План кружка "Добрые истории"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Гусева Ирина Анатольевна

планирование кружковой работы по развитию связной речи в старшей коррекционно-развивающей группе детского сада компенсирующего вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

План  кружка  « Добрые истории» 

для детей  старшей коррекционно-развивающей группы

Образовательная область " Речевое развитие"

  Составила:  учитель-логопед Гусева И.А.

1. Пояснительная записка.

Формирование связной монологической речи относится к одной из важнейших и сложных задач логопедической работы с детьми с ОВЗ. Решение этой задачи необходимо как для преодоления системного речевого недоразвития детей, так и для их подготовки к предстоящему обучению в школе.

Многие специалисты по исследованию речи детей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) подчеркивают, что полноценное овладение детьми с  НРСХ навыками связной   речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения, поэтому формирование   лексически богатой и правильно грамматически и синтаксически оформленной речи у старших дошкольников   приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений. А проведение   подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей с ОВЗ часто вызывает значительные трудности, как показывает практика. Это обусловлено рядом причин:

—недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического, грамматического) и ограниченными речевыми возможностями детей с ОНР;

—недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи (у детей наблюдаются сложности в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформлении, бедный словарный запас, в свободной речи — смысловые пропуски, аграмматизмы);

—психологическими особенностями детей и наличием у них вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.).

Исходя из вышесказанного, возникает потребность в организации дополнительного обучения   детей выпускной группы в плане развития связной речи  для лучшей социализации и  адаптации к школьной программе. Думаю, кружок «Добрые истории » не только поможет   детям справиться с трудностями формирования монологической речи, но и научит их  размышлять о добре и зле, о хорошем и плохом и поможет в  становлении фундамента для духовно-нравственного воспитания наших детей.  

   

Цель  кружковой работы: Развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста, способствовать их духовно-нравственному воспитанию.

Задачи:

1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения ) .

2. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную  логопедом, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему, составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов   по игрушкам, по предметам, по картинкам) .

3. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).

6. Развивать воображение и творческое мышление, воспитывать в детях добро, взаимоуважение, готовность придти на помощь.  

Предполагаемый результат: хотелось бы научить детей 

  • самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений.
  • быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.
  • самостоятельно или с небольшой помощью  взрослого пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам.  
  • внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.
  • формировать умение слушать товарища, давать оценку его рассказу, сопереживать героям рассказов и сказок.

Содержание кружковой работы:

  В предлагаемой ниже сетке    представлено планирование кружковых  занятий на каждый месяц.

месяц

цель

задачи

сентябрь

Составление описательного рассказа о фруктах с использованием мнемотаблицы

  • систематизировать знания детей о фруктах  ;
  • уточнять, расширять и активизировать словарь детей по  лексической теме
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • стимулировать мыслительную и речевую активность;
  • учить детей использовать мнемотаблицу для составления описательного рассказа

 

октябрь

 Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашёл друзей»

 

  • учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;
  • учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;
  • стимулировать мыслительную и речевую активность;
  • воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к животным.(РИП)

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы.

ноябрь

Придумывание фантастической истории ( сказки) по опорным картинкам «Как подружились лесные  звери»  

— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные леса»;учить детей придумывать фантастические истории (сказки) по опорным предметным картинкам;

  • развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание детей;
  • стимулировать положительные эмоции детей;
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к диким животным леса.(РИП)

Оборудование: предметные картинки: лиса, заяц, белка, еж, гриб, пень, шишка, чаща леса (иллюстрации), мяч.

декабрь

Придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды

  • активизировать словарь детей по теме «Посуда»;
  • уточнить названия предметов посуды и их частей, материалов, из которых сделана посуда;
  • учить детей придумывать рассказы о «волшебных» предметах посуды;
  • развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей.
  • Формировать умение внимательно слушать товарища, давать советы по содержанию «рассказа». (РИП)

Оборудование: самовар (или картинка с изображением самовара), большой платок или салфетка, картинки с изображениями кухонной, столовой и чайной посуды, специальные и призовые фишки  , мяч.

январь

Пересказ рассказа неизвестного автора  «Рождественский ангел»

 

  • уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Новогодние праздники. Рождество»;
  • стимулировать мыслительную и речевую активность;
  • учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки-пиктограммы;
  • развивать у детей произвольное внимание и логическое мышление;
  • воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к окружающим людям. (РИП)

Оборудование: текст рассказа неизвестного писателя «Рождественский ангел», опорные рисунки, символическое изображение сердца (иллюстрация  ).

 

февраль

Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях. «Кем быть?»

  • уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;
  • учить детей составлять творческие рассказы с элементами драматизации;
  • развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.

Оборудование: «волшебный» мешочек, небольшие таблички с надписями: «Стройка» (архитектор, строитель, каменщик, маляр...), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (воспитатель, повар, дворник...) и т.п.; настоящие инструменты людей разных профессий      и призовые -фишки .

март  

 Составление повествовательных рассказов о посещении зоопарка (из личного опыта детей)  «В зоопарке»

  • уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Животные Севера. Животные жарких стран»;
  • учить детей составлять рассказы из личного опыта о посещении зоопарка;
  • развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание детей;
  • стимулировать положительные эмоции детей;
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам. (РИП)

Оборудование: конверты с лежащими в них картинками с изображениями животных Севера и жарких стран (по количеству детей), картинки с символическими изображениями Севера (айсберг и снежинки) и жарких стран (пальмы на острове)[1]; специальные и призовые фишки.  

апрель

Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине и опорному плану.

«Весна пришла»

  • систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях;
  • воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе;
  • уточнить, расширить и активизировать словарь детей по сюжетной картине и опорному картинному плану;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; стимулировать мыслительную и речевую активность детей;
  • воспитывать у детей бережное отношение, любовь к природе.

Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Весна пришла»  , опорный картинный план,   специальные и призовые фишки.  

май

Составление творческих рассказов по представлению от лица рыб «Если бы рыбы могли говорить» (РИП)

  • активизировать словарь по теме;
  • уточнить названия, внешние признаки и строение рыб;
  • упражнять детей в подборе слов-определений к каждой рыбе;
  • развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам родной природы и их обитателям. (РИП)

Оборудование: «волшебный»  мешочек, таблички с названиями видов рыб (пресноводные рыбы, морские рыбы, аквариумные рыбы), картинки с изображениями крупных и мелких пресноводных, морских и аквариумных рыб, опорный картинный план.  

 

 


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Перспективный план "Ознакомление с историей родного города через архитектуру"

План разработан для воспитания у детей любви к родному городу черех знакомство с архитектурой. Каждое занятие знакомит дошкольника с конкретным уголком города....

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...

ПЛАН мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и бытом Кубанского казачества 2010-2011 учебный год

Вашему вниманию предлагается план по ознакомлению с историей и бытом кубанского казачества....

План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга

План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-ПетербургаЦель работы в средней группе по этой теме:подготовка детского сознания к формированию понятия «город, в котором мы ...

План – конспект «История в осеннем лесу»

Осенний праздник «История в осеннем лесу»...