Трудовое воспитание умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Дешина Наталья Владимировна

Содержание и методы трудового воспитания умственно отсталых  дошкольников на первоначальном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deshina_n.v._prezentatsiya.pptx80.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудовое воспитание умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях. Гаврилушкина О.П ., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Выполнила :Дешина Наталья Владимировна

Слайд 2

В специальных дошкольных учреждениях уделяется большое внимание трудовому воспитанию умственно отсталых детей. В соответствии с программой у них воспитываются: заинтересованное отношение к элементарным видам детского труда, положительное отношение к труду взрослых , настойчиво прививают навыки самостоятельной посильной трудовой деятельности.

Слайд 3

Значение планомерного трудового воспитания, осуществляемого в дошкольном возрасте , заключается в том, что оно оказывает положительное коррекционное и развивающее воздействие на формирование нравственного облика умственно отсталого ребенка, способствует возникновению у него таких ценных личностных качеств, как: коллективизм, взаимопомощь , сознательное отношение к порученному делу. Умственно отсталые дети начинают понимать пользу труда для благополучной жизни семьи , коллектива, в котором они живут. Трудовая деятельность положительно сказывается и на их интеллектуальном развитии, в частности эффективно способствует формированию у них таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное .

Слайд 4

Содержание и методы трудового воспитания умственно отсталых дошкольников на первоначальном этапе Трудовое воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста начинается с воспитания у них навыков самообслуживания. При поступлении в специальное дошкольное учреждение дошкольники- олигофрены обнаруживают порой полную беспомощность в самообслуживании , весьма слабо владеют культурно-гигиеническими навыками. Важно не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть, умываться, одеваться и раздеваться , но и вселить в них уверенность в том, что они могут делать все это хорошо, заслуживая одобрение взрослых. Для того, чтобы труд по самообслуживанию понравился умственно отсталому ребенку, доставлял ему радость, воспитатель должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и возможности.

Слайд 5

Необходимо вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваться поставленной цели , и тогда умственно отсталые дошкольники вполне овладевают разнообразными формами труда по самообслуживанию. В соответствии с учебным планом специальные занятия по труду проводятся воспитателем два раза в неделю, во вторую половину дня, со всей группой. У умственно отсталых дошкольников следует формировать культурно-гигиенические навыки во время еды: умение самостоятельно и аккуратно есть , правильно держать ложку, пользоваться салфеткой и т.д. Обязательно следует обращать внимание и показывать, как надо вести себя за столом, чтобы не проливать пищу на скатерть, не мешать товарищам .

Слайд 6

Наибольшую трудность представляет для умственно отсталых малышей усвоение последовательности действий при одевании и раздевании. Облегчить им эту задачу помогут дидактические игры типа "Оденем куклу на прогулку", рассматривание серии сюжетных картинок, на которых изображено, как дети или куклы одеваются и раздеваются. В ходе обучения воспитатель оказывает каждому ребенку необходимую помощь , особенно при: застегивании пуговиц, завязывании шарфов, шнуровке обуви . По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель сокращает в этом свое непосредственное участие, переходя к напоминанию о порядке выполнения действии. Очень важно, чтобы воспитатель всегда замечал даже небольшие достижения детей, хвалил за старание , радовался их успехам.

Слайд 7

Расширять представления детей о различных формах самообслуживания , формировать заинтересованное отношение к труду взрослых , желание самим выполнять ту или иную работу нужно на специальных занятиях, в ходе которых они наблюдают за трудом в быту окружающих людей, старших детей, рассматривают иллюстрации и картины. На втором году обучения продолжается целенаправленная систематическая работа по формированию у детей различных форм самообслуживающего труда. На протяжении первого полугодия два раза в неделю воспитатель проводит занятия, на которых знакомит детей с разнообразными видами самообслуживающего труда. Следует обязательно поощрять стремление детей оказать помощь товарищу . Начиная со второго полугодия второго года обучения одно занятие в неделю проводится по самообслуживанию, второе - по ручному труду. В процессе занятий эффективно происходит: совершенствование моторной сферы детей-олигофренов, системы зрительно-двигательных координаций, мелкой моторики рук, Сочетаемости движений .

Слайд 8

Непозволительно привлекать умственно отсталых дошкольников первых двух лет обучения к столярным и слесарным работам, которые не достигают необходимых развивающих и коррекционных целей; использование молотка , клещей , рубанка , стамески может оказаться небезопасным для малышей. На втором году обучения воспитатель знакомит детей со свойствами бумаги, демонстрирует способы работы с ней, показывает готовые поделки. Заинтересовав детей, он начинает их обучать изготовлению самых простых вещей : конвертов, закладок, кошельков, альбомов и т.п. На занятиях широко применяется поэлементный показ, сопряженные и отраженные действия , используются прямые и косвенные инструкции по каждому этапу работы. На занятиях по ручному труду широко используются и разнообразные материалы : желуди, шишки, береста, солома. Необходимо привлекать умственно отсталых дошкольников к выполнению элементарных трудовых поручений: поставить в шкаф карандашницу , поднять и положить на место тетрадь или книгу , собрать игрушки перед уходом на прогулку, раздать листки бумаги и карандаши и т.п .

Слайд 9

Постепенно характер трудовых поручений становится более сложным: полить комнатные цветы; правильно , в нужном порядке расставить игрушки; вымыть мыльницы и поставить их на место; покормить рыбок; подмети веранду после прогулки и др . Таким образом воспитатель готовит умственно отсталых детей к дежурству, требующему выполнения целого ряда поручений. Каждый раз, после того как ребенок выполнит поручение, воспитатель должен поблагодарить его, сказать, что он хороший помощник .

Слайд 10

Основные направления работы по трудовому воспитанию умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте умственно отсталые дети оказываются способными к выполнению более сложных обязанностей по самообслуживанию ; самостоятельно и аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, правильно, в достаточно быстром темпе раздеваться и одеваться. Необходимо , чтобы дети научились убирать за собой постель (только в случае необходимости прибегая к помощи взрослого ). Воспитатель приучает умственно отсталых дошкольников следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком и расческой , замечать перед зеркалом неполадки в своем внешнем облике. Необходимо сформировать привычку быть подтянутым, аккуратно и чисто одетым .

Слайд 11

Занятия по ручному труду проводятся в старшей и подготовительной группах трижды в неделю: два из них посвящаются ручному труду, одно - хозяйственно-бытовому. В группах вводятся обязательные дежурства детей. Вводить дежурства следует постепенно. Вначале воспитатель назначает наиболее сильных, ловких детей дежурными по столовой : их работа явится своеобразным образцом для всех остальных . Во второй половине учебного года наряду с дежурством по столовой может быть введено дежурство по спальне, в уголке живой природы. Каждый раз, назначая на дежурство, воспитатель выясняет, как ребенок представляет себе последовательность работы, какие материалы и инструменты нужны для ее выполнения.

Слайд 12

Воспитанникам старшей и подготовительной групп следует прививать самостоятельность, стремление содержать свои вещи в надлежащем порядке, вовремя устранять возникший беспорядок: почистить одежду и обувь, пришить пуговицу, починить игрушки и книги. Обязательно старшие дошкольники принимают участие в ежедневной уборке группового помещения: п ротирают мебель, моют игрушки, подметают пол и т.д В трудовом воспитании детей старших групп особое значение имеет их совместный со взрослыми труд. Привлекая детей к совместному труду , необходимо учитывать их индивидуальные склонности , помнить о различной направленности интересов мальчиков и девочек.

Слайд 13

Возросшие возможности умственно отсталых дошкольников позволяют привлекать их к разнообразному труду в природе : вскапыванию почвы, посеву семян, уходу за растениями. Важнейшим аспектом трудового воспитания умственно отсталых дошкольников старшего возраста является формирование положительного отношения к труду взрослых. Особое внимание должно быть уделено ознакомлению с трудом людей разных профессий. Рассматривая старший дошкольный возраст как период, в котором должны активно формироваться предпосылки предстоящей учебной деятельности , следует усилить внимание к трудовому воспитанию детей. Значительные коррекционные возможности, заложенные в детской трудовой деятельности , позволяют успешно решать в ходе ее формирования многообразные задачи умственного, физического и нравственного воспитания этих детей.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации...

Умственное развитие детей в дошкольном учреждении

В статье затрагивается тема о умственном развитии детей в дошкольном возрате. Связь умственного воспитания с другими сторонами формирование личности. Рассматривается вопрос умственногго воспитания в п...

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения

Игру недаром называют "ведущей" – именно  благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) в условиях специального учреждения

Аннотация: в статье освещены вопросы организации педагогической работы по формированию у детей с ОВЗ (умственная отсталость) навыков здоровьесбережения....