Методические рекомендации для педагогов ДОУ "Развитие у детей литературных способностей через рифмотворчество
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Данные методические рекомендации помогут педагогам овладеть технологией обучения дошкольников рифмованию слов и использовать предложенный материал в своей пракической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.metodicheskie_rekomendatsii.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ручеек»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Развитие у детей литературных способностей через рифмотворчество»
Разработала: Дворяшина Е.Л.,
воспитатель первой квалификационной категории
Тамбов 2018 год
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации помогут педагогам овладеть технологией обучения дошкольников рифмованию слов и использовать предложенный материал в своей практической деятельности.
Цель: профессионально-педагогическое совершенствование педагогов.
Русский язык — это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков. / Французский литератор Проспер Мериме
Детство – то время, когда овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка. Именно в дошкольном возрасте возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому работа над обогащением речи детей насыщения ее литературными поэтичными словами должна начинаться с самых истоков детства.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении.
К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.
Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.
Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека. Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Поэтому именно этот возраст благоприятен для развития у дошкольников способностей к рифмованию слов.
Технология развития у старших дошкольников способностей к рифмованию слов
Цель: развитие литературных способностей старших дошкольников через рифмотворчество.
Задачи
- Развивать практические навыки в подборе рифмованных слов, основываясь на чувство интуиции.
- Учить составлять двустишие, опираясь на данные воспитателем рифмованные слова.
- Воспитывать внимательное отношение к родному языку и умение видеть красоту и большие возможности в реализации своих творческих речевых способностей.
Концептуальные положения
- Рифмотворчество – способ развития литературных способностей детей.
- Рифмотворчество основано на формировании интуитивного
- чувства на звуковую природу слов.
- Интуитивное чувство рифмования слов последовательно развивается через активизацию речевой деятельности по выделению, подбору, а затем самостоятельному придумыванию сочетающихся по звучанию слов.
Особенности содержания
Данная технология направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста литературных способностей, в ходе которых формируется интеллект ребенка, обогащается его словарный запас, развиваются творческое мышление, фантазия, воображение. Суть этой работы в формировании чувства интуиции на подборе рифмованных слов и знакомстве со стихосложением. Участвуя в данном виде деятельности, ребенок постигает языковые закономерности родной речи. Дошкольник учится видеть красоту и богатство родного языка. Интерес к работе над словом, сформированный в ходе данной работы с детьми, поможет воспитанию у будущего школьника вдумчивого и внимательного отношения к родному русскому языку.
Результаты деятельности
При использовании данной технологии у дошкольников старшего возраста формируются компетентности:
- Языковая
- умение подбирать синонимы и антонимы;
- использование в речи сравнительные обороты.
- Интеллектуальная
- умение понимать значение пословиц и поговорок;
- использование знаний об окружающем при стихосложении.
- Рифмотворческая
- умение выделять, подбирать и придумывать рифмованные слова;
- умение составлять двустишия
Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Это интересная игра способствует развитию интеллекта, творческого мышления, фантазии и воображения. Суть ее заключается в том, что ребенок, не зная определенных основ стихосложения и практических навыков, подбирает слова, основываясь лишь на собственном чувстве интуиции. Заниматься можно как с группой детей, так и с одним, начиная с трех лет. Желательно, чтобы ребятишки уже были знакомы со стихами, хорошо, если знают наизусть какие-либо из них, словом, имеют первоначальное представление о рифмах. На знакомство с рифмами, как на усвоение любого иного знания, потребуется определенное время, которое зависит от возраста, способностей ребенка и многих других факторов.
Вводная часть состоит из прочтения каких-либо стихотворных произведений. «Введите» ребенка в игру, прочитав ему какое-то знакомое стихотворение, пусть он настроится. Затем предложите ему продолжить какую-либо стихотворную фразу. Делайте это с фразой, наиболее красочной и уже знакомой ребенку, ведь у детей очень хорошо развита память, они могут запомнить стих с первого раза. Используйте произведения классиков детской литературы – Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, вспомните сказки Александра Пушкина, русские народные. Дети, кстати, очень хорошо запоминают короткие русские народные сказки и продолжают их, основываясь на собственной памяти и интуиции.
«Складно – нескладно»
Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребенка с понятиями «Рифма», «складно», «нескладно».
Начните рассказывать известное малышу стихотворение, переставляя слова или заменяя конечные слова другими, например,
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку куклу…
Наверняка ребенок возмутится и воскликнет: «Нет! Мячик!» А вы продолжите:
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке кукла…
Выслушайте ребенка, искренне удивитесь: « Ой, а правда ведь, так, как говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось складно!»
Точно также можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами –подсказками:
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…воробей! (скворец)
«Нет, скворец!» - спорит ребенок. «А воробей разве не подходит? И правда, нескладно получается…
После этого можете приступать к основной части игры. Задумайте несложное слово, имеющее несколько простых рифм, и загадайте его ребенку. Например, «кошка – окошко – сережка». Иногда дети «не попадают» в общие закономерности игры и произносят абсолютно не подходящие слова. Не нужно ругать ребенка, напомните ему знакомые рифмы, чтобы он почувствовал законы стихосложения. Именно почувствовал, а не понял, ребенку невозможно объяснить научные термины. Игру можно разнообразить, подключая других членов семьи или друзей малыша.
Следующий этап работы заключается в создании лимериков. Лимерик-это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек. Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт воспитатель.
- строчка – Жил-был (объект)
- строчка - Какой? (указание на свойства объекта)
- строчка – Что делал? (действие или взаимодействие с другими)
- строчка - С кем общался?
- строчка – Вывод
Правила составления рифмованных текстов с усложнением:
- Стихотворение составляем из пяти строчек.
- Первая и вторая строчки рифмуются между собой.
- Третья и четвёртая строки рифмуются между собой.
- Пятая строчка –это вывод, он не рифмуется.
- После того, как составили стихотворение, придумываем ему название.
Для следующего этапа работы необходимо научить ребёнка подбирать рифмы к разным частям речи: глагол, существительное, прилагательное, наречие.
Глаголы : играли-моргали и т.д. Прилагательные: красивый- игривый и т.д.
Наречия: широко-высоко.
Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации |
«Рифмовочки» Учить подбирать рифмы к словам | В эту игру с ребенком вы можете играть по дороге домой. Просто подбирайте вместе рифмы к словам, обозначающим предметы, которые вы видите перед собой, или просто абсолютно к любым словам.Например: Песок-носок, ветка-детка, врач-грач, ухо-сухо.Сначала больше придется подбирать рифмы вам, ребенок только будет придумывать слова, но потом уже вы сможете предлагать слова по очереди. |
«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова. | Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. |
«О ком? О чем?» Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. | Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:
Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя. |
«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. | Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.). |
«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). |
«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. | Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. |
«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. |
«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. | Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. |
«Сочиним стишок и его запишем» | Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы.Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов «ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»
«ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»...
Методические рекомендации для педагогов «Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста»
«Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ ДЕТЕЙ"
МАТЕРИАЛ О РАЗВИВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ...
Методические рекомендации для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Рекомендации дл педагогов ДОУ...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»...
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...