Лэпбук как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
проект по коррекционной педагогике на тему

Шишкина Наталья Геннадьевна

Лэпбук (в переводе с английского "книга на коленях") представляет собой одну из разновидностей метода проекта и является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук

как средство коррекции речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста

Лэпбук – в дословном переводе с английского «книга на коленях» (lap – колени, book - книга). Это сравнительно новое средство из Америки. Представляет собой одну из разновидностей метода проекта и является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

По сути, лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.п. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания.

Зачем нужен лэпбук?

  • Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
  • Используя лэпбук, можно легче и интереснее организовать индивидуальную и самостоятельную деятельность детей.
  • Выступают средством оформления результатов совместной проектной деятельности.
  • Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
  • Способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • Помогают ребенку приобретать навыки самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме.
  • Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
  • Это просто интересно!

Тематика лэпбуков

Данный способ организации учебной деятельности можно использовать в коррекционной педагогике, в частности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями. У этих детей помимо речевых нарушений отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Поэтому детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение, фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексику, грамматический строй и связную речь.

Для коррекции звукопроизношения можно предложить следующие виды заданий в лэпбуке:

  • Артикуляционные упражнения
  • Упражнения на развитие дыхания
  • Задания на автоматизацию звука в речи («Как гудит пароход?», «Повтори слоги», «Улитка», «Отбери картинки  с заданным звуком» и др.)
  • Для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза можно использовать игры («Составь звуковую схему слова», «Подбери схему к слову», «Определи место звука в слове», «Собери букву» и др.)

Можно сделать лэпбук на каждый звук отдельно (например, на звук Р), либо на группу звуков (например, на свистящие звуки).

Для детей с общим недоразвитием речи можно предложить тематические лэпбуки, которые включают задания на обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи (например, по теме «Зима», «Фрукты», «Дикие животные» и др. ).

Также эти лэпбуки можно использовать в работе с детьми и с нормальным речевым развитием для закрепления пройденного материала.

У нас оформлены лэпбуки на коррекцию звукопроизношения («Этот трудный звук Р», «Звук Л», «звук Ш»и др.), а также лэпбуки на лексические темы.

В качестве примера рассмотрим лэпбук «Этот трудный звук Р».

Описание:

В центральной части папки расположена характеристика звука Р, далее зеркало, артикуляционные и дыхательные упражнения в виде маленьких папок-раскладушек, буква Р, картинка на закрепление изолированного звука Р , игра «Найди все буквы Р».

В левой части папки картинка для автоматизации звука Р в слогах, игра «Улитка» (автоматизация звука в словах), маленькая книжка, где размещается  материал на закрепление звука во фразах, предложениях и текстах (словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, короткие тексты и т.п. ).

В правой части лэпбука игры в кармашках: «Отбери картинки со звуком Р», «Определи место звука Р в слове», «Составь звуковую схему слова».

Дети с интересом выполняют задания, играют в игры, закрепляют произнесение звука Р в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Педагогический опыт.Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) средствами песочной терапии»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевое развитие в ДОУ включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нетрадиционный метод воздействия песочной терапии в работе логопеда как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Использовани...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы воздействия в работе педагога становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Игра с песком - эт...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....