методическая разработка "Система коррекционно-развивающих игр в работе специалистов ДОУ "
статья по коррекционной педагогике по теме

Прохорова Мария Николаевна

В данной работе мною рассмотрены понятия игры, коррекционно-развивающей работы и основные составляющие педагогической технологии: формы, методы, этапы; показана актуальность проблемы психолого-педагогической помощи детям в рамках ДОУ; раскрыты условия и критерии эффективности использования предлагаемой технологии; 

Данный материал будет полезен и может быть использован на практике воспитателями, психологами, логопедами  ДОУ, поскольку разработанная технология, на мой взгляд, является доступной в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прохорова Мария Николаевна,  ГБОУ школа № 1392 дошкольное отделение, г. Москва, воспитатель

Аннотация

В данной работе мною рассмотрены понятия игры, коррекционно-развивающей работы и основные составляющие педагогической технологии: формы, методы, этапы; показана актуальность проблемы психолого-педагогической помощи детям в рамках ДОУ; раскрыты условия и критерии эффективности использования предлагаемой технологии;  

Данный материал будет полезен и может быть использован на практике воспитателями, психологами, логопедами  ДОУ, поскольку разработанная технология, на мой взгляд, является доступной в работе с детьми.

Система коррекционно-развивающих игр в работе специалистов ДОУ

Ребёнок с эмоциональными и коммуникативными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни полноценно общаться. Поведение  детей, испытывающих подобные проблемы может быть неадекватно ситуации: они могут быть капризными, упрямыми, конфликтными в общении со сверстниками и взрослыми, агрессивными, боязливыми, поэтому требуют специальной помощи.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью ежедневной психолого-педагогической поддержки детей, испытывающих социально-личностные проблемы с одной стороны и недостаточным обеспечением социально-психологического благополучия детей в условиях ДОУ по разным причинам с другой.

Цель написания данной методической разработки - составить систему коррекционно-развивающих игр как педагогическую технологию.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Проанализировать эффективность применения коррекционно-развивающих игр у детей с проблемами успешной социализации, испытывающими проблемы в эмоциональной сфере.

2.Сформулировать основные принципы применения коррекционно-развивающих игр.

3.Разработать систему игр по коррекции и развитию эмоциональной сферы, коммуникативных способностей, уверенности в себе, снятию эмоционального напряжения, снижению агрессивности, чувства страха.

 

1. Понятие  «игра»

 В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б.Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребёнка-дошкольника. Игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь. Игра является для ребёнка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребёнка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребёнка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, что бы выразить то, что он переживает. О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.

2. Понятие «коррекционно-развивающая работа»

Коррекционно-развивающая работа - дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребёнка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Коррекционно-развивающие занятия проводятся на основании результатов диагностики актуального уровня развития ребёнка и его потенциальных возможностей  (ЗБР). В процессе диагностики выявляется возможность ребёнка к адаптации в новых условиях, уровень сенсорного, речевого, двигательного развития, особенностей интеллектуальной сферы, поведенческих особенностей и т.д., но на сегодняшний день не во всех ДОУ есть специалисты: педагог-психолог, логопед, осуществляющие полную и глубокую диагностику. Содержание базовых направлений в программах воспитания и обучения разрабатываются с точки зрения системного подхода к решению в большей степени образовательных задач. Поэтому к общей программе воспитателям возможно добавление коррекционных разделов, чем и может служить предлагаемая система коррекционно-развивающих игр.

В качестве методологического основания коррекционно-развивающей работы выступают принципы её проведения:

принцип компетентности - заимствование форм, методов, средств, инструментария смежных с педагогикой наук;

принцип гуманизации- веры в возможности ребёнка и преобладание воспитательных целей;

принцип системного подхода - понимание человека как целостной системы;

принцип реальности – учёт реальных возможностей ребёнка и ситуации;

принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности – игру;

принцип индивидуально-дифференцированного подхода – предполагает изменения форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы, позиции и возможностей воспитателя (специалиста);

3. Цель и основные задачи применения коррекционно-развивающих игр

Целью  использования системы коррекционно-развивающих игр является обеспечение социально-психологического благополучия детей ДОУ посредством развития коммуникативных способностей, активизации эмоциональной сферы.

Основные задачи:

3.1.помощь в успешной адаптации детей (в новой группе, в новых условиях, в случаях неуспешной адаптации);

3.2.освобождение от эмоциональной напряжённости, скованности, стеснительности;

3.3.повышение самооценки детей, их уверенности в себе;

3.4. развитие умения чувствовать и понимать эмоциональное состояние другого человека;

3.5. способствование развитию творческих способностей и воображения, наблюдательности, любознательности;

4.Новизна, предлагаемой педагогической технологии, на мой взгляд, определяется:

актуальностью ежедневного использования коррекционно-развивающих игр в работе с детьми, испытывающими затруднения в общении, эмоциональное напряжение и т.д., также и с детьми не проявляющими данных проблем;

описанием форм, этапов, методов, приёмов и средств, а так же условий и критериев эффективности системы коррекционно-развивающих игр как технологии.

5. Формы проведения коррекционно-развивающих игр

Формы проведения коррекционно-развивающих игр преимущественно групповые, т.к. основная аудитория, к которой обращена данная методическая разработка – воспитатели групп ДОУ. Дети при проведении игр могут делиться на подгруппы, пары.

6.Методы и приёмы, используемые при проведении игр

Основными методами проведения  коррекционно-развивающих игр предлагаю использовать:

Метод воображаемой ситуации, который включает в себя игровые правила, роли, игровые действия, игровое оборудование; метод подвижной игры; исследовательский метод; метод наглядности, включающий показ предметов, способов действий. При этом используются такие приёмы как:

 внезапное появление объектов, игрушек – этот приём активизирует эмоциональное реагирование детей;

введение элементов соревнования – этот приём делает игру более занимательной, увлекательной;

приём ролевого поведения;

приём обыгрывания предметов и игрушек;

приём прямого и косвенного руководства – когда взрослый непосредственно вмешивается в игру детей ролевым участием, разъяснением, оказанием помощи, либо ограничивается исключительно советами по ходу игры;

загадывание загадок;

7.Средства, необходимые для проведения коррекционно-развивающих игр

В основном эти игры не требуют каких-либо средств, но могут использоваться мячи разных размеров, листы бумаги А-3 и А-4, цветные карандаши, краски, нитки, картон, ножницы, скотч, игрушки.

8.Основные этапы технологии

8.1. диагностический этап: включает в себя определение адаптационных возможностей ребёнка, особенностей двигательной активности, уровня речевого развития, эмоционального реагирования в различных ситуациях. При отсутствии  специализированной психологической и логопедической  диагностики, воспитатель может использовать данные наблюдений за поведением и общением детей в различных ситуациях, анализ рисунков и поделок, результаты анкетирования и бесед с родителями;

8.2.организационно-аналитический этап: на этом этапе происходит определение приоритета использования направления коррекционно-развивающих игр;

8.3. деятельностный этап: подразумевает непосредственно использование коррекционно-развивающих игр, которые условно распределены по направлениям в соответствии с решаемой проблематикой;

8.4.рефлексивный этап: анализ эффективности использования игр, определение дальнейшего направления коррекционной работы;

Далее я предлагаю  примерный перечень коррекционно-развивающих игр с указанием возрастной категории детей. Игры распределены по направлениям:

I. Игры – ритуалы начала занятий, направлены на установление контакта между детьми, а также между детьми и воспитателем.                 

 «Давайте познакомимся»(4-7 лет)                                                                    Дети становятся в круг и по очереди называют своё имя или рассказывают что-либо о себе. Можно использовать какую-нибудь игрушку, которую дети будут передавать друг другу . Пока игрушка в руках у ребёнка, он говорит. Стеснительные и замкнутые дети вначале могут просто подержать игрушку.  

«Переходы»(4-7 лет)                                                                                           Дети становятся в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.

 «Именной поезд»(4-7 лет)                                                                                     Один из участников-паровоз, он движется по кругу, изображая стук колёс, останавливается возле ребёнка и говорит «Я- своё имя», ребёнок отвечает «А я-своё имя» и цепляется к паровозу вагончиком. Так паровоз приветствует всех детей по очереди, и выстраивается поезд. Вначале паровозом может быть воспитатель.

«Давайте поздороваемся»(4-7 лет)                                                       Воспитатель рассказывает о разных способах приветствия, реальных и шуточных. Дети разбиваются на пары и им предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, выдумать свой собственный способ приветствия.

«Здравствуйте!»(6-7 лет)                                                                                 Дети становятся в круг, воспитатель говорит: «У меня сегодня задорное (доброе, весёлое, озорное, бодрое и т.д.) настроение, и я хочу передать его (имя стоящего рядом ребёнка)» и кладёт свою ладонь на ладонь ребёнка. По кругу все делятся своим настроением.

II. Игры направленные на установление дружеских взаимоотношений, сплочение детей, формирование чувства единения с группой.

Некоторые игры этой группы со временем могут стать играми-ритуалами начала занятий или использоваться в любой ситуации, требующей активизации внимания и двигательной организации детей.

«Дракон»(4-7 лет)                                                                                                Дети держат друг друга за плечи. Первый ребёнок - «голова дракона», последний – «хвост дракона», остальные – «тело». Тело неразрывно, голова пытается схватить хвост.

«Сундучок вежливых слов»(4-7 лет)                                                    Воспитатель предлагает детям по очереди называть вежливые слова, а за каждое слово ребёнок получает фишку или карточку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек. Все фишки складываются в сундучок и дети с воспитателем отмечают, что в сундучке много добра и вежливости (или в сундучке стало больше добра и вежливости – если игра проводится не в первый раз).

«Кто позвал?»(5-7 лет)                                                                                      Дети стоят в кругу. Один из играющих закрывает глаза и становится в центр круга. Воспитатель подходит к кому-то из детей и кладёт руку на плечо, и тот громко называет имя того, кто стоит с закрытыми глазами. Стоящий в кругу отгадывает имя ребёнка, который  его позвал.

«Неожиданные картинки»(6-7 лет)                                                                     Дети сидят в кругу, у каждого по подписанному листу бумаги и карандашу. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать любой рисунок (2-3 минуты), потом передают своему соседу слева. Дальше рисование продолжается на листе соседа с интервалами 2-3 минуты до тех пор, пока рисунок не вернётся к хозяину листа. После проводится небольшая рефлексия:  (не-)понравилось ли тебе то, что получилось; (не-)понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки; выбираются интересные(смешные, забавные, необычные и т.д.) рисунки .

«Картонные башни» (6-7 лет)                                                                                   Дети разбиваются на группы 4-6 человек. У каждой группы по 15 листов картона размером 6*10 см, лента скотча, ножницы. За 10 минут группы из предложенного материала должны построить башню. После окончания игры проводится рефлексия: хватило ли времени, кто был ведущим в группе, как договаривались в процессе игры, что понравилось, довольны ли результатом? Каждой башне можно присвоить номинацию («самая необычная, высокая, крепкая» и т.д.)

III. Игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоционального и моторного самовыражения.

«Волшебный цветок»(4-7 лет)                                                                       Воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня должны расцвести необычные цветы – они такого цвета, какое настроение, чувства и мысли у детей. Дети сидят на ковре, воспитатель просит их закрыть глаза и представить себе, какого цвета распускается цветок. Потом дети берут заготовленные заранее шаблоны цветов и раскрашивают их. Из этих цветов составляется поляна.                                                                                                      Как вариант игры: дети, представив себе волшебный цветок, раскрашивают  только лепесток, а потом из лепестков собирают один волшебный цветок.

«Чья фотография?»(5-7 лет)                                                                                          Для проведения этой игры понадобятся картинки с изображением сказочных героев (Баба-Яга, Золушка, Лиса, Чебурашка и т.д. в зависимости от того, с какими эмоциями воспитатель собирается работать) и шаблоны с изображениями эмоций, соответствующих выбранным героям. Детям предлагается подобрать шаблоны-эмоции (фотографии) героям и объяснить свой выбор.

«Дождь»(6-7 лет)                                                                                                  Дети сидят в кругу, согнув ноги в коленях, с открытыми глазами и повторяют движения, которые показывает воспитатель:                                                       шуршат, потирая ладони друг о друга;                                                                             щёлкают пальцами;                                                                                                         негромко хлопают в ладоши.                                                                                        После того, как последовательность движений будет запомнена, воспитатель предупреждает, что  повторять звук за ним будет тот, кого воспитатель коснётся. Просит детей закрыть глаза. Сначала воспитатель шуршит, потирая ладони, касается головы одного из детей - тот начинает шуршать, и таким образом воспитатель касается всех, в результате слышится шум дождя, постепенно набирающего силу.                                                                        Игра продолжается. Теперь воспитатель щёлкает пальцами, постепенно, после касаний воспитателя все дети от шуршания переходят к щёлканью пальцами - дождь превратился в ливень.                                                                                  Таким же образом осуществляется переход на негромкие шлепки ладонями - дождь становится проливным.                                                                                            Начинать игру в группе можно с одного движения, а со временем добавлять следующие. Можно также придумать дополнительные свои движения.

«Тряпичная кукла и солдат»(6-7 лет)                                                                                   Дети стоят таким образом, чтобы вокруг них было небольшое свободное пространство. Воспитатель предлагает ребятам выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдаты. Застыть в этой позе на 10 секунд. Потом воспитатель предлагает детям наклониться вперёд и, слегка расставив руки, поболтать ими как тряпками. Затем дети слегка сгибают колени, представляют, что ноги стали ватными. В такой позе тоже пребывают 10 секунд. Снова солдат(10 секунд), снова кукла(10 секунд). Воспитатель сам определяет количество смен поз.

«Кот и пёс»(4-7 лет)                                                                                                           Воспитатель предлагает детям:                                                                              подвигаться осторожно, плавно, мягко, как кошка;                                                                                                                                                 собраться в комочек, присесть, выпустить  коготки и резко броситься на добычу;                                                                                                                                      радостно и шумно побежать, как собака навстречу хозяину;                                             рассердиться и выгнуть спину, как кошка.

9. Условия и критерии эффективности применения системы коррекционно-развивающих игр

Пожалуй, основным условием эффективности применения коррекционно-развивающих игр, является готовность педагога (воспитателя, психолога, логопеда)максимально доброжелательно, корректно, терпеливо, дифференцированно подходить к выбору и использованию  данных игр, затрагивающих очень тонкие грани личности ребёнка.

В качестве основных критериев эффективности применения системы коррекционно-развивающих игр можно предложить следующие:

9.1.снижение уровня заболеваемости детей, т.к. психологический комфорт и здоровье напрямую связаны с соматическими заболеваниями;

9.2.появление элементов партнёрства в отношениях детей (игровой деятельности, общении, бытовых действиях и т.д.), выражающиеся в доброжелательности, взаимопомощи, умении договариваться, искренности и непосредственности проявления чувств и конечной продуктивности взаимной деятельности.

9.3.раскрытие креативного потенциала детей, проявляющегося в результатах НОД (поделках, рисунках), а также в готовности и открытости к публичным выступлениям на праздниках, утренниках, конкурсах, соревнованиях.

Заключение

Игра для ребёнка – одна из форм «самотерапии»,  благодаря которой могут быть проработаны и пережиты различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребёнок может и опробует различные способы поведения.

Использование коррекционно-развивающих игр способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению детской конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, наблюдательности.

Используемая литература:

1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей  с речевым недоразвитием. М.,ТЦ Сфера,2003.

2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. С-Петербург, Речь, 200г.

3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль, Академия развития, 2001.

4. Никишина И.В. Статья Технология методической поддержки как моя педагогическая технология. Волгоград, 2014.

5. Сушкова Л.А. Программа коррекции и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. М, Библиотечка «Родника», серия «Психолог», 1999.

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать ? М., Генезис, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ

Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ...

Методическая разработка "Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада"

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада.Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осущес...

Методическая разработка "Коррекционно-развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке"

Методическая разработка "Коррекционно-развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке"...

План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы 2016-2017 учебный год

План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы 2016-2017 учебный год...

План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы 2017-2018 учебный год

План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы 2017-2018 учебный год...

Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда Мальцевой О.С на 2015-2016 учебный год

Годовой планорганизационно-методической и коррекционно-развивающей работыучителя – логопеда  Мальцевой О.Сна 2015-2016 учебный год...