Методические рекомендации для педагогов ДОУ "Развитие у детей литературных способностей через рифмотворчество
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Дворяшина Елена Леонидовна

Данные методические рекомендации помогут педагогам овладеть технологией обучения дошкольников рифмованию слов и использовать предложенный материал в  своей пракической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.metodicheskie_rekomendatsii.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ручеек»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Развитие у детей литературных способностей через  рифмотворчество»

                                                                                  Разработала:  Дворяшина Е.Л.,

 воспитатель первой квалификационной категории

                                                             

Тамбов   2018 год

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации помогут педагогам овладеть  технологией обучения дошкольников рифмованию слов  и использовать предложенный материал в своей практической деятельности. 

Цель: профессионально-педагогическое совершенствование педагогов.

     Русский язык — это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков. / Французский литератор Проспер Мериме

     Детство – то время, когда  овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка. Именно в дошкольном возрасте  возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому работа над обогащением речи детей насыщения ее литературными поэтичными словами должна начинаться с самых истоков детства.

   Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

    Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении.

    К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки,  потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

       Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

    Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.                   Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Поэтому именно этот возраст благоприятен  для развития у  дошкольников способностей к  рифмованию слов.

Технология развития у старших дошкольников способностей к рифмованию слов

Цель: развитие литературных способностей старших дошкольников через рифмотворчество.

Задачи

  • Развивать практические навыки в подборе рифмованных слов, основываясь на чувство интуиции.
  • Учить составлять двустишие, опираясь на данные воспитателем рифмованные слова.  
  • Воспитывать внимательное отношение к родному языку и умение видеть красоту и большие возможности в реализации своих творческих речевых способностей.                                                        

Концептуальные положения

  • Рифмотворчество – способ развития литературных способностей детей.  
  • Рифмотворчество основано на формировании интуитивного
  • чувства на звуковую природу слов.
  • Интуитивное чувство рифмования слов последовательно развивается через активизацию речевой деятельности по выделению, подбору, а затем самостоятельному придумыванию сочетающихся по звучанию слов.

Особенности содержания

        Данная технология направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста литературных способностей, в ходе которых формируется интеллект ребенка, обогащается его словарный запас, развиваются творческое мышление, фантазия, воображение. Суть этой работы в формировании чувства интуиции на подборе рифмованных слов и знакомстве со стихосложением. Участвуя в данном виде деятельности, ребенок постигает языковые закономерности родной речи. Дошкольник учится видеть красоту и богатство родного языка. Интерес к работе над словом, сформированный в ходе данной работы с детьми, поможет воспитанию у будущего школьника вдумчивого и внимательного отношения к родному русскому языку.

Результаты деятельности

  При использовании данной технологии у дошкольников старшего возраста формируются компетентности:

  • Языковая

- умение подбирать синонимы и антонимы;

- использование в речи сравнительные обороты.

  • Интеллектуальная

- умение понимать значение пословиц  и поговорок;

- использование знаний об окружающем при стихосложении.

  • Рифмотворческая

- умение выделять, подбирать и придумывать рифмованные слова;

- умение составлять двустишия

Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.   Это интересная игра способствует развитию интеллекта, творческого мышления, фантазии и воображения. Суть ее заключается в том, что ребенок, не зная определенных основ стихосложения и практических навыков, подбирает слова, основываясь лишь на собственном чувстве интуиции.     Заниматься можно как с группой детей, так и с одним, начиная с трех лет.    Желательно, чтобы ребятишки уже были знакомы со стихами, хорошо, если знают наизусть какие-либо из них, словом, имеют первоначальное представление о рифмах.         На знакомство с рифмами, как на усвоение любого иного знания, потребуется определенное время, которое зависит от возраста, способностей ребенка и многих других факторов.  

Вводная часть состоит из прочтения каких-либо стихотворных произведений. «Введите» ребенка в игру, прочитав ему какое-то знакомое стихотворение, пусть он настроится. Затем предложите ему продолжить какую-либо стихотворную фразу. Делайте это с фразой, наиболее красочной и уже знакомой ребенку, ведь у детей очень хорошо развита память, они могут запомнить стих с первого раза. Используйте произведения классиков детской литературы – Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, вспомните сказки Александра Пушкина, русские народные. Дети, кстати, очень хорошо запоминают короткие русские народные сказки и продолжают их, основываясь на собственной памяти и интуиции.

 «Складно – нескладно»

Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребенка с понятиями «Рифма», «складно», «нескладно».

Начните рассказывать известное  малышу  стихотворение, переставляя слова или заменяя конечные слова другими, например,

                Наша Таня громко плачет,  

                Уронила в речку куклу…

Наверняка ребенок возмутится и воскликнет: «Нет! Мячик!» А вы продолжите:

                Тише, Танечка, не плачь,

                Не утонет в речке кукла…

Выслушайте ребенка, искренне удивитесь: « Ой, а правда ведь, так, как говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось складно!»

Точно также можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами –подсказками:

                На шесте дворец,

                Во дворце певец,

                А зовут его…воробей! (скворец)

«Нет, скворец!» - спорит ребенок. «А воробей разве не подходит? И правда, нескладно получается…  

После этого можете приступать к основной части игры. Задумайте несложное слово, имеющее несколько простых рифм, и загадайте его ребенку. Например, «кошка – окошко – сережка». Иногда дети «не попадают» в общие закономерности игры и произносят абсолютно не подходящие слова. Не нужно ругать ребенка, напомните ему знакомые рифмы, чтобы он почувствовал законы стихосложения. Именно почувствовал, а не понял,  ребенку невозможно объяснить научные термины.                                                                      Игру можно разнообразить, подключая других членов семьи или друзей малыша.

Следующий этап работы заключается в создании лимериков. Лимерик-это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек. Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль  берёт воспитатель.

  1. строчка – Жил-был (объект)
  2. строчка -  Какой? (указание на свойства объекта)
  3. строчка – Что делал? (действие или взаимодействие с другими)
  4. строчка -  С кем общался?
  5. строчка – Вывод

Правила составления рифмованных текстов с усложнением:

  • Стихотворение составляем из пяти строчек.
  • Первая и вторая строчки рифмуются между собой.
  • Третья и четвёртая строки рифмуются между собой.
  • Пятая строчка –это вывод, он не рифмуется.
  • После того, как составили стихотворение, придумываем ему название.

Для следующего этапа работы необходимо научить ребёнка  подбирать рифмы к разным частям речи: глагол, существительное, прилагательное, наречие.

Глаголы : играли-моргали и т.д. Прилагательные: красивый- игривый и т.д.

Наречия: широко-высоко.

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«Рифмовочки»

Учить подбирать рифмы к словам

В эту игру с ребенком вы можете играть по дороге домой. Просто подбирайте вместе рифмы к словам,

обозначающим предметы, которые вы видите перед собой, или просто абсолютно к любым словам.Например: Песок-носок, ветка-детка, врач-грач,  ухо-сухо.Сначала больше придется подбирать рифмы вам, ребенок только будет придумывать слова, но потом уже вы сможете предлагать слова по очереди.

«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.
Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«О ком? О чем?» Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.

Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

  1. О каком объекте идет речь?
  2. Какими признаками наделен объект?
  3. Какие действия он совершал?
  4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.).

«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала).
Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.
Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.
ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща.
Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».
Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей.

«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.
Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем»

Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы.Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»...

Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»

Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...