Лэпбук как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
проект по коррекционной педагогике на тему
Лэпбук (в переводе с английского "книга на коленях") представляет собой одну из разновидностей метода проекта и является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лэпбук
как средство коррекции речевых нарушений
у детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук – в дословном переводе с английского «книга на коленях» (lap – колени, book - книга). Это сравнительно новое средство из Америки. Представляет собой одну из разновидностей метода проекта и является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
По сути, лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.п. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания.
Зачем нужен лэпбук?
- Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
- Используя лэпбук, можно легче и интереснее организовать индивидуальную и самостоятельную деятельность детей.
- Выступают средством оформления результатов совместной проектной деятельности.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
- Способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
- Помогают ребенку приобретать навыки самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме.
- Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
- Это просто интересно!
Тематика лэпбуков
Данный способ организации учебной деятельности можно использовать в коррекционной педагогике, в частности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями. У этих детей помимо речевых нарушений отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Поэтому детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение, фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексику, грамматический строй и связную речь.
Для коррекции звукопроизношения можно предложить следующие виды заданий в лэпбуке:
- Артикуляционные упражнения
- Упражнения на развитие дыхания
- Задания на автоматизацию звука в речи («Как гудит пароход?», «Повтори слоги», «Улитка», «Отбери картинки с заданным звуком» и др.)
- Для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза можно использовать игры («Составь звуковую схему слова», «Подбери схему к слову», «Определи место звука в слове», «Собери букву» и др.)
Можно сделать лэпбук на каждый звук отдельно (например, на звук Р), либо на группу звуков (например, на свистящие звуки).
Для детей с общим недоразвитием речи можно предложить тематические лэпбуки, которые включают задания на обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи (например, по теме «Зима», «Фрукты», «Дикие животные» и др. ).
Также эти лэпбуки можно использовать в работе с детьми и с нормальным речевым развитием для закрепления пройденного материала.
У нас оформлены лэпбуки на коррекцию звукопроизношения («Этот трудный звук Р», «Звук Л», «звук Ш»и др.), а также лэпбуки на лексические темы.
В качестве примера рассмотрим лэпбук «Этот трудный звук Р».
Описание:
В центральной части папки расположена характеристика звука Р, далее зеркало, артикуляционные и дыхательные упражнения в виде маленьких папок-раскладушек, буква Р, картинка на закрепление изолированного звука Р , игра «Найди все буквы Р».
В левой части папки картинка для автоматизации звука Р в слогах, игра «Улитка» (автоматизация звука в словах), маленькая книжка, где размещается материал на закрепление звука во фразах, предложениях и текстах (словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, короткие тексты и т.п. ).
В правой части лэпбука игры в кармашках: «Отбери картинки со звуком Р», «Определи место звука Р в слове», «Составь звуковую схему слова».
Дети с интересом выполняют задания, играют в игры, закрепляют произнесение звука Р в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".
Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...
Педагогический опыт.Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) средствами песочной терапии»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевое развитие в ДОУ включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается нетрадиционный метод воздействия песочной терапии в работе логопеда как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Использовани...
Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Нетрадиционные методы воздействия в работе педагога становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Игра с песком - эт...
Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал из опыта работы по проекту...