«Система коррекционно-развивающей работы в ДОУ».
консультация по коррекционной педагогике на тему
Организация работы групп комбинированной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_27.04.2018.docx | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Система коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Организация работы групп комбинированной направленности.
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых определяет «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучия и защищенности. В связи с этим сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Это нам гласит нормативно-правовая база, регламентирующее инклюзивное образование, а именно:
Слайд 2
1 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273- от 29.12.2012 г.
Данный Федеральный закон определяет в принципе систему образования в нашей стране, именно он заложил основу инклюзивного образования.
Прежде всего хотелось бы обратиться к терминам и определениям, которые закреплены в статье 2.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для начала, нужно разобраться кто такой обучающийся с ограниченными возможностями здоровья. Закон закрепил следующее понятие.
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Следующий термин, который хотелось бы раскрыть –это инклюзивное образование.
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Таким образом, закон под инклюзивным образованием подразумевает создание условий для того, чтобы все дети могли учиться в том числе и вместе, и имели равный доступ к образованию. Для того чтобы обеспечить доступ к образованию, и дать обучающимся с ограниченными возможностями здоровья образование, которое будет является на доступном для них уровне, предусматривается адаптированная образовательная программа.
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Слайд 3
В нашей стране каждый имеет право на образование и Подпункт 1 Пункта 5 Статьи 5, говорит нам о том, что мы должны создать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья. Причем как качественного образования, так и адекватно их образовательным потребностям. В данном случае образование будет являться не только, социальном лифтом, но и средством ранней коррекционной помощи.
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
- В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 4
Подпункт 6 Пункта 1 Статьи 48 говорит о том, что педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
- Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Слайд 5
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 6
Далее передем на не менее важный нормативный документ как ФГОС.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155)
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования
Слайд 7
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 8
На данном слайде представлен перечень нормативно-правовых документов регламентирующее инклюзивное образование:
3 Приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4 Письмо Минобрнауки РФ №ИР-535/07 от 07.06.2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
5 Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
6 Методические рекомендации Минобрнауки РФ от 11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» .
7 Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
8 Инструктивное письмо №27/901-6 от 27.03.2000 г. Минобрнауки РФ «Положение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации».
9 Проекты примерных адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015
10 Письмо Минобрнауки РФ от 19.02.2016 г. №07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
11 Указ президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г».
Слайд 9
Организация получения образования детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе развития образования является новым и сложным направлением.
Группы дошкольников не однородны, в них входят дети с разными нарушениями развития:
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройством аутистического спектра.
Слайд 10
На сегодняшний день в нашем дошкольном образовательном учреждении 12 групп, 5 из которых комбинированной направленности для детей 5-6 лет.
На данном слайде представлены:
Категории детей с ОВЗ которые посещают наш дошкольное учреждение:
1) дети с нарушением зрением;
2) дети с тяжелыми нарушениями речи:
Острым недоразвитием речи (ОНР 2 и 3 уровень);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи с дизартрическим компонентом ФФН
3) дети с задержкой психического развития.
При комплектовании кадров в нашем образовательном учреждении были выделены на 5 групп комбинированной направленности: 3 штатные едины учителя-логопеда и 11,25 штатных единиц воспитателей.
Слайд 11
И перейдем к следующему слайду на котором отображена цель коррекционного обучения.
Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.
Слайд 12
Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:
- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение усвоению связно выражать свои мысли;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой и крупной моторики;
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.
Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи.
Слайд 13
В группах для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;
- планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
- создание речевой среды учреждения:
-оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- рекреации и коридоры учреждения;
- групповые помещения
- совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, специалистами. В течение всего времени обучения детей непрерывно осуществляется диагностика и мониторинг, который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы.
Слайд 14
Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях группы компенсирующей направленности может быть достигнута при системе коррекционной работы.
На данном слайде как раз представлена система коррекционной работы.
Здесь вы видите, что данная система разделяется на 3 основных блока, которые между собой взаимодействуют.
1 блок -это психолого-медико-педагогическая комиссия.
Основные 4 направления деятельности ПМПК
1 проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
2 подготовка по результатам обследования (освидетельствования) рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
3 оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
4 оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
2 блок – это медико-педагогическое совещание
Здесь осуществляется работа с детьми с 2-5 лет по:
- раннее выявление нарушений;
- пропедевтика нарушений;
- коррекционная работа;
- работа с одарёнными детьми.
- 3 блок – это психолого-медико-педагогический консилиум, который включает в себя работу с детьми 5-7 лет по:
- выявление нарушений;
- коррекционная работа;
- работа с одарёнными детьми
- работа с детьми с нарушением эмоционально-волевым компонентом.
Для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, с нарушения эмоционально волевого компонента и одарённого ребенка созданы индивидуальные образовательные маршруты, о которых более подробно нам расскажет педагог-психолог позже.
Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях групп компенсирующей направленности может быть достигнута при тесном взаимодействии всех специалистов, включая медицинского работника и конечно же воспитателя.
Основной задачей взаимодействия специалистов состоит, чтобы создать команду единомышленников и повышения их профессионального уровня.
Слайд 15
И начнём мы рассматривать взаимодействие педагогов с музыкального руководителя:
- Музыкальный руководитель большое внимание направляет на формирование регуляторных механизмов общего и речевого поведения, развитию внимания. В свои занятия музыкальный руководитель включает упражнения, направленные на воспитание наблюдательности, умения последовательно воспроизводить ряд движений, способность переключится с одного движения на другое, удерживать в памяти несколько движений. Он развивает слуховое внимание и память, координацию движений, темп и ритм: дыхания и речи, оптико-пространственные представления, автоматизацию словарного запаса.
А как он это делает, сейчас на практике вам продемонстрирует музыкальный руководитель Баклыкова О.А.
Слайд 16
- Инструктор по физической культуре
На слайде расположены фотографии на которых инструктор по физическому развитию выполняет упражнения на развитие крупной моторики, координации движения, зрительной ориентировки в пространстве, оптико-пространственных представлений и навыков. А также на своих занятиях с детьми с ОВЗ он формирует психофизические основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления. Закрепляет правильное произношение звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением. (Например стенка, стенка, потолок…)
Слайд 17
- Педагог дополнительного образования
Педагог дополнительного образования:
На своих занятиях проводит коррекционно-развивающие занятия с песком; развивает мелкую моторику рук на занятиях по лепке и рисования в разных техниках включая технику Эбру.
Слайд 18
- Педагог психолог
- проводит индивидуальные и подгрупповые занятия;
- организует коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует коррекционную помощь детям с нарушения эмоционально-волевого компонента;
- повышает уровень психологической компетенции педагогов.
Слайд 19
- Медицинский работник
Медсестра проводит:
Мониторинг состояния здоровья (неврологический, соматический статус). Лечебно-профилактические мероприятия, контроль за лечебно-профилактической работой. Даёт рекомендации воспитателям и специалистам.
Слайд 20
- Учитель логопед
- Изучение уровня речевых и познавательных особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Работа по коррекции звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- Работа по коррекции слоговой структуры слова.
- Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
Слайд 21
- Воспитатель
В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с адаптированной образовательной программой.
На данном слайде представлено взаимодействие учителя логопеда и воспитателя. На этом бы я хотела подробно остановится.
В нашем образовательном учреждении специально-организованная деятельность распределена между логопедом и воспитателем. Данная работа ведется по подгруппам, для эффективности коррекционно-развивающей работы.
Как вы видите на слайде развитие речи проводит воспитатель 1 раз в неделю. Учитель логопед проводит обучение грамоте так же 1 раз в неделю. Нашей образовательной программой предусмотрена образовательная деятельность - продуктивное чтение которое также проводится 1 в неделю.
Еженедельные работа воспитателя включают следующие формы:
- артикуляционная гимнастика;
- автоматизация и дифференциация звуков;
- развитие связной речи;
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- логопедические пятиминутки;
- Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
- организованная образовательная деятельность;
- логочас.
И хотелось бы остановиться более подробнее на логочасе.
В нашем образовательном учреждении логочас проводится ежедневно, во второй половине дня, он прописан в режиме дня.
Слайд 22
И начнем мы наше знакомство с логочасом со структуры:
- Психогимнастика / пальчиковая игра (2 мин.).
- Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
- Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
- Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).
- Физкультминутка (2мин.).
- Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (5 мин.).
- Повторение лексико - грамматических упражнений (5 мин.).
- Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).
- Индивидуальная работа (5 мин.)
Слайд 23
А сейчас я, предлагаю вам посмотреть видео логочаса, где вы сможете наглядно познакомится со структурой проведения.
Слайд 24
В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми.
Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом.
Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.
Например, по разделу звуковая культура речи воспитателю необходимо иметь картотеку материала на звуки: предметные картинки на звук в разной позиции, игры на развитие фонематического слуха, пальчиковые игры и физмитутки, загадки и потешки - чистоговорки насыщенные тем или иным звуком, тексты для пересказа, картинки для составления рассказов и т. д.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ, ЧТО
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности - залог успеха в работе.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Вывод: только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи
Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
Инновационные формы работы с родителями....
Система коррекционно-развивающей работы в песочнице
Система коррекционно-развивающей работы в песочнице представляет собой цикл занятий или этапов, которые взаимосвязаны между собой, но могут и дополнять друг друга и идти отдельно.Работа может начаться...
Рисование песком в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Некоторые технологии песочной терапии для детей с ЗПР...
«Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста»
В презентации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста....
методическая разработка "Система коррекционно-развивающих игр в работе специалистов ДОУ "
В данной работе мною рассмотрены понятия игры, коррекционно-развивающей работы и основные составляющие педагогической технологии: формы, методы, этапы; показана актуальность проблемы психолого-педагог...