КОНКУРС Доклад " Музыкальный театр как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
материал по коррекционной педагогике

Григорьева Татьяна Юрьевна

Из опыта работы по творческому воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_teatr_kak.docx22.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный театр как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Музыкальный театр является одним из видов искусства, который близок и понятен детям дошкольного возраста, поскольку данная деятельность предполагает игру, а игра самый любимый вид деятельности детей. Для педагогов театрализация – это один из способов развития детей, который помогает решить сразу несколько проблем и задач в воспитании и развитии дошкольников с ОВЗ.

В 2017-2018 учебном году в нашем ДОУ функционируют 3 группы компенсирующей направленности: две группы 5-6 лет, и одна группа 6-7 лет. В данных группах воспитываются дети с различными нарушениями речи. Уже давно известно, что развитие речи напрямую связанно с другими психическими процессами, говоря по - другому, дети с нарушениями речи имеют слабую память, не внимательны, плохо ориентируются в пространстве, у них не развиты коммуникативные навыки, чувство ритма, они не правильно берут дыхание, слабо развита моторика, как общая,  так и моторика рук и пальцев, у них имеются и психо-эмоциональные расстройства, они не уравновешены, не сдержаны, иногда встречаются дети с девиантным поведением. В ДОУ создана система работы с такими детьми. Союз педагогов: воспитатель, учитель – логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель, совместно проводят оценку индивидуального развития детей, создают индивидуальный маршрут, в котором указывается проблемы в развитии ребенка и пути их решения. Каждый педагог ставит перед собой определенные задачи для решения той или иной проблемы. Для решения задач развития  музыкально – творческих способностей используются определенные методы и приемы одной из которых является музыкально - театрализованная деятельность.

Какие задачи решает музыкально - театрализованная деятельность:

  • Развитие речи – работа над артикуляционным аппаратом посредством артикуляционных упражнений; самомассажа лица; ритмодекламация - проговаривание текста, стихотворений различными методами (тихо, громко, шепотом, с хлопками); развитие умений говорить громко, понятно.
  • Развитие вокально–певческих навыков – работа над песенным постановочным репертуаром; расширение диапазона; развитие звуковысотного, интонационного, мелодического слуха; развитие навыков звукообразования.
  • Развитие танцевально - исполнительских навыков  - работа над танцевальным постановочным репертуаром; развитие чувства ритма; навыков ориентировки в пространстве; развитие памяти при запоминании танцевальных движений и их последовательности; развитие гибкости и общей моторики.
  • Развитие актерского мастерства  - работа над мимикой и жестами, умение применять их при исполнении ролей; развитие умений выступать перед публикой, не стесняться, раскрепошенно.
  • Коррекция психоэмоционального состояния – работа над эмоциями, поведением, умением себя контролировать через игры, этюды, релаксацию; развития умений создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Развитие внимания  и памяти - работа над запоминанием текста; танцевальных движений; слов песен; слежением за сюжетом (Кто играет?  Когда моя очередь играть?)
  • Развитие эстетического вкуса – работа над декорациями, костюмами, атрибутами к спектаклям и театральным постановкам.
  • Развитие коммуникативных навыков – работа в коллективе; сотрудничество, сопереживание; развитие эмоционально – личностных отношений.

Работа над музыкально – театральной деятельностью ведется поэтапно.

  1. Для начала выбирается произведение, которое дети совместно с педагогами будут драматизировать. Произведение должно соответствовать возрастным особенностям детей, близко им по понятию, интересное по содержанию, легким по сюжетной линии. Далее происходит знакомство с произведением, педагог зачитывает сценарий в ролях, эмоционально. Дети обсуждают сюжетную линию, работают над содержанием, выявляют положительных и отрицательных героев.
  2. Работа над спектаклем: распределение ролей, подбор песенного и танцевального репертуара, репетиции.
  3.  Подбор и изготовление декораций, костюмов, атрибутов (привлечение родителей)
  4. Демонстрация спектакля.

 В ДОУ проводятся праздники развлечения, на которых  дети участвуют в сценках, постановках, театрализациях. Дети групп компенсирующей направленности активно принимают участие. На осенних развлечениях дети играли роли овощей в сценке  «Непослушный огурчик», на новогодних утренниках  дети были активными участниками новогодних представлений, на праздник «День Матери»  совместно с педагогами поставили сценки «Семья», «Три мамы», на выпускных мероприятиях, так же были поставлены сценки «Опять двойка» и «Тихий час». В этом году на 8 марта дети подарили мамам сказку «Про непослушного мышонка». В данной постановке участвовали все дети подготовительной группы компенсирующей направленности. Конечно, в любом спектакле есть главные роли, есть второстепенные. Дети выбирали роли себе сами по своему желанию. Кто-то хотел быть лягушонком, кто-то цыпленком, кто – то  поросенком, роль кота выбрал мальчик, у которого есть проблемы с поведением, он неусидчив, немного агрессивен, конфликтен, но несмотря на это, ребенок замечательно справился со своей ролью. Слова своего героя он произнес очень четко, эмоционально, чем очень порадовал своих родителей и всех педагогов. У некоторых детей было очень много текста, но они так же справились со своей задачей. Когда спектакль подошел к концу, родители подарили детям аплодисменты и овации, артистам было очень приятно. Дети были довольны тем, что справились с поставленной задачей, подарили своей маме сказку, родители были довольны тем, что каждый увидел своего ребенка в деятельности, педагоги подвели определенный итог своей работы.

Систематическая работа с детьми с ОВЗ с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, грамматический строй, обогащает их словарь, является хорошим «курсом актерского мастерства»,  воспитания психоэмоциональной самодисциплины, театр учит владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом, настроением.

Практическая значимость работы отмечается в том, что дети становятся более эмоциональными, приобретают уверенность в своих движениях и поступках.

Соответственно, организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, творческих способностей но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности,  что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.

«Волшебный мир – театр»

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

План-конспект. Мастер-класс:" Нетрадиционные приемы рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

В данном плане-конспекте использованы несколько нетрадиционных приемов  рисования, используемых в одной работе....

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Доклад. Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Этот доклад я подготовила для своего выступления педагогическом совете. Я думаю каждый воспитатель может найти интересную и полезную информацию для себя. ...

Доклад "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста".

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...