конспект НОД "Черепахи...Какие они?"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Материал разработан для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы. Игры,задания,эксперименты, представленные в конспекте, помогают воспитанникам закрепить знания о сухопутных и водоплавующих черепахах, о природных зонах "степь", "пустыня", "пруд".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности
для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
Тема: «Черепахи… Какие они?..»
Разработала
Бессонова Оксана Владимировна
учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида №5
«Умка» г. Балаково
Тема: «Черепахи… Какие они?..»
Тип деятельности: непрерывная образовательная деятельность.
Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа.
Приоритетная область: познавательное развитие.
Интегрируемые образовательные области: «социально- коммуникативное развитие», «речевое развитие», « художественно -эстетическое развитие».
Здоровьесберегающие технологии: организация здоровьесберегающей среды в группе, контроль двигательной активности, обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе НОД, зрительная, пальчиковая гимнастика.
Цель: создание условий для познания детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-обеспечить условия для формирования у детей способов простейшего экспериментирования и исследования объектов природы.
- способствовать закреплению знаний о степной и водоплавающей черепахах ( внешний вид, связь окраски и строения тела с естественной средой обитания, средство защиты от врагов, способы передвижения, питание, поведение во время разных сезонов).
- создать условия для знакомства с новыми видами черепах и местах их обитания.
Коррекционно – развивающие:
- обеспечить развитие познавательного интереса; - способствовать формированию умений в установлении простейших связей между внешним видом черепах и средой обитания. - содействовать развитию чувственного познания через зрительный , слуховой и тактильный анализатор восприятия через слушание музыки, чтение стихотворений, просмотра наглядной информации о черепахах.
Коррекционно - воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: черепахам.
-- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Словарная работа: степная, водоплавающая, сухопутная, морская, степь, пустыня, пруд, окружающая среда, аквариум, террариум, питомник, заповедник.
Оборудование и реквизит : Мультимедийное оборудование, экран, звукозаписи («шум ветра»,грустная ,спокойная музыка),видеописьмо,
презентация «Сухопутные черепахи, «Морские черепахи», картинки степной черепашки, разрезная картинка водоплавающей черепахи., игрушки-черепашки по количеству детей, таз с песком , карандаш с одной стороны заостренный, таз с водой, кубик, лодочка-игрушка, макет пустыни, макет скал, карточки с имитацией степной растительности, салфетки, карточки с изображением террариума, песка, опилок, лампы, фруктов, одуванчиков; аквариума, камней, ракушек, островка, рыбы, насекомых; магнитофон; импровизированная река- голубой материал, ширма- импровизированный пруд, аквариум, красноухая черепаха Настя, карточки- запрещение отлова животных и сбора их яиц; строгая охрана на территориях существующих заповедников; искусственное разведение : организация питомников, заповедников, охрана окружающей среды от загрязнений, отказ от предметов, изготовленных из панциря черепах, от деликатесных блюд из черепашьего мяса; карточки-красная книга, предметы, изготовленные из панциря черепахи, повар в ресторане, дорога, по которой едет автомобиль, загрязненное море, полиэтиленовые пакеты на пляже, пушные звери, жилые дома, лекарства; листы бумаги для задания «Соедини цифры», простые карандаши, стулья, расставленные в виде вагончиков поезда, с сигнальными карточками оранжевого, зеленого, желтого цветов для рефлексии, игрушка верблюд, скамейки, расставленные в виде лодки, коврики- камушки.
Предшествующая работа:
-Ряд ознакомительных презентаций про черепах.
-Ряд ознакомительных презентаций о природных зонах: пустыне, степи, реках, морях.
- цикл наблюдений за красноухой черепахой,
- чтение художественных произведений о черепахах;
- разучивание стихотворений о черепахе;
- рассматривание иллюстрации, фотографий о черепахах
-проведение экспериментов с черепахой.
Литература и ссылки:
Развернутый конспект непрерывной образовательной деятельности.
Дети свободно располагаются в группе. Педагог, улыбаясь, входит и обращает внимание детей на себя:
- Ребята, у меня сегодня замечательно начался день- я столько доброго увидела за утро: молодой человек помог женщине вынести коляску для малыша, потом я увидела . как школьница кормила кошек на улице, по дороге в садик мне встречались только приветливые лица – и от этого настроение у меня прекрасное и я хочу поделиться им с вами. Давайте встанем в круг и скажем друг другу что-то хорошее. ( Дети встают в круг и по очереди , обнимая друг друга, говорят приятные слова).
1.-Замечательно, присаживайтесь на ковер. (Дети садятся на ковер, в центре которого расположены карточки с имитацией растительности степи.) Вы все такие приветливые и добрые, поэтому мне захотелось обратиться именно к вам. Дело в том, что моя дочка Кристина передала вам видеописьмо. Вам интересно о чем оно? Тогда внимание на экран. (Зрительная гимнастика-подготовка глаз к восприятию наглядного материала. На экране в середине появляется цветной овал, на котором цвета изменяются плавно один переходит в другой- имитация открытия видеописьма.).
( Педагог включает видеозапись, в которой девочка рассказывает о том, что очень хочет завести черепашку. Но мама ей сказала, чтобы черепашке хорошо жилось у них, сначала надо о ней узнать). 2.–Поможем, Кристине? Совершим доброе дело? ( Да)
-Тогда отправляемся в экспедицию. Нам нужно разделиться на команды- ребята, у которых галстуки зеленого цвета- исследователи степной черепахи, а ребята с синим галстуком- исследователи водоплавующей черепахи. Посмотрите, вот журнал исследований-сюда мы будем собирать информацию о черепахах для Кристины. На страничку с синим кружком-соберем информацию о водоплавующих черепахах, а на страницу с зеленым - о сухопутных. (Педагог демонстрирует «журнал» исследований ) Ребята, а где живут черепахи? (черепахи заселяют почти все природные зоны, кроме Антарктиды). Чтобы нам не заблудиться, мы возьмем с собой карту – непростую. ( Педагог показывает карту в виде черепахи.) Куда мы направимся в первую очередь. Закройте глазки и рукой проведите по поверхности карточки. ( В это время педагог включает вентилятор и теплую струю воздуха направляет на руки детей) ( В степь) ( Педагог переворачивает один узор на панцире черепахи, а под ним изображение степи.)
-Как вы догадались? (потому что ощутили ровную поверхность с травянистой растительностью и дуновение ветра)
-Да, ребята , мы в степи. Посмотрите, а вот и черепаха. Давайте ее рассмотрим. (На слайде появляется степная черепаха).
-Какая это черепаха? (степная)
-Что есть у черепахи?(голова, шея, лапы, хвост, туловище покрыто панцирем?
-Чем покрыты голова и лапы черепахи? (чешуей)
А шея покрыта чешуей? (нет, на ней толстые складки)
-Что вы видите на голове? (маленькие, круглые глаза, по бокам от них –слуховые отверстия, рот черепахи похож на клюв)
-Что есть на лапах (большие, тупые когти, чтобы легче было передвигаться)
-А как двигается черепаха? ( Она ползает)
-Что самое интересное и необычное у черепахи? (панцирь)
-Сколько отверстий в панцире? ( переднее отверстие для головы и передних лап, заднее –для хвоста и задних лап)
-Какой формы панцирь у черепахи? (круглый, выпуклый)
-На что похож? ( на камень, это помогает маскироваться от врагов)
-ребята, почему черепаху называют степной? (Потому что ее природный дом степь)
-Как вы думаете, почему степная черепаха обитает именно в степи? ( Потому что в степи нет гор , холмов, у черепахи неуклюжие лапы и тяжелый панцирь, здесь ей легко передвигаться.)
-Чем питается черепаха? (растениями, их сочными стеблями, листьями и цветами).
-А зубы есть у черепахи? ( нет у нее сильные челюсти).
-Чем питается зимой черепаха? (Зимой черепаха спит, зарывшись в землю)
-Как называется искусственный дом для степной черепахи? ( террариум).
Что есть в террариуме и для чего? (лампа, чтобы под ней черепаха могла погреться, песок или опилки, чтобы она могла закопаться, если захочет спать или спрятаться)
-Если черепаха живет в террариуме , всегда ли она спит зимой? (Нет)
-Как вы думаете, почему? ( Потому что в террариуме есть лампа для обогрева, а когда тепло черепашка не спит).
- А чем мы будем кормить ее зимой ? (кусочками фруктов и овощей).
-А летом? ( травой и одуванчиками)
-Какое это животное ? (травоядное).
-Ребята, а вот и первый конверт с информацией для Кристины ( в конверте карточки с изображением террариума, песка, опилок, лампы, фруктов, одуванчиков). Исследователи сухопутных черепах, поместите карточки с информацией о сухопутной черепашке в журнал исследований.( дети выполняют задание)
3.-Молодцы, ребята. Следующая природная зона нас ждет – куда же мы отправимся теперь-очень интересно. Подойдите, пожалуйста, к столу. (дети встают около стола, на котором стоит таз с песком, накрытый салфеткой). Закройте, ребята глаза, опустите руки в таз. Что вы чувствуете? (песок). В какой природной зоне много песка? (в пустыне) Теперь наш путь лежит через пустыню.(Педагог на карте-черепахе открывает еще один рисунок с изображением пустыни) Как же мы перейдем через нее, ведь по песку очень трудно передвигаться, почему? ( потому что он сыпучий, зыбкий). Кто же нам поможет, как вы думаете, ребята? (верблюд) А почему именно верблюд ,а не лошадь? Давайте проведем эксперимент. ( Педагог берет простой карандаш. С одной стороны заточенный)
- Посмотрите, заточенная сторона карандаша - это ноги лошади, они легко проваливаются в песок, лошади с тонкими копытами трудно передвигаться по песку, а не заточенная сторона карандаша - это широкие копыта верблюда и они практически не проваливаются в песок. Таким образом, верблюду легче передвигаться по песку. ( Достаю игрушку верблюда, дети встают друг за другом, образуя караван, под музыку подходят к макету пустыни, на котором черепаха ползет по песку).
-Ребята, давайте сделаем привал ( дети садятся на ковер ). А вот и черепаха. Как она уверенно ползет по песку благодаря мощным лапам и когтям на них. Чем отличается эта черепаха от степной? ( Цветом панциря). А почему у нее такой цвет панциря? ( она сливается с песком, черепаху трудно заметить, так она спасается от врагов). Ребята здесь еще какой-то конверт. ( Педагог из-за макета пустыни достает конверт красного цвета). Это секретный конверт и его нужно открыть в особенном случае.
А еще в жарких странах живут огромные сухопутные черепахи. На них можно спокойно покататься, если сесть верхом и держать перед мордой на палке привязанные апельсин или банан. (Показ слайдов)
4.-Отдохнули? Отправляемся дальше.( педагог вместе с детьми подходит к импровизированной реке) Посмотрите, перед нами река . ( Педагог открывает еще один узор на панцире черепахи-карты с изображением реки). Как же нам ее переплыть? ( На лодке). Да ребята. А вы знаете, почему лодки обтекаемой формы? (Потому что она помогает легче плыть по воде). Давайте проведем эксперимент- в таз с водой опустим кубик и пластмассовую лодку. Попробуйте провести по воде кубик и лодку , что плывет легче? (Лодка, потому что заостренный нос и обтекаемая форма легче помогают плыть по воде). Действительно. Этому человек научился у природы. Долго наблюдая за рыбами, ведь у них тело тоже обтекаемой формы. Как вы думаете, на что похожи весла? ( На перепончатые лапы водоплавующих птиц) .занимайте места в лодке.
(Педагог включает музыку, дети плывут на лодке, изображая руками греблю веслами)
-Приплыли, высаживаемся на берег.(Дети рассаживаются на «камушках») Посмотрите , ребята, я что-то нашла. Что же это? ( Дети рассматривают части разрезной картинки , на которой изображена водоплавующая черепаха).Давайте соберем части и посмотрим чье это изображение. (дети собирают картинку)
-Кто это, ребята? (Водоплавующая черепаха)
-Чем похожи степная и водоплавующая черепахи? ( хвост,голова,лапы покрыты чешуей, у черепах нет зубов, у них сильные челюсти).
-Хорошо. А чем отличаются эти черепахи? Давайте поиграем в игру « Закончи предложение» Команда исследователей степной черепахи начинают предложение « Панцирь у степной черепахи выпуклый, круглый…, а исследователи водоплавающей черепахи заканчивают его « у водоплавающей- овальный, плоский.
-На лапах у степной черепахи тупые когти и у нее короткий хвост,
- А у водоплавающей острые когти и между пальцами перепонки и длинный хвост).
- Интересно, а для чего нужны перепонки и длинный хвост водоплавающей черепахе? ( Чтобы легче было плавать)
-У степной черепахи лапы с тупыми когтями,
-а лапы водоплавающей черепахи похожи на ласты.
- степная черепаха травоядная,
- а водоплавающая хищница.
-Чем питается водоплавающая черепаха? ( На суше они охотятся на насекомых, а в воде- на мелких рыбешек)
- Степная черепаха живет в степи,
-а водоплавающая - в болотах, прудах, озерах, реках).
- искусственный дом степной черепахи – террариум,
- а у водоплавающей – аквариум.
-А что находиться в аквариуме?( камушки, ракушки, островок, чтобы черепашка могла выползти из воды). Молодцы, а вот и конверт с информацией для Кристины ( В конверте картинки с изображением аквариума, камушков, ракушек, камня-островка, рыбы. насекомых).Исследователи водоплавующей черепахи. Размещайте информацию на своей странице журнала исследований.
-Ребята, есть еще и морские черепахи. Они живут в морях и океанах и весят 100,300,900 кг.и живут как и все черепахи долго. Питаются водными растениями, животными, быстро плавают, работая всеми четырьмя лапами и хорошо ныряют. У всех плавающих черепах лапы похожи на ласты. Рассказ сопровождается показом слайдов).
-Ребята, вы знаете, как появляются черепашата? (Показ картинки-схемы) Черепахи откладывают яйца и закапывают их в теплый песок. Из них появляются маленькие черепашата. Панцирь у них очень тонкий , мягкий, узорчатый. Они являются легкой добычей для лис, волков, хищных птиц и рыб.
5.-Посмотрите, черепашата вылупились из яиц.(Педагог обращает внимание на изображение скорлупы яиц, в которых видны часть тела различных видов черепах на нижней части листа. А на верхней-контурное изображение этих черепашат в растительности, на берегу моря). Давайте, поможем добраться им до безопасного места.( Дети выбирают себе черепашат и прикладывают к соответствующему контуру, называя их).
-Все черепашки в безопасности?Хорошо.
-Ребята, где мы оказались?( перед ребятами макет скал, педагог открывает узор на карте-черепашке с изображением скал. Звучит грустная музыка, на макете скал находятся картины: красная книга, предметы, изготовленные из панциря черепахи, повар в ресторане, дорога, по которой едет автомобиль, загрязненное море, полиэтиленовые пакеты на пляже, пушные звери, жилые дома, лекарства). Почему стало так грустно от этих изображений? ( Они говорят о том, почему черепах становится все меньше)
(Дети рассказывают о каждой картине:
-отлов черепах
-загрязнение среды обитания
- создание транспортных сетей
-сокращение среды обитания черепах вследствие развития сельского хозяйства и жилых районов.
-черепашье мясо — основная причина промысла многих видов черепах человеком
-использование сухопутных черепах на корм животным,
-использование черепах в медицине).
-Как вы думаете, ребята, а что можно предпринять, чтобы черепахи не исчезали? Время открыть наши секретные конверты ( в конвертах знаки, обозначающие меры по охране черепах, дети открывают и рассказывают о каждом из них). (Полное запрещение отлова животных и сбора их яиц; строгая охрана на территориях существующих заповедников; искусственное разведение : организация питомников, заповедников, охрана окружающей среды от загрязнений, отказ от предметов, изготовленных из панциря черепах, от деликатесных блюд из черепашьего мяса).
-Молодцы, ребята. Давайте соберем все картинки с собой и поместим их на отдельной странице нашего журнала для Кристины.
-Мы много собрали информации для девочки, нам нужно сделать фотографии степной и водоплавающей черепашек. Для каждой команды на столах лежат страницы из нашего журнала, на них нужно выложить изображение черепах . Исследователи степной черепашки подойдут к столу с зеленым кружочком, а те ребята, кто изучал водоплавающую черепаху подойдут к столу с синим кружочком. (команды выкладывают из липкой ленты водоплавующую и степную черепах по образцу, сравнивают получившиеся изображения. Находят отличия).
6. -Замечательные получились фотографии , их мы и поместим в наш журнал. Посмотрим на карту-черепашку. У нас осталось последнее место, где мы должны побывать. (Педагог подводит ребят к ширме на которой находится голубая ткань и камыш- импровизированный пруд). Отгадайте загадку:
Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи! -
Это ... пруд
-Да, ребята, это пруд. (Педагог открывает ширму, а за ней в аквариуме находится красноухая черепашка Настя. На камушке - островке находиться листок дерева, на котором написан наказ).
- Это же наша Настя. А это ее наказ :
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый , ребята!
Давайте. Будем беречь планету,
Другой такой на свете нет!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей!
-Прекрасные слова. Будем соблюдать наказ Черепашки?(Да). Как вы думаете нужно его положить в журнал исследований для Кристины? ( Конечно).
7 . -Пора нам, ребята. Возвращаться из экспедиции. Нас ожидает поезд с красивыми разноцветными вагонами. (Педагог с ребятами подходит к импровизированному поезду) В оранжевый вагон стоимость билета «Мне было сегодня интересно узнать, что…» и нужно рассказать что вам было интересно в экспедиции. В зеленый вагон – « Мне было трудно…», а в желтый- « Мне захотелось…». ( ребята занимают вагоны, высказывая свое мнение. Закрывают глаза, педагог включает спокойную музыку- снятие зрительного напряжения ).
-Ну вот мы и вернулись.( дети усаживаются на ковер полукругом). Мы собрали в конверт всю информацию о черепахах. Кристина изучит ее, выберет какую черепашку ей завести, и будет за ней ухаживать. А черепашка – радовать ее. Вы молодцы. Как приятно совершать добрые дела!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....