Дефицит зрительного восприятия не может оправдать слабость и недостаточность любви к Родине.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Необходимо учитывать специфический характер влияния нарушений зрения, опираясь на развитие компенсоторных механизмов слепых и слабовидящих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defitsit_zritelnogo_vospriyatiya.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефицит зрительного восприятия не может оправдать слабость и недостаточность любви к Родине
Патриотизм — это прежде всего чувство, отношение человека к Родине, Отечеству, развитие которого связано с социализацией, с пониманием личностью своей принадлежности к определенной общности, с осознанием себя как части этой общности, с формированием мировоззрения. Воспитание чувств и, в частности, воспитание чувства патриотизма представляет собой целую систему воздействий на ребенка, включающую развитие эмоционального отношения и восприятия всего окружающего мира, интеллектуальное его осмысление в соответствии с приоритетами личностного развития.
П.К. Анохин, изучая физиологические основы формирования эмоций, отмечает, что возникновение положительных эмоций у человека основывается на соответствии, совпадении обратной связи и информации от внешнего мира с ожидаемыми событиями или превышением информации, а недостаток обратной связи порождает отрицательные эмоции.
Эмоции активизируют и организуют восприятия, внимание, память, воображение, мышление, активно вмешиваются в процесс отбора информации, в ее обработку и оценку.
В связи с этим сокращение получения информации из внешнего мира, свойственное детям с нарушением зрения, может привести к обедненности их эмоциональной жизни, сужению разнообразных видов чувств, если не проводить специальной компенсаторной и коррекционной работы.
Так, эмоциональное восприятие природы, искусства, рассчитанное на зрение, безусловно, ограничивает поток информации для слепого или слабовидящего ребенка.
Именно панорама природы, в большинстве случаев воспринимаемая зрительно, часто слабо представляется детьми с нарушением зрения. Однако в нее включаются и восприятия шелеста листьев, запаха травы и цветов, щебетание птиц, тепло ласкающих солнечных лучей, журчание ручья — все то, что вызывает радостные эмоции общения с природой. Любовь к родной земле, природе является одним из решающих факторов, входящих и характеризующих чувство любви к Родине, чувство патриотизма. Дефицит зрительного восприятия окружающей природы не может оправдать слабость и недостаточность любви к Родине, ее природе недостатками зрения. Умение родителей и воспитателей привлечь внимание к тонким и нежным воздействиям природы на человека, показать ее красоту и доставляемую радость при ее восприятии — залог возможности возникновения возвышенных чувств к Родине у детей с нарушениями зрения.
Патриотизм определяется во всех словарях как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и как готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины, поскольку его воспитание и развитие основываются на чувствах к природе, дому, семье.
Вместе с тем патриотизм все-таки является чувством социальным и тесно связан с формированием мировоззрения, с эмоциональными переживаниями успехов и трудностей страны. Отечества, в котором человек живет. И это эмоциональное отношение становится для него личным активным мотивом его поведения, его отношения к окружающим людям, стране, правительству. При этом интересы его как личности не только совпадают с интересами Отечества, но и подчиняются им. Чувство патриотизма представляет собой сильную эмоцию, активную, побуждающую человека к действию. Таким образом, чувство патриотизма тесно связано с такими сторонами личности, как ее мировоззрение, убеждения, идеалы, т.е. с теми качествами, которые составляют ядро личности и менее страдают при нарушениях зрения. Это позволяет говорить о возможностях использования в процессе воспитания патриотических чувств целого ряда методов и средств, которые применяются воспитателями нормально видящих детей.
Необходимо учитывать специфический характер влияния нарушений зрения, опираясь на развитие компенсаторных механизмов слепых и слабовидящих детей, развитие которых влияет на интенсивность и избирательность эмоционального отражения окружающей среды. И чем младше ребенок, тем более резко и ярко это проявляется.
Основы патриотического воспитания закладываются в семье. Чувства симпатии, радости общения с матерью и близкими окружающими детей людьми являются той основой, на которой развиваются глубокие и более высокие, социально направленные чувства. Это связано с расширением круга людей, с которыми общается ребенок, с расширением его интересов к окружающему, с включением активности самих детей не только в семейной группе, но и в группах детского сада, в кружках по интересам.
Под влиянием положительно окрашенных чувств, возникающих у детей к родным и близким, дети переносят свое отношение и на их непосредственное социальное окружение. Появляется и любовь к животным, к окружающей их природе, чувство любви и симпатии к родному дому, городу, деревне, стране. Постепенно это чувство в процессе роста и взросления, осознания себя принадлежащим к определенному кругу людей и обществу становится более обобщенным и включает в себя не только эмоциональное отношение, но и мотивацию своего поведения при разрешении ситуаций, в которых отражаются противоречия между личными и общественными интересами.
Наш опыт работы с дошкольниками с нарушением зрения свидетельствует, что процесс нравственно-патриотического формирования эффективно происходит при комплексном использование всех средств: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"
Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...
Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия
Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...
Особенности развития детей с ОНР при недостаточно сформированном зрительном восприятии
В статье рассказывается о недостатках развития речи при недостаточно сформированном зрительном восприятии....
Использование дидактических игр и упражнений на основе тактильно-зрительного восприятия с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, памяти, мышления, замедленный темп развития. У...
Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.
Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...
Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»
Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...
Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ, обусловленными задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.
Статья об особенностях зрительного восприятия у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, способе его развития посредством игр с таблицами Шульте....