«Важность развития обонятельного и вкусового анализатора для дошкольников с нарушением зрения»
статья по коррекционной педагогике на тему
Любая информация поступает к человеку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами (видами информации). Результатом коррекционной работы, направленной на познание ребенком особых свойств предметов, является обеспечение более точной ориентировки во всем многообразии окружающей действительности, что составляет необходимый фундамент его дальнейшего умственного развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Алёнушка» г. Белебея муниципального района Белебеевский район РБ
Тема семинара «Мобилизация сохранных анализаторов
как средство развития детей дошкольного возраста
с нарушением зрения».
Сообщение на тему:
«Важность развития обонятельного и вкусового анализатора для дошкольников с нарушением зрения»
Подготовила воспитатель: Сагадеева Э.И.
Февраль, 2017 год
Любая информация поступает к человеку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами (видами информации).
Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие, могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Тогда и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.
Нормально видящие люди в своей практической деятельности мало используют обонятельные ощущения. Однако при потере зрения роль обоняния значительно возрастает. Умение пользоваться информацией, полученной при помощи обоняния, расширяет познавательные возможности лиц с нарушением зрения и облегчает пространственную, бытовую и социальную ориентировку.
Вместе с тем многие дети с нарушением зрения, как и нормально видящие, имеют обеднённый запас обонятельных представлений, слабо дифференцируют запахи, не осознают возможностей анализаторных функций органа обоняния. Поэтому педагогам рекомендуется, как можно раньше развивать у детей с нарушением зрения все сохранные анализаторы, используя для этого как специальные коррекционные занятия, так и общеобразовательные.
Рассмотрим логику работы на примере развития обоняния. Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. Однако тонкости этого механизма науке пока неясны. К некоторым ароматам люди привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие.
Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета, путем активного обследования его осязаемых признаков.
Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи:
— развитие осведомленности о различных запахах;
— умение различать простые запахи.
Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).
Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:
1-й этап: знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;
2-й этап: сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;
3-й этап: различение более сложных (составных) ароматов.
Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, колбасы, кофе, лекарства, цветов и др.
На коррекционных занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах:
- запах лука - резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
- запах кофе - ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;
- запах лекарства - неприятный, отталкивающий, горьковатый;
- запах апельсина - свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
На занятиях педагог целенаправленно расширяет спектр различаемых пищевых и непищевых, растительных и иных запахов, особенно тех, с которыми ребенок сам может не встретиться. Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства: цвет, сыпучесть, порошкообразность. Под руководством педагога выясняется, что отличаются они друг от друга тем, что сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ терпкий, сильный, пикантный запах.
Следующим этапом работы является выделение запаха ванилина путем сравнения с контрастными запахами уже знакомых детям продуктов (или веществ, предметов): свежего огурца, лука, испортившейся картофелины, сосновой шишки и др.
Заключительным этапом работы над новым запахом является сравнение его с запахами веществ (предметов, продуктов) той же видовой группы. Если ванилин - это пряность, то сравнение следует вести с запахами других пряностей: корицы, гвоздики, мускатного ореха. Запах розы сравнивается с запахом других цветов, запах земляники — с запахом других ягод и т. д.
Отметим, что на коррекционных занятиях дети учатся выделять и неприятные, отталкивающие запахи, особенно пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др.), что должно приучить их осторожно относиться к таким продуктам. При этом педагог показывает, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, не резко, на расстоянии). В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния.
Например, игра «Определи предмет по запаху». Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.
Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.
«Вспомни, как они пахнут». Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
«Коробочки с запахами». Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.
Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и чётко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.
Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы добавленный аромат четко дифференцировался, например обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него, свежевыстиранный надушенный и не надушенный носовой платок и др. Самыми трудными для дошкольников являются задания на различение запахов натуральных предметов и веществ с искусственно созданным запахом: цветы или духи с цветочным ароматом, апельсин или освежитель воздуха с запахом цитрусовых и др.
При этом отметим, как показывает практика, у отдельных людей функция обоняния может быть понижена или совершенно отсутствовать.
Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Вкус распознается вкусовыми луковичками, в основном расположенными на языке, отчасти на мягком нёбе и задней стенке глотки. Действие растворов химических веществ на вкусовые рецепторы обусловливает формирование вкусовых сигналов, которые передаются в мозг, где анализируются и проявляются ощущениями вкуса. Благодаря этому осуществляется своеобразная оценка качества пищи, ее «желательность» для организма.
Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Педагог должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.
Вкусовые ощущения обычно делятся на солёное, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных, а также результатом одновременного поступления в нервные центры информации от других имеющихся в полости рта рецепторов — обонятельных, болевых, тактильных, температурных. Более чувствительны к кислому края языка, к соленому — самые боковые поверхности краев языка, к сладкому — кончик языка, к горькому — его основание. Наибольшая чувствительность к вкусовым раздражителям отмечается при температуре пищи 37—50 градусов, однако бывают исключения (мороженое, чай).
В процессе развития восприятия вкусовых ощущений дети понимают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних людей и неприятным для других: кто-то любит рыбу, а кто-то не выносит даже ее запаха, так же разнится отношение к тыкве и т. д.
Одновременно они усваивают перечень тех продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, некоторые виды ягод, например, так называемые волчьи ягоды, уксус и др.).
Мы не будем рассматривать работу по различению новых продуктов на вкус, так как она аналогична работе по различению запахов.
Дидактические игры, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений.
«Определи на вкус». Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.
Варианты:
— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;
— ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), молочных продуктов (сметана, кефир).
«Вкусовые банки». Материал: банки, пипетки, ложки. Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.
«Назови вкус продуктов». Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).
Например: - лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;
— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;
— конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
— чеснок горький, неприятный, с резким запахом.
Для формирования обонятельных и вкусовых ощущений, используется преимущественно не дидактический, а естественный материал (продукты, цветы, различные предметы и др.), т. е. в сенсорное воспитание включается ознакомление детей со свойствами реальных предметов. Результатом коррекционной работы, направленной на познание ребенком особых свойств предметов, является обеспечение более точной ориентировки во всем многообразии окружающей действительности, что составляет необходимый фундамент его дальнейшего умственного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».
Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...
Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения
Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребёнку с проблемным зрением познать признаки и свойства окружающего мира. Учёными давно доказа...
Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.
Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных групп ( дети с нарушением зрения)...
Учебно-методический материал "Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения"
Документ, в котором раскрываются особенности развития моторики и осязания у слепых детей. Собрана картотека игр и игровых упражнений....
Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"
Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...
Использование нетрадиционной техники рисования «акварель+соль» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения.
Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений....
Статья: "Значение развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения"
Статья для родителей имеющих детей с нарушением зрения, раскрывающая значимость развития у них осязания и мелкой моторики....