Картотека игр «Развиваем литературные способности»
картотека по коррекционной педагогике на тему

Данилова Ольга Сергеевна

Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольники смогут их раскрыть. В последние годы проблема развития одаренности в детском возрасте становится все более актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

«Развиваем литературные способности»

Подготовила:

педагог -  психолог МБДОУ №105

Данилова О.С.

Доскажи словечко

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это…

(дом)

Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка…

(рысь)

Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?...                                                (петушок)

Подставив солнышку бочок, лежит на грядке…

(кабачок)

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - …

(жираф)

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, 
Скромный полевой цветок, синеглазый…

 (василек) 

«Спинка в веснушках. Ах, как неловко!» – 

И покраснела…                                (божья коровка) 

Доскажи словечко 2

Не колючий, светло-синий, по кустам развешан…  

(иней) 

Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка: 
Куст в колючках, будто еж, вот и назван…

(ежевика) 

Злая, как волчица. Жжется, как горчица! 
Что это за диво? Это же…                          (крапива) 

В колючках еж и ерш, но сразу разберешь: 
Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - …      (ерш)

Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно …               (четыре)

Просит бабушка Аркашу
Из редиски скушать …            (салат)

Во дворе трещит мороз,
Шапку ты надень на …           (голову)

Хоккеистов слышен плач
Пропустил вратарь их …      (шайбу)

 

Загадки-обманки

Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. 

С пальмы вниз, на пальму снова

ловко прыгает… корова

(и никакая не корова, а обезьяна) 

Дочерей и сыновей

учит хрюкать… соловей? (свинья) 

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая ... лисица? (белка) 

Хвост веером, на голове корона.

Нет птицы краше, чем… ворона (павлин) 

В теплой лужице своей

громко квакал… соловей или муравей (лягушка) 

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь) 

Зимой в берлоге видит сон

лохматый, косолапый… слон (снова мишка) 

На заборе поутру

кукарекал… кенгуру (петух) 

Загадки-обманки-2

В чаще, голову задрав,

воет с голоду… жираф (волк) 

Над лесной полянкой ночью

долго слышался кошмар:

ухал, ахал, выл по-волчьи

и пугал зверей… комар (филин) 

По сосне, как в барабан,

застучал в лесу... кабан или баран (дятел) 

Все преграды одолев,

бьет копытом верный… лев (конь) 

По горной круче проходил

обросший шерстью …крокодил (козёл)

Длиннее шеи не найдёшь.

Сорвёт любую ветку …ёж (жираф)

Под луною песню петь

сел на ветку…медведь (соловей)

Фрукты хоботом берёт

 толстокожий …бегемот (слон)

Клубком свернулся – ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий…конь (ёж)

Загадки-обманки-3

К цветку приставишь ухо,

а в нём жужжит, поёт

Старательная…муха (пчела)

 и собирает мёд.

Как в автобусный салон

к маме в сумку прыгнул…слон (кенгурёнок)

Над лесом солнца луч потух,

крадётся царь зверей…петух (лев)

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это … мишка (белка)

Ква-ква-ква — какая песня!

Что быть может интересней,

Что быть может веселей?

А поет вам … соловей (лягушка)

Хвост веером, на голове корона.

Нет птицы краше, чем … ворона (павлин)

Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный … бегемот (пчела)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать … муравей (свинья)

Игры – рифмушки

Игра «Рифмы»

Мы в рифмы играли –  слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу:  на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним  летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

Игра « Добрый слон»

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки»

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей  пушку,

А лошадка – …( хлопушку, погремушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…( мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка,…(далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки:  мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку   и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Рифмы-миниатюры-2

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,

Рифмы-миниатюры-3

Темноты боялся…(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…( жетон).

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

Рифмы-миниатюры-4

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос,

И приятный, звонкий…(голос).

Клич победный издал вождь,

Не помеха ему…(дождь).

Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

Рифмы-миниатюры-5

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

Соловья не слышно трель,

Заглушает её…(дрель).

Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).

Случай приключился раз-

Перевернули медный…(таз).

Рифмы-миниатюры-6

Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

Экзотический фрукт-манго.

Незнакомый танец…(танго).

Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…(русак).

Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала…(кровь).

Привёз корабль спортсменов  в порт,

Отправились они на …(корт).

Рифмы-миниатюры-7

На столе осталась крошка,

Покормила птичек…(Прошка).

Убежали с клумбы розы,

Очень уж колючи…(розы).

Утром выпала роса-

Выходи на луг …(коса).

На скачках выступали кони,

Катали в парке детей…(пони).

Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой…(рот).

На столе лежала пышка-

Запах уловила…(мышка).

В царстве сказок собран бал –

Были там и стар, и …(мал).

Большому начальнику нужна папка,

И, конечно, зимой, обязательно…(шапка).

Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков…(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

Рифмы-миниатюры-8

Испекла Наташа кекс,

Очень любит их наш…(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке…(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).

На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет…(каску).

Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

С неба падала вниз капля,

Не боится её…(цапля).

Не удалась у веры кройка,

Теперь стоит в журнале…(тройка).

Мила сделала салат,

Постирала свой…(халат).

Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

Рифмы-миниатюры-9

Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

Замедляя время ход,

От нас уходит старый…(год).

Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

Что ребята затевают драки,

Не верьте! Это просто -…(враки).

Бегал на лугу щенок,

Сплела Лена для него…(венок).

Жил на свете великан,

И у него был…(пеликан).

Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

Называет Иру папочка:

« Моя дочка -…(лапочка)».

Рифмы-миниатюры-10

Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

Любят сериалы киски,

Покупают в « Треке»…(диски).

Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко…(губы).

Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

Игра «Подбери рифму»


Подберите несколько изображений таким образом, чтобы они образовывали рифмованные пары. Например, мак-рак, мишка-шишка, подушка-погремушка, картошка-гармошка, баран-барабан.

Предложите ребенку разобрать картинки парами. Помогайте ему, перебирайте карточки, пробуйте рифмовать их друг с другом, убирая в сторону неподходящие варианты. Начинайте с 3-4 пар, постепенно увеличивая количество. Поощряйте ребенка самостоятельно придумывать рифмы к словам на картинках.

Игра «Придумай рифму»


Вы называете слово, а ребенок сам придумывает к нему рифму. В качестве усложнения называйте

определенную часть речи, и рифму нужно придумать той же части речи.


Игра «Придумай двустишие»


Когда ребенок уже хорошо подбирает рифмованные слова, попробуйте сочинить двустишие по такому алгоритму:
«Жил-был кто-то и был похож на что-то»
Например: Жил был мишка, и был похож на шишку
Поощряйте творчество ребенка, пусть он переставляет местами или добавляет слова:
«Жил был мишка, он был коричневый, как шишка» «Жил был мишка, он любил собирать шишки»

Игры на словесные ассоциации

Ассоциации по контрасту

Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.

  1. Высокий/низкий.
  2. Далёкий/близкий.
  3. Толстый/тонкий (худой).
  4. Сладкий/кислый.
  5. Злой/добрый.
  6. Слабый/сильный.
  7. Хороший/плохой.
  8. Сырой/варёный.
  9. Длинный/короткий.
  10. Чёрный/белый.
  11. Тонуть/выплывать.
  12. Кричать/молчать.
  13. Бросать/ловить.
  14. Радость / печаль (грусть)
  15. Тепло / холодно

Ассоциации по сходству

Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.

  1. Арбуз/ мяч.
  2. Голова/ шар.
  3. Груша/ треугольник.
  4. Солнце/ одуванчик.
  5. Горбы верблюда /горы.
  6. Заснеженное поле/ белое покрывало.
  7. Фонтан/ дождь.
  8. Ботинки /ноги.
  9. Замёрзшая река/ зеркало.
  10. Лужа/ океан.
  11. Цветущий луг/ ковёр.
  12. Небо/ голубая чаша.
  13. Пушинки одуванчика/ вертолёт.
  14. Телевизор / окно.
  15. Конус / колпак
  16. Коромысло / радуга
  17. Светлчки / звездочки

Ассоциации по смежности в пространстве/времени

  1. Зима/снегопад.
  2. Осень/листопад.
  3. Весна/цветение первоцветов (подснежников).

Здесь можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов. На одном из занятий по ориентировке во времени подготовишки получили задание назвать как можно больше «зимних» слов – ассоциаций к слову «зима». Список получился внушительный.

Задачу усложняем соблюдением условия: называть то, что бывает только зимой.

Ассоциации причины – следствия.

  1. День/светло.
  2. Дождь/лужи.
  3. Вода/мокрый.
  4. Микробы/болезнь.
  5. Солнце/капель.
  6. Капель/весна.
  7. Физкультура/здоровье.
  8. Солнце/свет, тепло, жизнь, загар.

Это основные виды ассоциаций.

Дополнительно к ассоциациям можно отнести:

  1. Обобщение: одуванчик/цветы, табуретка/мебель, простыня/постельное бельё, торшер/электроприборы, корова/домашние животные, яблоко/фрукты, морковка/овощи, банка/посуда.
  2. Подчинение: цветы/астры, мебель/лавка, посуда/тарелка, головные уборы/панама, животные/обезьяна, игрушки/самокат, транспорт/телега.
  3. Дополнение: тетрадь/ручка, палитра/краски, парта/ученик, суп/ложка, огород/ картошка, мать/ребёнок.

Игра «Какого слова не хватает»

Инструкция. Я скажу два слова, а ты добавь к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Например, я скажу: вечер, еда. Как их связать? Вечером едят. Как называется еда вечером? Ужин. Значит третье слово будет «ужин». Получается цепочка: вечер, еда, ужин.

  1. Родственники, карандаш (письмо).
  2. Книга, вагон (чтение, забывчивость).
  3. Праздник, почта (открытка).
  4. Перо стихи (поэт).
  5. Огород, пашня (трактор).
  6. Масло, торт (крем).
  7. Бусы, хоровод (наряд, украшение).

Если ребёнок затрудняется в придумывании предложений (что часто у речевиков, детей  с другими нарушениями), третьим словом можно брать действие: кукла, девочка (играть).

Игра «Хвостик к слову»

Мы адаптируем название к возрасту наших воспитанников, дополнительно внося образ. Как думаете, что могут представить себе дошколята старшего возраста? Мышку с хвостиком: чем больше слов, тем хвостик длиннее. Паровозик с вагонами: больше слов – длиннее состав. Бусы, хоровод….

Ход игры такой. Выбираете предмет или явление и предлагаете детям назвать как можно больше связанных с темой слов. Желательно их записывать, чтобы потом установить связь слова и ассоциации. Если детей двое и более, вносим соревновательный момент: у кого хвостик длиннее.

Пример: весна. Инструкция: назови все знакомые тебе слова, относящиеся к весне. Диалог:

  • Весна – подснежник.
  • Почему подснежник?
  • Потому что весной растут подснежники.

Игра «Хвостик к слову» (продолжение)

Чем лучше навык поиска ассоциаций, тем сложнее слова можно предлагать. Скажем, исходное слово «отпуск». Наши северные дети знают в нём толк, ждут его, потому что отправятся в путешествие. Но «отпускных» ассоциаций у них немного. Играя с ребёнком (по очереди), введите новые слова: пассажир, попутчик, кондуктор и прочее.

Игра «Что подходит?»

Инструкция. Я назову слова, а ты скажи к каким другим словам они подходят.

  1. Лёгкий/пушистый.
  2. Светлый/деревянный.
  3. Разноцветный/душистый.
  4. Горький/полезный.
  5. Тёмный/горячий.
  6. Сладкий/молочный.
  7. Любимый/маленький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие фантазии и литературных способностей

Игры и упражнения на развитие фантазии и литературных способностей...

ПРОЕКТ СОПРВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСКИМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ «Юные дарования»

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. ...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ "Развитие у детей литературных способностей через рифмотворчество

Данные методические рекомендации помогут педагогам овладеть технологией обучения дошкольников рифмованию слов и использовать предложенный материал в  своей пракической деятельности....

Игры и упражнения на развитие фантазии и литературных способностей

Игры и упражнения на развитие фантазии и литературных способностей...

Педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста

     Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольн...

Консультация для педагогов «Педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста»

     Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольн...