конспект НОД "Черепахи...Какие они?"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Материал разработан для детей  с нарушением зрения подготовительной к школе группы. Игры,задания,эксперименты, представленные в конспекте, помогают воспитанникам закрепить знания о сухопутных и водоплавующих черепахах, о природных зонах "степь", "пустыня", "пруд".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности

для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

Тема: «Черепахи… Какие они?..»

                                                                            Разработала

                                                                            Бессонова Оксана Владимировна

                                                       учитель-дефектолог

                                                                            МАДОУ «Детский сад

                                                                     комбинированного вида №5

                                                      «Умка» г. Балаково

Тема: «Черепахи… Какие они?..»

Тип деятельности: непрерывная образовательная деятельность.

Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа.

Приоритетная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: «социально- коммуникативное развитие», «речевое развитие», « художественно -эстетическое развитие».

Здоровьесберегающие технологии: организация здоровьесберегающей среды в группе, контроль двигательной активности, обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе НОД, зрительная, пальчиковая гимнастика.

Цель:   создание условий для познания  детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  

-обеспечить условия для формирования у детей способов простейшего экспериментирования и исследования объектов природы.

- способствовать закреплению знаний о степной и водоплавающей черепахах ( внешний вид, связь окраски и строения тела с естественной средой обитания, средство защиты от врагов, способы передвижения, питание, поведение во время разных сезонов).

- создать условия для знакомства с новыми видами черепах и местах их обитания.

Коррекционно – развивающие:

- обеспечить развитие познавательного интереса;                                                                 - способствовать формированию умений в установлении простейших связей между внешним видом черепах и средой обитания.                                                                     -   содействовать развитию чувственного познания через зрительный , слуховой и тактильный анализатор восприятия через  слушание  музыки, чтение стихотворений, просмотра наглядной информации о черепахах.

Коррекционно - воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: черепахам.

-- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания. 

Словарная работа: степная, водоплавающая, сухопутная, морская, степь, пустыня, пруд, окружающая среда, аквариум, террариум, питомник, заповедник.

Оборудование и реквизит : Мультимедийное оборудование, экран, звукозаписи («шум ветра»,грустная ,спокойная музыка),видеописьмо,

презентация «Сухопутные черепахи, «Морские черепахи», картинки степной черепашки, разрезная картинка водоплавающей черепахи., игрушки-черепашки по количеству детей, таз с песком , карандаш с одной стороны заостренный, таз с водой, кубик, лодочка-игрушка, макет пустыни, макет скал, карточки с имитацией степной растительности, салфетки, карточки   с изображением террариума, песка, опилок, лампы, фруктов, одуванчиков; аквариума, камней, ракушек, островка, рыбы, насекомых; магнитофон; импровизированная река- голубой материал, ширма-  импровизированный пруд, аквариум, красноухая черепаха Настя, карточки- запрещение отлова животных и сбора их яиц; строгая охрана на территориях существующих заповедников; искусственное разведение : организация питомников, заповедников, охрана окружающей среды от загрязнений, отказ от предметов, изготовленных из панциря черепах, от деликатесных блюд из черепашьего мяса; карточки-красная книга, предметы, изготовленные из панциря черепахи, повар в ресторане, дорога, по которой едет автомобиль, загрязненное море, полиэтиленовые пакеты на пляже, пушные звери, жилые дома, лекарства; листы бумаги для задания  «Соедини цифры», простые карандаши, стулья, расставленные в виде вагончиков поезда, с сигнальными карточками оранжевого, зеленого, желтого цветов для рефлексии, игрушка верблюд, скамейки, расставленные в виде лодки, коврики- камушки.

Предшествующая работа:

-Ряд ознакомительных презентаций про черепах.

-Ряд ознакомительных презентаций о природных зонах: пустыне, степи, реках, морях.

- цикл наблюдений за красноухой черепахой,

- чтение художественных произведений о черепахах;

- разучивание стихотворений о черепахе;

- рассматривание иллюстрации, фотографий о черепахах

-проведение экспериментов с черепахой.

Литература и ссылки:

  1. https://xmusik.me/q/l_28zrXu5c2R9Yrkt80Xs8mC06Hltvm89rbKpdeJ1Q/
  2. 2.

Развернутый конспект непрерывной  образовательной деятельности.

Дети свободно располагаются в группе. Педагог, улыбаясь, входит и обращает внимание детей на себя:

- Ребята, у меня сегодня замечательно начался день- я столько доброго увидела за утро: молодой человек помог женщине вынести коляску для малыша, потом я увидела . как школьница кормила кошек на улице, по дороге в садик мне встречались только приветливые лица – и от этого  настроение у меня прекрасное и я хочу поделиться им с вами. Давайте встанем в круг и скажем друг другу что-то хорошее. ( Дети встают в круг и по очереди , обнимая друг друга, говорят приятные слова).

1.-Замечательно, присаживайтесь на ковер. (Дети садятся на ковер, в центре которого расположены карточки с имитацией растительности степи.)                      Вы все такие приветливые и добрые, поэтому мне захотелось обратиться именно к вам. Дело в том, что моя дочка Кристина передала вам видеописьмо. Вам интересно о чем оно? Тогда внимание на экран. (Зрительная гимнастика-подготовка глаз к восприятию наглядного материала. На экране в середине  появляется цветной овал, на котором цвета изменяются плавно один переходит в другой- имитация открытия видеописьма.).

( Педагог включает видеозапись, в которой девочка рассказывает о том,  что  очень хочет завести черепашку. Но мама ей сказала, чтобы черепашке хорошо жилось у них,  сначала надо о ней узнать).                                              2.–Поможем, Кристине? Совершим доброе дело? ( Да)

-Тогда отправляемся в экспедицию. Нам нужно разделиться на команды- ребята, у которых галстуки зеленого цвета- исследователи степной черепахи, а ребята с синим галстуком- исследователи водоплавующей черепахи. Посмотрите, вот  журнал исследований-сюда мы будем собирать информацию о черепахах для Кристины. На страничку с синим кружком-соберем информацию о водоплавующих черепахах, а на страницу с зеленым -  о сухопутных. (Педагог демонстрирует «журнал» исследований ) Ребята, а где живут черепахи? (черепахи заселяют почти все природные зоны, кроме  Антарктиды). Чтобы нам не заблудиться, мы возьмем с собой карту – непростую. ( Педагог показывает карту в виде черепахи.) Куда мы направимся в первую очередь.   Закройте глазки и рукой проведите по поверхности карточки. ( В это время педагог включает вентилятор и теплую струю воздуха направляет на руки детей)     ( В степь)                                                                                                                       ( Педагог переворачивает один узор на панцире черепахи, а под ним изображение степи.)

-Как вы догадались? (потому что ощутили ровную поверхность с травянистой растительностью и дуновение ветра)

-Да, ребята , мы в степи.  Посмотрите, а вот и черепаха. Давайте ее рассмотрим.  (На слайде появляется степная черепаха).

-Какая это черепаха? (степная)

-Что есть у черепахи?(голова, шея, лапы, хвост, туловище покрыто панцирем?

-Чем покрыты голова и лапы черепахи? (чешуей)

А шея покрыта чешуей? (нет, на ней толстые складки)

-Что вы видите на голове? (маленькие, круглые глаза, по бокам от них –слуховые отверстия, рот черепахи похож на клюв)

-Что есть на лапах (большие, тупые когти, чтобы легче было передвигаться)

-А как двигается черепаха? ( Она ползает)

-Что самое интересное и необычное у черепахи? (панцирь)

-Сколько отверстий в панцире? ( переднее отверстие для головы и передних лап, заднее –для хвоста и задних лап)

-Какой формы панцирь у черепахи? (круглый, выпуклый)

-На что похож? ( на камень, это помогает маскироваться от врагов)

-ребята, почему черепаху называют степной? (Потому что ее природный дом степь)

-Как вы думаете, почему  степная черепаха обитает именно в степи? ( Потому что в степи нет гор , холмов, у черепахи неуклюжие лапы и тяжелый панцирь, здесь ей легко передвигаться.)

-Чем питается черепаха? (растениями, их сочными стеблями, листьями и цветами).

-А зубы есть у черепахи? ( нет у нее сильные челюсти).

-Чем питается зимой черепаха? (Зимой черепаха спит, зарывшись в землю)

-Как называется искусственный дом для степной черепахи? ( террариум).

Что есть в террариуме и для чего? (лампа, чтобы под ней черепаха могла погреться, песок или опилки, чтобы она могла закопаться, если захочет спать или  спрятаться)

-Если черепаха живет в террариуме , всегда ли она спит зимой? (Нет)

-Как вы думаете, почему? ( Потому что в террариуме есть лампа для обогрева, а когда тепло черепашка не спит).

- А чем мы будем кормить ее зимой ? (кусочками фруктов и овощей).

-А летом? ( травой и одуванчиками)

-Какое это животное ? (травоядное).

-Ребята, а вот и первый конверт с информацией для Кристины ( в конверте карточки с изображением террариума, песка, опилок, лампы, фруктов, одуванчиков). Исследователи сухопутных черепах, поместите карточки с информацией о сухопутной черепашке в журнал исследований.( дети выполняют задание)

3.-Молодцы, ребята.  Следующая природная зона нас ждет – куда же мы отправимся теперь-очень интересно. Подойдите, пожалуйста, к столу. (дети встают около стола, на котором стоит таз с песком, накрытый салфеткой). Закройте, ребята глаза, опустите руки в  таз. Что вы чувствуете? (песок).  В какой природной зоне много песка? (в пустыне) Теперь наш путь лежит через пустыню.(Педагог на карте-черепахе открывает еще один рисунок с изображением пустыни) Как  же мы перейдем через нее, ведь  по песку очень трудно передвигаться, почему? ( потому что он сыпучий, зыбкий). Кто же нам поможет, как вы думаете, ребята? (верблюд) А почему именно верблюд ,а не лошадь? Давайте проведем эксперимент. ( Педагог берет простой карандаш. С одной стороны заточенный)

- Посмотрите, заточенная сторона карандаша - это ноги лошади, они легко проваливаются в песок, лошади с тонкими копытами трудно передвигаться по песку, а не заточенная сторона карандаша - это широкие  копыта верблюда и они практически не проваливаются в песок. Таким образом, верблюду легче передвигаться по песку. ( Достаю игрушку верблюда, дети встают друг за другом, образуя караван, под музыку подходят к макету пустыни, на котором черепаха ползет по песку).

-Ребята, давайте сделаем привал ( дети садятся на ковер ). А вот и черепаха. Как она уверенно ползет по песку благодаря мощным лапам и когтям на них. Чем отличается эта черепаха от степной? ( Цветом панциря). А почему у нее такой цвет панциря?  ( она сливается с песком, черепаху трудно заметить, так она спасается от врагов). Ребята здесь еще какой-то конверт. ( Педагог из-за макета пустыни достает конверт красного цвета). Это секретный конверт и его нужно открыть в особенном случае.

А еще в жарких странах живут огромные сухопутные черепахи. На них можно спокойно покататься, если сесть верхом и держать перед мордой на палке привязанные апельсин или банан. (Показ слайдов)

 4.-Отдохнули? Отправляемся  дальше.( педагог вместе с детьми подходит к импровизированной реке) Посмотрите, перед нами река . ( Педагог открывает еще один узор на панцире черепахи-карты с изображением реки). Как же нам ее переплыть? ( На лодке). Да ребята. А вы знаете, почему лодки обтекаемой  формы? (Потому что она помогает легче плыть по воде). Давайте проведем эксперимент- в таз с водой опустим  кубик и пластмассовую лодку. Попробуйте провести по воде кубик и лодку , что плывет легче? (Лодка, потому что заостренный нос и обтекаемая форма легче помогают плыть по воде). Действительно. Этому человек научился у природы. Долго наблюдая за рыбами, ведь у них тело тоже обтекаемой формы. Как вы думаете, на что похожи весла? ( На   перепончатые  лапы водоплавующих птиц) .занимайте места в лодке.

(Педагог включает музыку, дети плывут на лодке, изображая руками греблю веслами)

-Приплыли, высаживаемся на берег.(Дети рассаживаются на «камушках») Посмотрите , ребята, я что-то нашла. Что же это? ( Дети рассматривают части разрезной картинки , на которой изображена водоплавующая черепаха).Давайте соберем части и посмотрим чье это изображение. (дети собирают картинку)

-Кто это, ребята? (Водоплавующая черепаха)

-Чем похожи степная и водоплавующая черепахи? ( хвост,голова,лапы покрыты чешуей, у черепах нет зубов, у них сильные челюсти).

-Хорошо. А чем отличаются эти черепахи? Давайте поиграем в игру « Закончи предложение» Команда исследователей степной черепахи начинают предложение « Панцирь у степной черепахи выпуклый, круглый…, а исследователи водоплавающей черепахи заканчивают его « у водоплавающей- овальный, плоский.

-На лапах у степной черепахи тупые когти и у нее короткий хвост,

- А у водоплавающей острые когти и между пальцами перепонки и длинный хвост).

- Интересно, а для чего нужны перепонки и длинный хвост водоплавающей черепахе? ( Чтобы легче было плавать)

-У степной черепахи лапы с тупыми когтями,

-а  лапы водоплавающей черепахи похожи на ласты.

- степная черепаха травоядная,

- а водоплавающая хищница.

-Чем питается водоплавающая черепаха? ( На суше они охотятся на насекомых, а в воде- на мелких рыбешек)

- Степная черепаха живет в степи,

-а водоплавающая - в болотах, прудах, озерах, реках).

- искусственный дом степной черепахи – террариум,

- а у водоплавающей – аквариум.

-А что находиться в аквариуме?( камушки, ракушки, островок, чтобы черепашка могла выползти из воды). Молодцы, а вот и конверт с информацией для Кристины ( В конверте  картинки с изображением аквариума, камушков, ракушек, камня-островка, рыбы. насекомых).Исследователи водоплавующей черепахи. Размещайте информацию на своей странице журнала исследований.

-Ребята, есть еще и морские черепахи. Они живут в морях и океанах и весят 100,300,900 кг.и живут как и все черепахи долго. Питаются водными растениями, животными, быстро плавают, работая всеми четырьмя лапами и хорошо ныряют. У всех плавающих черепах лапы похожи на ласты. Рассказ сопровождается показом слайдов).

-Ребята,  вы знаете, как появляются черепашата? (Показ картинки-схемы) Черепахи откладывают яйца и закапывают их в теплый песок. Из них появляются маленькие черепашата. Панцирь у них очень тонкий , мягкий, узорчатый. Они являются легкой добычей для лис, волков, хищных птиц и рыб.

5.-Посмотрите, черепашата вылупились из яиц.(Педагог обращает внимание на изображение скорлупы яиц, в которых видны часть тела различных видов черепах на нижней части листа. А на верхней-контурное изображение этих черепашат в растительности, на берегу моря). Давайте, поможем добраться им до безопасного места.( Дети выбирают себе черепашат и прикладывают к соответствующему контуру, называя их).

-Все черепашки в безопасности?Хорошо.

-Ребята, где мы оказались?( перед ребятами макет скал, педагог открывает узор на карте-черепашке с изображением скал. Звучит грустная музыка, на макете скал находятся картины:  красная книга, предметы, изготовленные из панциря черепахи, повар в ресторане, дорога, по которой едет автомобиль, загрязненное море, полиэтиленовые пакеты на пляже, пушные звери, жилые дома, лекарства). Почему стало так грустно от этих изображений? ( Они говорят о том, почему черепах становится все меньше)

(Дети рассказывают о каждой картине:

-отлов черепах

-загрязнение среды обитания 

- создание транспортных сетей  

-сокращение среды обитания черепах вследствие развития сельского хозяйства и жилых районов.

-черепашье мясо — основная причина промысла многих видов черепах человеком             

 -использование сухопутных черепах на корм животным,

-использование черепах в медицине).

-Как вы думаете, ребята, а что можно предпринять, чтобы черепахи не исчезали? Время открыть наши секретные конверты  ( в конвертах знаки, обозначающие меры по охране черепах, дети открывают и рассказывают о каждом из них). (Полное запрещение отлова животных и сбора их яиц; строгая охрана на территориях существующих заповедников; искусственное разведение : организация питомников, заповедников, охрана окружающей среды от загрязнений, отказ от предметов, изготовленных из панциря черепах, от деликатесных блюд из черепашьего мяса).

-Молодцы, ребята. Давайте соберем все картинки с собой и поместим их на отдельной странице нашего журнала для Кристины.

-Мы много собрали информации для девочки, нам нужно сделать фотографии степной и водоплавающей черепашек. Для каждой команды на столах лежат страницы из нашего журнала, на них нужно выложить изображение черепах . Исследователи степной черепашки подойдут к столу с зеленым кружочком, а те ребята, кто изучал водоплавающую черепаху подойдут к столу с синим кружочком. (команды выкладывают из липкой ленты водоплавующую и степную черепах по образцу, сравнивают получившиеся изображения. Находят отличия).

   6. -Замечательные получились фотографии , их мы и поместим в наш журнал. Посмотрим на карту-черепашку. У нас осталось последнее место, где мы должны побывать. (Педагог подводит ребят к ширме на которой находится голубая ткань  и камыш- импровизированный пруд). Отгадайте загадку:

Пузырьками из воды

 Газ выходит с глубины!

Круглое и голубое,

До краев полно водою,

Над водою камыши,

Что такое? Подскажи! -

Это ...  пруд

-Да, ребята, это пруд. (Педагог открывает ширму, а за ней в аквариуме находится красноухая черепашка  Настя. На камушке - островке находиться листок дерева, на котором написан наказ).

- Это же наша Настя. А это  ее наказ :

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый , ребята!

Давайте. Будем беречь планету,

Другой такой на свете нет!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей!

-Прекрасные слова. Будем соблюдать наказ Черепашки?(Да). Как вы думаете нужно его положить в журнал исследований для Кристины? ( Конечно).

  7 .   -Пора нам, ребята. Возвращаться из экспедиции. Нас ожидает поезд с красивыми разноцветными вагонами. (Педагог с ребятами подходит к импровизированному  поезду) В оранжевый  вагон стоимость билета «Мне было сегодня интересно узнать, что…» и нужно рассказать что вам было интересно в экспедиции. В зеленый вагон – « Мне было трудно…», а в желтый- « Мне захотелось…». ( ребята занимают вагоны, высказывая свое мнение. Закрывают глаза, педагог включает спокойную музыку- снятие зрительного напряжения ).

-Ну вот мы и вернулись.( дети усаживаются на ковер полукругом). Мы собрали в конверт всю информацию о черепахах. Кристина  изучит ее, выберет какую черепашку ей завести, и будет за ней ухаживать.                                                   А черепашка – радовать ее. Вы  молодцы. Как приятно совершать добрые дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....