Особенности развития детей с ОНР при недостаточно сформированном зрительном восприятии
статья по логопедии по теме

Головачева Марина Геннадьевна

В статье рассказывается о недостатках развития речи при недостаточно сформированном зрительном восприятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей с ОНР при недостаточно сформированном зрительном восприятии

Опыт работы с детьми с ОНР показал, что малыши кроме плохо развитой речи, нарушений  слоговой системы слов и звукопроизношения, имеют недостатки развития зрительного восприятия, которое имеет большое значение для появления фразовой и развития связной речи  и является основным содержанием сенсорного обучения младших дошкольников в ДОУ.

На основании данных мониторинга детей средней логопедической группы (2012/13 уч.год) можно сделать вывод о том, что у 65% детей недостаточно сформированы зрительное восприятие и представление, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными: вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий). Малонасыщенные цвета эти дети называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на их называние. Если дети с нормально развитой речью к 6-ти годам свободно используют слова-определения «зеленоватый», «светло-желтый» и т.д., то дети с ТНР такими определениями не владеют.

У детей  с общим недоразвитием речи отмечается ограниченность  словаря как в активном, так и в пассивном плане. Преобладают слова-названия обиходно-бытовых предметов и действий. Недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки цвета, формы – характерные лексические особенности речи этой категории детей. Бедность словарного запаса приводит к частым заменам одного названия другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам.        

        Зрительное восприятие - вот, что  формирует образы и ситуации внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаза. Зрительное восприятие участвует в регуляции позы, удержании равновесия, ориентировке в пространстве, контроле поведения.

        Восприятие ребенка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

        Развитие восприятия ребенка происходит в процессе обучения. Вначале  он просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.  Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие        

Список литературы:

  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987
  2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007
  3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2003
  4. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. М., 1995

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Особенности развития детей в процессе восприятия природы и искусства"

Особенности развития детей в процессе восприятия природы и искусства...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...

Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста

Представленная характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяет констатировать широкий спектр проблем детей в познавательной, эмоционально-волевой, физической, коммуника...

Развитие пространственных представлений детей 4-6 лет с недостатками зрительного восприятия в процессе использования пособия «Волшебный коврик»

laquo;Развитие пространственных представлений детей 4-6 лет с недостатками зрительного восприятия в процессе использования пособия "Волшебный коврик"».  Актуальность ...