Дифференциация звуков Ч - Т*
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация Ч – ТЬ.
Цели:
Продолжить знакомство с мягкими, глухими согласными звуками «Ч», «ТЬ».
Учить определять место звука в слове.
Упражнять в различении Ч – ТЬ в словах в произношении и на письме.
Совершенствовать навык чтения слов с различаемыми буквами.
Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко - буквенного анализа и синтеза слов.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
- Кто вспомнит, какие звуки мы различали на предыдущем занятии? (звуки «Ч», «ТЬ»).
- Назовите птиц, в названии которых есть данные звуки. (Грач, чайка, дятел, свиристель, тетерев, рябчик, чиж)
2. Повторение пройденного материала.
А) Различие в артикуляции звуков «Ч», «ТЬ».
- Повторим основные отличия в артикуляции различаемых звуков:
При ТЬ – Губы: несколько растянуты в улыбке;
Язык: кончик языка опущен и упирается в нижние резцы,
передняя часть языка образует смычку с альвеолами,
которая взрывается выдыхаемой струей воздуха.
При Ч – Губы: вытянуты и округлены;
Язык: кончик языка опущен и касается нижних резцов,
передняя часть языка прижата к альвеолам (или верхним
резцам),
средняя часть выгнута по направлению к твердому небу.
Весь язык несколько продвигается вперед при разрыве
смычки.
Б) Различие в звучании.
На чье звучание похожи: «Ч»? (кузнечик стрекочет), «ТЬ»? (часы тикают) – выставляются картинки: «кузнечик» и «часы».
- Звуки «Ч» и «ТЬ» согласные, глухие, мягкие.
- Отличаются ли звуки «Ч», «ТЬ» в звучании и артикуляции? (да). Отличаются ли буквы Ч, Т по написанию? (да). Сегодня мы продолжим их различение в словах в нашем путешествии.
В) Дифференциация Ч – ТЬ в слогах.
- Сыграем в игру «Наоборот» - я назову слог со звуком «ТЬ», а вы заменяете его звуком «Ч» и наоборот. Отвечать нужно по очереди.
Тя – (ча), чи – (ти), оть – (оч), чер – (тер), кать – (кач), чем – (тем).
3. Игра «Путешественники».
На наборном полотне выставлены картинки
названия которых содержат различаемые звуки: ключ, перчатки, ручка, очки, тапочки, обруч, бочка, печка, чашка, чеснок, чайник, настенные часы, зонтик, костюм, ботинки, платье, тетрадь, телевизор, утюг, кровать, картина, терка, сети.
Необходимо разложить предметы, которые действительно можно взять с собой в путешествие на поезде следующим образом:
предметы, содержащие «Ч» - в рюкзачок, а «ТЬ» - в пакетик.
Выходить к наборному полотну по цепочке. В конце игры – проверка: один ребенок «проверяет» рюкзачок, второй – пакетик, а третий определяет, нет ли среди «оставленных» вещей те, которые могут пригодиться в путешествии.
4. Игра «Скажи какой звук, какая буква».
- Я назову слово, вы определяете, какой звук есть в этом названии и
показываете соответствующую букву:
часы, тихо, тюлень, черный, ткать, чтение, петь, печь, зачем, затем, печка, теленочек.
- Я покажу картинку, вы, не называя ее, показываете «нужную» букву:
тележка, спички, пчела, чайка, черепаха, грач, тюльпан, десять, свитер, кисточка, расческа, кирпичи, выключатель, тигр.
5. Отгадывание загадок.
Детям предлагается отгадать загадки и расставить картинки – отгадки в три строчки:
в первую - с «Ч», вторую – с «ТЬ», в третью – с «Ч» и «ТЬ».
Затем проверка выполнения задания.
Кто в дни болезней Мы учим детишек Встаем мы очень рано,
Всех полезней Читать и писать, Ведь наша забота -
И лечит нас Природу любить, Всех отвозить по утрам
От всех болезней? Стариков уважать. На работу.
(врач) (учитель) (водитель)
Его работа – книги выдавать. Ты учишь буквы складывать, считать.
Детей учить читать, запоминать. Цветы растить и бабочек ловить.
Ведь книга – лучший друг На все смотреть и все запоминать.
Узнаешь все вокруг. И все родное, русское любить.
(библиотекарь) (воспитатель)
Человек, играющий Солдат, охраняющий Человек, который
На скрипке. Границы нашей Родины. Стоит на часах.
(скрипач) (пограничник) (часовой)
6. Физ. Минутка (игра с мячом)
Детям предлагается сыграть в игру «Один – много»:
- Я назову один предмет, а вы – много предметов речка – (речки), сеть – (сети), печка – (печки), тяга – (тяги), спичка – (спички), терка – (терки), телефон – (телефоны), котенок – (котята), тюлень – (тюлени), точка – (точки), тюльпан – (тюльпаны).
7. Игра «Назови детенышей животных»
Давайте поиграем в игру «Назови детенышей животных»: я назову «маму», а вы называете её детеныша, выделяя голосом различаемые звуки «Ч» и «ТЬ».
У волчицы – … (волчонок), у зайчихи - … (зайчонок), у утки - … (утенок), у овцы - … (овечка),
у коровы –… (теленок), у кошки - …(котенок), у белки - … (бельчонок), у кролика - … (крольчонок).
8. Игра «Поломка слов».
Составить слова из перепутанных слогов. Если получается верное слово, дети получают соответствующую картинку .
ЧИ – СВЕ (свечи), ЧИК – МЯ (мячик), ЛЕ – ФОН – ТЕ (телефон),
МЕТР – ТЕР – МО (термометр), ГУ – СНЕ – ЧКА – РО (снегурочка),
ЛО – КОЛЬ – КО – ЧИК (колокольчик).
9. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня различали? («Ч», «ТЬ»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...