Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «Готовимся к школе, играя»
консультация (подготовительная группа)

Клименко Марина Михайловна

В консультации приведены общие рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению грамоте в игровой форме. Предложен ряд игр по звуковой культуре речи, обучению чтению, графические упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

Консультация для родителей

 «Готовимся к школе, играя»

                                           

                                                Воспитатель

                                                      Клименко М.М.

Ваш ребенок скоро пойдет в школу и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно.

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный баланс знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к обучению грамоте. Вот этим предстоит заняться Вам, вдумчивым и любящим родителям, в последний перед школой год. А поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она будет Вам лучшей помощницей. Постарайтесь сделать занятия с ребенком привлекательными для него: развивайте его любознательность, память, мышление; будите в нем игровой азарт, станьте его партнером в игре, сотрудничайте с ребенком, но ни в коем случае не принуждайте.

Что же можно посоветовать родителям?

При чтении и в письме существуют как бы 2 пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребенка в теорию, помочь осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое же усвоение лучше всего решать до школы. Советуем начинать  работу со звуковой стороны речи, где все звуки делятся на гласные и согласные. Следует научить ребенка четко выделять и отличать согласные и гласные звуки – это помогает ребенку анализировать звуковой состав слов. Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме, развивает фонематическое восприятие. Этому способствуют игры типа: «Кто больше?» (предложить ребенку отыскать в стихотворении или придумать слова с одним и тем же звуком или придумать слова на заданный звук); «Найди место» (дети должны определить месторасположение данного звука в слове: в начале, середине, в конце); «Какой звук заблудился?», «Как надо сказать правильно?», «Подбери картинку с нужным звуком», «Найди лишнее слово», «Звуковое лото», «Определи количество звуков, слогов в слове»…

Следующий этап – обучение чтению. Знакомство с буквой  - знаком, необходимо через игру. Чтобы пользоваться буквами, ребенок должен ясно представлять, что зашифровано в каждом из 33 графических значков. Поэтому чтение невозможно научить путем заучивания буквы и их звуковому соответствию: сами эти соответствия не просты. Эта тайна заключается в следующем – на мягкость и твердость согласного звука указывает следующая за ним гласная буква. Для того, чтобы прочесть,  «озвучить» согласную, мы забегаем глазами вперед и смотрим на следующую за ней гласную. Это и есть способ слияния согласной с гласной.

Открыть тайну слияния звуков (озвучить буквенные значки) поможет свободное манипулирование звуками, т.е. хорошо развитый фонематический и фонетический слух. На первых порах достаточно узнать гласные и несколько согласных (м, н, л, р, г, к) и научиться читать по слогам. Для этого эффективны такие игры-упражнения: «Доскажи словечко» (ребенок читает один или два слога и догадывается, как звучит слово полностью); «Кто больше?» (с определенным прочитанным слогом придумать как можно больше слов); «Читаем сами», «Угадай игрушку»…

Для запоминания букв полезно поиграть в «Магазин», «Нагружаем машину», «Звуковое лото», «Чудесный мешочек».

  Забавные стихи-путаницы также пригодятся Вам не только для продолжения занятий звуковым анализом, но и для заучивания алфавита. Например: выложите на стол карточки с буквами и попросите ребенка выслушав стих, найти букву, которая сбежала из стиха, сделав его смешным и нелепым.

Для запоминания той или иной буквы, можно попросить ребенка найти ее в газете, журнале, в вывесках и т.д.

Однако, занимаясь играми по грамоте, нельзя забывать и о подготовке руки к письму, ведь это считается одним из  важнейших этапов грамоты. Важно комплексное сочетание темпа и ритма речи с движением глаза и руки. Можно использовать разнообразные упражнения, развивающие пальцы рук, а также лепку, работу с ножницами, с пуговицами, бусинками, косточками, семечками. Широко используйте упражнения типа: «Дорисуй», «Скопируй предмет», «Обведи точки», «Петельки».

Необходимо чтобы при выполнении игры или упражнений, дети должны соблюдать правила, аккуратность и старательность.

Выполнение графического упражнения должно сопровождаться словами. Желательно чтобы они отражали движения, которые совершает рука или тот образ, который рождает это движение. Например: «от себя - к себе, слева – направо, сверху вниз, с горки на горку» и т.д.

Побуждайте детей придумывать подобные приговорки самостоятельно, дайте им возможность пофантазировать.

Предлагаемые игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи, внимания, самоконтроля; могут разбудить в ребенке интерес к слову, к языку, письму, способствуют развитию детской любознательности.

Мы искренне надеемся, что подводя на пороге школы итоги дошкольному обучению и развитию вашего ребенка, вы не станете сожалеть о времени, потраченном на игры в звуки, буквы и слова.

Не стоит сосредотачивать все свои усилия на чтении, пренебрегая другими сторонами психического развития ребенка. К примеру, быстро приближающееся и тревожащее Вас школьное будущее не должно заставить отказаться от игровых форм обучения грамоте. И вообще не спешите изгонять игру из жизни ребенка:

Недоигравший дошкольник – это будущий неуспевающий школьник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-тематический досуг для детей старшего дошкольного возраста «Готовимся к походу»

Главной задачей данного досуга является создание атмосферы радости, веселья, эмоционального благополучия, а так же закрепление пройденного материала....

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «В школу с радостью» Апрель 2018

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «В школу с радостью» Апрель 2018...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Готовим мамочкам печенье – на славу будет угощение»

Цель: формировать у детей знания о правилах приготовления печенья из песочного теста, познакомить с процессом замешивания теста и его выпеканием....

Игровая обучающая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "Готовим винегрет"

Игровая обучающая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "Готовим винегрет"...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «Знакомство с развивающими играми В. В. Воскобовича «Чудо - крестики» и «Прозрачный квадрат»

Консультация по играм В.В. Воскобовича, знакомство с "Чудо крестиками" и "Прозрачный квадрат"Игры Воскобовича  это особенная, самобытная, творческая и очень добрая технология....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Готовим руку к письму» (февраль)

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Готовим руку к письму»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Готовим печенье – мамам угощенье»

Цель: формировать у детей знания о правилах приготовления печенья из песочного теста, познакомить с процессом замешивания теста и его выпеканием.Задачи:1.Учить готовить печенье из теста (замешивать те...