Использование нетрадиционной техники рисования «акварель+соль» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему

Чильдинова Анна Викторовна
Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционной техники рисования  «акварель+соль» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения.

Предложенный материал будет полезен  для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Введение.

Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Дети, имеющие нарушения зрения, не воспринимают окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов.  Для детей с нарушениями зрения характерно недоразвитие познавательных интересов. Как показывают данные исследований В.Г. Петровой, у детей с нарушениями зрения на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при нарушении зрения оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятия. Главным недостатком восприятия является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально видящими  детьми. Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, тест и т.п.). Замедленность восприятия усугубляться еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что дети часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.п. Отмечается также узость объема восприятия.  Дети с нарушениями зрения выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.  Для детей с нарушениями зрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении детского сада свою группу, спортивный зал и т.п. Значительно позже своих сверстников с нормальным зрением начинают различать цвета.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной  чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому. Что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из – за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком или слишком напряженными.  Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формирование  предметно практической деятельности детей.

Овладение приёмами осязательного восприятия  объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям  с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Таким образом,   системе коррекционно-развивающей  работе  с детьми, имеющими нарушения зрения,  важное место занимает работа по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики пальцев рук. Система коррекционно-развивающей  работы должна быть  направлена на формирование  автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза  у дошкольников  с патологией зрения  в различных видах деятельности.

Нетрадиционная техника «Рисования цветной солью».

Цель: развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук средством нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

закреплять представления об окружающем мире;

развивать мелкую  моторику  рук;

развивать оптико-моторную  координацию;

развивать  цветовой гнозис;

Инструкция по окраске соли:

  1. Приготовьте емкости с крышечками  по числу цветов, в которые вы планируете окрасить соль.
  2. Наполните емкости солью примерно на три четверти и намочите соль небольшим количеством воды.
  3. Разведите в отдельной  емкости  акварельную краску и добавьте  жидкость в соль. Хорошо перемещайте соль ложкой или палочкой,  добиваясь равномерного окрашивания.
  4. Смешанную с красителем соль оставьте примерно на 40 минут, для того, чтобы соль прокрасилась.
  5. Окрашенную соль высыпьте на бумажные листы и разложите её тонким слоем. Сушим окрашенную соль сутки.
  6. Готовую цветную соль разложите по емкостям, теперь она готова для использования в рисовании.

Прежде чем приступить к «рисованию цветной солью»,  на  картон наносится рисунок кисточкой смоченной в клее ПВА. Затем каждый предмет на рисунке  посыпается солью по цвету. Когда вся работа будет посыпана цветной солью, необходимо дать время для высыхания.  В работе можно также  использовать картинки с контурным изображением предмета,  предварительно нанести на рисунок клей ПВА, а потом  «раскрасить» его цветной солью.

Список литературы:

Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. –М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М.: Издательство «Экзамен», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»

Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения (старшая группа).

В рамках образовательной деятельности закрепляются представления дошкольников с нарушением зрения о времени года "Зима" посредством использование нетрадиционной техники «Рисование цветной солью»....

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения посредством нетрадиционной техники лепки «Пластилинография».

В настоящее время проблеме развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения уделяется достаточно много внимания. Каждый творческий педагог пробует внедрять ...

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности"...