагогов в рамках темы.
Задачи: рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми; показать эффективность стилей общения, на примере результатов деятельности в процессе занятия по изготовлению салфеток (с педагогами) .
Оборудование: по числу присутствующих: ножницы, три листа цветной бумаги (разные цвета, карандаш.
Ход работы:
• Организационный момент
• Теоретическая часть:
• Практическая часть:
- «Занятие по изготовлению салфеток»
• Обсуждение, подведение итогов.
Уважаемы коллеги!
Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Общение может осуществляться в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное.
Одна из важнейших функций общения - обмен информацией, духовными ценностями, играющими определяющую роль в развитии человека. Сочувствие, сопереживание, самоутверждение личности также являются функциями общения.
2. 1. Сущность педагогического общения
Сегодня, когда число детей в семьях резко сократилось, ребенок, чаще единственный, становится центром всеобщего внимания родных и знакомых, их баловнем, что порождает вседозволенность в поведении малыша.
Попадая в детский сад или в школу, каждый ребенок мечтает о добром, внимательном и справедливом педагоге-воспитателе, который будет проявлять о нем заботу, оказывать помощь. Малыш хочет быть не просто замеченным, но и выделенным из детского коллектива, хотя бы взглядом, словом, улыбкой, жестом, поощрением.
У воспитателя не один ребенок, а, как правило, десять, двадцать и более. Чем больше детей в группе, в классе, тем труднее уделять внимание каждому ребенку. Чтобы успешно решать учебно-воспитательные задачи, учитель чаще прибегает к фронтальным формам деятельности, к общению со всем классом, группой. Это порой воспринимается в штыки ребенком, который никак не может «вписаться в детский коллектив», отказаться от уже привычного положения «исключительности», что нередко приводит к конфликту.
Поэтому следует учитывать, что изменились не только общественные отношения, семья, школа, но и сам ребенок:
изменились уровень его информированности, степень притязаний и требований, форма общения. Все это предполагает внесение изменений в организацию учебно-воспитательного процесса, выбор иной формы педагогического общения. Сегодня на первый план выходит не воспитательное воздействие, когда ребенок выступает как пассивный объект воздействия педагога, а взаимодействие.
Начинающие педагоги порой рассматривают общение как просто разговор учителя с ребенком, как сообщение малышу определенных требований и указаний, которые тому необходимо неукоснительно выполнять. Здесь верно лишь одно: в основе общения лежит слово, умение говорить, доносить смысл сказанного до разума и сердца воспитанника. «Я убежден, - писал А. С. Макаренко, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться».
Педагогическое общение обусловлено целями, задачами, которые заранее специально планируются и программируются педагогом.
Не случайно опытные воспитатели так много внимания уделяют общению с детьми. Они, готовясь к занятию, воспитательному мероприятию детально продумывают не только содержание учебного материала, а и то, куда и с кем посадить ребенка, как активизировать деятельность одного и снять агрессию или плохое настроение у другого, как вызвать на откровенный разговор. Педагог чутко реагирует на любые, даже самые незначительные отклонения в поведении своих воспитанников, находя нужные доводы, слова, чтобы снять эмоциональное напряжение.
Педагогическое общение предполагает уважение личности ребенка, его мнения. Далеко не каждый воспитатель интересуется мнением своих воспитанников, может «присоединиться» к мнению малыша, посчитать его мнение правильным и интересным. Ну а попросить прощение за то, что, например, ошибочно считала его виновником конфликта, могут единицы. Хотя это не только не снижает авторитет воспитателя в глазах своих воспитанников, а напротив, сближает их. Вместе с тем, если предложить детям, например, подумать, как лучше провести новогоднюю елку или праздник сказок, то предложений и задумок, рожденных детской фантазией, будет множество. Поэтому выражения «Как ты думаешь?», «Как ты считаешь?», «Где лучше?» и т. п. должны быть неотъемлемой частью в общении педагога со своими воспитанниками. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи.
Макаренко А. С. Соч.: В 7т. - М. , 1958. -Т. V. -С. 242. 137.
Умение заметить хорошее в детях, их делах, навыках, поведении, сказать об этом вслух, порадоваться этому вместе с ребятами - великий дар, который следует развивать у себя каждому педагогу. Многим детям свойственна неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, а потому им необходима поддержка взрослых вообще, а воспитателя тем более, которая как бы гарантирует успех малышу.
Вспомните, как ваша учительница помогала выводить первые буквы, складывать буквы в слова, а слова в предложения и постоянно убеждала в том, что все получится, что «теперь написано лучше». Но ведь есть и такие дети, у которых ничего не получается: лепить не умеет, рисует хуже всех и т. п. За что же здесь похвалить? Успех нужен всем. Хоть маленькая победа над собой. И воспитатель, например, выясняет, что у Толи, которого не за что похвалить, есть дома аквариум, а в нем плавают необыкновенной красоты рыбки, которых он кормит, за которыми сам ухаживает.. И может произойти одно из запланированных педагогических чудес. Изменяется отношение детей к Толе, да и у мальчика как крылья выросли за спиной, появились первые успехи в учебе. Следовательно, создание ситуации успеха - важный момент в педагогическом общении. Не столько слова, сколько заинтересованное участие в жизнедеятельности детей является определяющим в общении ребенка и воспитателя, нацеленность на развитие личности малыша, создание атмосферы добра и взаимного доверия.
А. С. Макаренко на основании своего огромного педагогического опыта пришел к выводу, что главным в общении воспитателя и детей являются отношения, основанные на уважении и требовательности.
Стиль педагогического общения.
В педагогической практике давно замечено, что в детском саду группа удивительно похожа на своего воспитателя. Если педагог шумный, неорганизованный, то и группа, как в зеркале, отразит в своем поведении эти же черты. Если педагог организован, строг - таким будет в своем поведении и детский коллектив. Если же для педагога свойственна манера «сюсюкания», то дети, придя в следующую возрастную группу, поражают затянувшимся «младенчеством», неспособностью к выполнению многих режимных моментов. Это в своей основе связано со стилем общения воспитателя со своими воспитанниками.
В чем же конкретно выражается стиль общения педагога с детьми? Он проявляетсяпрежде всего в содержании требований воспитателя к детям, системе стимулирования и оценке их деятельности.
Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и детей.
В стиле общения находят выражение:
• особенности коммуникативных возможностей педагога;
• сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
• творческая индивидуальность педагога;
• особенности детского коллектива.
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.
В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных: авторитарный, попустительский и демократический стили педагогического общения.
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что педагог часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания детям. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный педагог не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются педагогом поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию воспитанников, поскольку дети не знают, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль могут свидетельствовать о неуверенности педагога в позитивные возможности детей. Во всяком случае, в его глазах дети характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом, как проявление нежелательного самоволия. Детям не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу. Иногда авторитарный педагог позволяет детям участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает взрослый в соответствии со своими установками.
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля по сути дела является самоустранение педагога из воспитательно-образовательного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты деятельности детей при данном стиле общения — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что дети не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства педагог стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
3. Демократический
Главной особенностью демократического стиля является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях с педагогом и между детьми. Если при авторитарном стиле между членами группы царила «вражда», особенно заметная на фоне «покорности» руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении дети не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства педагог опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива педагог старается занять позицию «первого среди равных», вникает в их личные дела и проблемы. Дети обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует педагог.
«Занятие по изготовлению салфеток»
Цель: «проживание» участниками роли обучающегося на занятии в ситуации авторитарной модели взаимодействия и в модели сотрудничества.
Материал: каждому участнику по 3 листа бумаги, ножницы.
Педагогам предлагают «поиграть» в роль детей подготовительной группы на занятии «Изготовление бумажной салфетки» по определенному алгоритму действия, задаваемому ведущим в трех вариантах взаимодействия участников занятия.
Инструкция № 1
- Дети, вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Запомните, слушать только меня! Не отвлекаться! С соседом разговаривать нельзя! Ни о чем его не спрашивать, вопросов не задавать, делать все самостоятельно! Меня тоже не переспрашивать, вопросов не задавать, а сосредоточенно работать.
1. Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
2. Сложите квадрат пополам.
3. А теперь получившийся четырехугольник еще раз пополам.
4. В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего центр большого квадрата.
5. Отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
6. Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
7. Проделайте то же самое с правым углом.
8. Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник.
9. Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.
10. Согните его по диагонали.
11. Получившийся малый треугольник держите прямым углом, к правой руке и согните его пополам. На правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше, чем предыдущие.
Не разговаривайте. Подпишите салфетку № 1.
Инструкция № 2
- Дети, вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Сейчас вы можете общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но только не отвлекайте его. Меня спрашивать нельзя. Делайте вместе, но без моей помощи.
1. Из прямоугольника сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
2. Сложите квадрат по диагоналям и загладьте линии.
3. Сделайте из квадрата большой треугольник.
4. Из большого треугольника сделайте малый, еще раз сложив его пополам.
5. Держите прямой угол треугольника к правой руке и отрежьте верхний правый угол и нижний левый немного (1см*1см).
6. Раскройте большой треугольник и из него сделайте малый квадрат, отгибая правый и левый углы треугольника.
7. Согните малый квадрат по диагонали так, чтобы получился маленький треугольник.
8. Прямой угол к правой руке. Отрезаем прямой угол так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
9. Держать этот треугольник прямым (отрезанным) углом вниз и на катете, на левой стороне в середине его отрезать бумагу так, чтобы получился круг диаметром 4 см.
10. На гипотенузе треугольника отрезать бумагу, чтобы получился такой же круг (диаметром 4 см, но ближе к верхнему углу треугольника.
Подпишите салфетку № 2.
Инструкция № 3
- Дети, вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Мы сделаем салфетку. Вы будете очень внимательны, но если вам будет что-то непонятно или вы не успеваете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, показать, проверить, правильно ли вы сделаете. Можно советоваться с друзьями. Старайтесь сделать все правильно.
1. Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
2. Сложите квадрат пополам.
3. А теперь получившийся четырехугольник еще раз пополам.
4. В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего центр большого квадрата.
5. Отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
6. Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
7. Проделайте то же самое с правым углом.
8. Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник.
9. Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.
10. Согните его по диагонали.
11. Получившийся малый треугольник держите прямым углом к правой руке и на правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше, чем предыдущие.
Анализ игры (рефлексия):
После окончания третьей серии занятия проводится обсуждение результатов деятельности.
1. Оценивается правильность узора салфетки, проводится сравнение количества успешной работы по всем трем сериям. (как правило, наименьшее количество правильных работ в первой серии; удвоенность ошибок при совместной деятельности во второй серии. В третьей серии – самый высокий процент правильных работ). Положительное эмоциональное состояние, продуктивность деятельности выше при сотрудничестве с педагогом.
2. Контакт со сверстниками не всегда был продуктивным, наблюдалось. Удвоение ошибочных работ.
3. В поведенческом репертуаре участников игры наблюдались аналогичные детские формы поведения: в авторитарном режиме взаимодействия обучающихся и обучающего была скованность, нежелание показывать всем свою работу.
- Через данную игру можно почувствовать состояние ребенка в условиях учебных занятий.
Таким образом, стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
Сегодня мы с вами убедились, что наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений сотрудничества взрослого с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ . Семинар с элементами тренинга для педагогов (с презентацией)
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ .Семинар с элементами тренинга для педагогов (с презентацией)Аудитория: педагоги ДОУВедущий: педагог – психолог Стырова Е. В.Цель: Изучение проблемы педагогического...
Оценка эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми
Прочитайте утверждения и соотнесите их с собственным опытом работы, оцените. Итоговое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения....
«Зависимость стиля педагогического общения от стажа работы и личностных качеств педагога»
«Зависимость стиля педагогического общенияот стажа работы иличностных качеств педагога»...
Памятка для педагогов "Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе"
В данной памятке раскрыты основные характеристики авторитарного, либерального и демократического стиля общения между воспитателем и детьми...
Консультация для педагогов "Стили педагогического общения"
Консультация для педагогов...
Интеллектуальное кафе «Стили педагогического общения педагогов ДОО с детьми»
Интеллектуальное кафе«Стили педагогического общения педагогов ДОО с детьми»Интеллектуальное кафе "Стили педагогического общения педагогов с детьми в ДОО"Цель: Изучение проблемы п...
Семинар-практикум на тему «Стили педагогического общения»
В условиях детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель — ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя...