Выпускной проект по теме: Деятельность воспитателя по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
В современном мире становиться много детей с различными видами отклонений в развитии, которые нуждаются в помощи логопеда, психолога. для того, что бы работать с такими детьми мы разрабатываем индивидуальные образовательные программмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iop_s_10po_24_maya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самарский социально-педагогический университет
Факультет психологии и специального образования
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ
Выпускной проект по теме:
Деятельность воспитателя по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР
Выполнил воспитатель:
МБУ детский сад №199 «Муравьишка»
Артюхова Татьяна Михайловна,
Мякишева Екатерина Николаевна
Самара 2017
10.05.17 – 24.05.17
Психолого-педагогическая харастеристика
Максим Ф. 4,5 года посещает детский сад №199 «Муравьишка» с 2 лет, часто болеет. В данный момент находится в средней общеобразовательной группе.
Заключение ПМПК: ОНР III уровня, псевдо- бульбарная дизартрия, энцефалопатия умеренная.
Сведения о семье: семья социально благополучная, полная, моральная обстановка удовлетворительная. Родители этого ребёнка принимают активное участие в жизни группы, посещают родительские собрания.
Родители прислушиваются к советам воспитателей, психолога и логопеда (проводятся беседы, консультации). Стиль семейного воспитания - демократический (строится на отношениях доверия и согласия, где учитываются интересы ребёнка). Для успешного развития ребёнка созданы благоприятные условия для игр и занятий.
Характеристика основных видов деятельности: любит играть с машинками, конструктором, мозаикой. В понравившуюся игру , играет продолжительно. Может положить в свой шкафчик ту игрушку, которая ему понравилась. Редко играет с детьми в сюжетно ролевые игры, не умеет согласовывать свои действия с действиями детей. Предпочитает уединённые игры, если играет с кем-то из детей, то хочет, чтобы в игре придерживались его правил. Уровень развития игровой деятельности средний.
Из видов художественной деятельности предпочитает конструирование, рисует самостоятельно, кисть и карандаш держит правильно. По настроению пользуется пластилином, клеит аппликацию.
Во время музыкальной деятельности часто отвлекается, мешает другим детям. Не проявляет самостоятельности в использовании песен, но если песни часто поются (при подготовке к утренникам) поет.
К занятиям особого интереса не проявляет, старается их избегать. Быстро утомляется.
Социально-бытовые навыки соответствуют возрастному развитию (самостоятельно одевается и раздевается, умеет пользоваться столовыми приборами), осмысленно пользуется предметами личной гигиены.
Речевое развитие: с логопедом не занимался, словарный запас ограниченный, не соответствует возрасту. Речь ребенка состоит из отдельных слов, часто не понятных для взрослых и детей. Воспитанник редко строит предложения из трех, четырех слов, использует только те слова, которые он часто применяет: «Я хочу, есть», «Моя игрушка».
Максим Ф. не участвует в беседе, стараясь отвернуться от детей. Не может составить рассказ по сюжетной картинке, по набору картинок, пересказать небольшие произведения, составить рассказ по картине – называет только отдельные слова, порой даже не связанные друг с другом.
Нарушен лексико-грамматический строй речи. Ребёнок затрудняется распространять простые и строить сложные предложения.
Предполагаемые причины ОНР III уровня осложнённая беременность и роды, хронические заболевания.
Сформированность психических процессов и функций, обеспечивающих овладение программой
Особенности интеллектуального развития: плохо ориентируется в пространстве, не различает право и лево, слабая моторика. Плохо развито восприятие сенсорного представления: цвета путает, не называет геометрические формы и не определяет величину предметов.
Мышление: нарушена мыслительная деятельность, ориентировка в условиях, отмечаются трудности в вычленении частей целого, установление отношений между частями целого, не выявляет признаки сравнения, отмечаются трудности вербальных обобщений, операции классификации определяются с помощью взрослого. Не овладел навыками регуляции тонкого моторного акта. Регуляция на уровне тела нарушена. Может действовать по образцу, по за ранее предъявленной инструкции. Овладевает навыками саморегуляции в игре. Не понимает речевую инструкцию.
Особенности социально-эмоционального развития: тревожный, фрустрированный, демонстрирует полярные эмоции, интерес к деятельности быстро угасает, страха к новой деятельности нет, отсутствует страх к коммуникации. К результатам деятельности критичен. Эмоциональные реакции яркие живые, не демонстрирует эмоциональную открытость с детьми и взрослыми. Не принимает эмоциональное состояние других детей. Социально-эмоциональное состояние не позволяет продуктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Трудности в овладении Программой (её разделов):
Испытывает трудности в овладении всеми разделами Программы.
Двигательная деятельность:
У ребёнка наблюдается недостаточность общих движений, что проявляется при удержании равновесия, поворотах в движении отмечается несогласованность работы рук и ног. При переключении с одного движения на другое, наблюдается неточность, нечеткость двигательных актов, нарушение их порядка и количества. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются при лепке, аппликации, дидактических играх.
Внимание неустойчивое, уровень познавательной активности низкий, представления об окружающем мире фрагментарные.
Математические представления: Умеет считать до пяти в прямом направлении. Геометрические формы знает, но не называет. Не определяет, не выражает словами место нахождения предмета к себе, другим предметам. Ребёнок не умеет ориентироваться на листе бумаги, выстраивая все геометрические фигуры в линию сверху вниз. Путает левую и правую сторону. Знает основные цвета, но часто путает.
Общение и поведение. Общая характеристика поведения: стиль поведения конфликтный,ведёт себя спокойно очень редко, часто подвижен, активен. Подчиняется правилам, которые его устраивают, не всегда подчиняется режиму, не всегда находит контакт с детьми. При возникновении трудностей в игре, при деятельности может начать кричать, плакать, уйти из деятельности.
Отношения со сверстниками: стиль отношения со сверстниками неустойчивый, зависящий от ситуации. Большая часть детей равнодушна к ребёнку.
Разработка ИОП
Цель программы: создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного, личностного развития ребёнка с ОНР, его позитивная социализация, развитие творческих способностей ребёнка, инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствии возрасту видах деятельности.
Задачи программы:
Коррекция когнитивной сферы:
- Учить выделять части целого, устанавливать отношения между частями целого, выявлять признаки сравнения, классифицировать; развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать восприятие сенсорного представления: цвет, геометрические формы и величина предметов, умение ориентироваться в пространстве, определять направления (направо, налево)
Коррекция поведения (рефлекторно-волевая регуляция):
- Учить сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих с помощью игр с правилами и длительных совместных игр со сверстниками.
- Развивать навыки сотрудничества в коллективных играх.
- Формировать навыки саморегуляции, самоконтроля .
Коррекция межличностных отношений:
- Формирование связной речи в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- Уточнение и расширение лексического запаса
Направление | Коррекционно-развивающая задача | Образовательный результат | Способ контроля | Содержание работы | |||||
Учитель-дефектолог | Учитель-логопед | Педагог-психолог | Воспитатель | Музыкальный руководитель | Родители | ||||
Коррекция когнитивной сферы | Развивать восприятие сенсорного представления: цвет, геометрические формы и величина предметов, умение ориентироваться в пространстве, определять направления (направо, налево) | ориентируется в пространстве, различает цвета, знает и называет геометрические фигуры и величину | Методика Помораева "Формирование элементарных математических представлений" | Цель:Учить угадывать предмет на ощупь Игра "Чудесный мешочек" | Цель: учить описывать предмет, развивать связную речь Игра «Опиши предмет». | Цель: выявить знания о фигурах, орентировку в пространстве Игра «Найди предмет по заданной форме" | Цель формировать умение различать предметы по форме, величине и цвету. Дидактическая игра «Подбери по цвету, по форме, величине» | Цель: учить ориентироваться в пространстве, закреплять умение различать цвета. Игра«Найди свой домик», "Светофор" | Цель: учить создавать постройки по образцу, по замыслу Игра «Строим дом» |
Учить выделять части целого, устанавливать отношения между частями целого, выявлять признаки сравнения, классифицировать; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Выделяет части из целого, устанавливает отношения между частями целого, сравнивает классифицирует. | Основная общеобразовательная программа | Цель: учить создавать из геометрических фигур предметные изображения. Конструктивная деятельность «Выложи предмет из фигур» | Цель: учить подбирать к существительным прилагательные,упражнять в классификации предметов Игра «Разложи по полочкам» Пальчиковые игры. | Цель: найти лишнюю фигуру ориентируясь на форму и цвет. Игра «Четвёртый лишний» | Цель: учить складывать из двух частей целое,формировать умение классифицировать предметы по признаку «Съедобное – не съедобное», «Съедобный, несъедобный», «Найди вторую половинку» | Цель: воспитывать внимательность и организованность Музыкальная игра «Найди себе пару» | Цель: подбор картинок по общему признаку «Что растёт в лесу, саду, огороде?» Игры на развитие мелкой моторики «Собери бусы», «Найди в крупе». | |
Коррекция поведения (рефлекторно-волевая регуляция) | Учить сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих с помощью игр с правилами и длительных совместных игр со сверстниками. | Старается подчиняться игровым правилам, обращает внимание на интересы других детей. | Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования. М.Э. Вайнер. Игровые технологии. Коррекция поведения дошкольников. | Цель: развивать способность видеть ошибки, неточности, учить контролировать правильность выполнения. «Что забыл художник?» | Цель: рассказать о действиях, не одобряемых взрослыми по отношению к детям. Учить ребенка руководствоваться указаниями педагога. Дидактическая игра «Воробьи и вороны» | Цель: учить внимательно слушать команду и выполнять её. развитие произвольности поведения, вниманияИгра «Слушай команду» | Цель: учить играть по правилам в игру соревнование. Игра «Эстафета зверей» | Цель: учить действовать сообща, согласовывать движения. Формировать умение слушать педагога. Музыкальная игра «Все танцуем вместе» | Различные игры лото, предложить поигратьс ребёнком дома в театр |
Развивать навыки сотрудничества в коллективных играх. | Считается с интересами других, готов внести свой вклад в общее дело | Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования. | Цели: Формировать навык согласованных действий в условиях ограниченного пространства. Содействовать освоению правил честного соперничества, закреплять навык самоконтроля. «Нарисуй то же своим цветом» | Цель: учить задавать вопросы, отвечать на вопросы, не перебивать друг друга, слушать педагога и детей. «Волшебный мешочек», «Чёрный ящик» , «Да-нет» (ТРИЗ) | Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы «Мои руки хороши, а у соседа лучше» | Цель: Формирование навыка включения в коллективную игру по правилам. Развитие умения соблюдать очередность Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Цель: развивать чувство ансамбля, учить различать звучание инструментов по тембрам. «Поэтическое музицирование» (оркестр шумовых инструментов) | Предложить дома поиграть с ребёнком в игры «Делай как я», «Машины», «Помогаем Маме» | |
Формировать навыки саморегуляции, самоконтроля . | Замечает ошибки недостатки своей деятельности, стремится их исправить, обращается за помощью к взрослому. | Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования. | Цель: учить выполнять действие по инструкции «Вопрос – ответ», «Сова» | Цель: формировать речевой самоконтроль «Зеркало», «Телевизор с секретом», «Исправь ошибку» | Цель: развивать произвольность и самоконтроль движений. «Я кубик несу, я не уроню» | Цель: развивать произнольность внимания, развитие умения контролировать силу прикосновений «Рисование ладонями», «Запрещённое движение» | Цель: Учить расслабляться, успокаиваться, снимать напряжение мышц Релаксация в конце занятия | «Танец с остановками», «Кошки-мышки» | |
Коррекция межличностных отношений | Формирование связной речи в процессе общения со сверстниками и взрослыми. | Умеет описать предмет, картинку, игрушку. Может задавать вопросы и отвечать на них. | Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования. В.Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. | Цель: учить строить рассказ с опорой на картинку «Зоопарк» | Цель: учить описывать игрушку, отгадывать по описанию. «Угадай, что спрятано» | Цель: учить адекватно и верно оценивать поступки всех героев, развивать умение описывать героев прочитанной сказки. «Узнай героя» | Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. «Сравни животных» | Цель: учить слушать музыку и описывать её характер Слушание музыки | |
Уточнение расширение и лексического запаса | Знает и применяет слова из разных лексических тем | Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования. В.Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. | Цель: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, различать вопросы, на которые они отвечают. «Кто- что» | Цель: научить детей использовать в речи относительные прилагательные. «Что из чего сделано?», «Отгадай предмет по признакам» | Цель: развивать умение устанавливать ассоциативные связи «Как связать два слова?» | Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. «Добавь слово», «Выполни действие» | Цель: учить классифицировать музыкальные инструменты по видам, называть их. «Отгадай музыкальный инструмент» | Предложить родителям дома с ребёнком поиграть в игры «Сочиним сказку», «Придумай рекламу книге» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-образовательной работы в ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методическое обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
Выступление на заседании ресурсного методического центра ЦРО г. Нижневартовска (2014-15г.)...
Деятельность воспитателя по разработке и реализации Индивидуальной образовательной программы для дошкольника с ОНР.
Разработка индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР...
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год...
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Доклад на тему: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического спектра»
Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мо...
Брошюра по теме "Специфика разработки и реализации адаптированных образовательных программ в условиях реализации ФГОС ДОО. Особенности и трудности"
Брошюра по итогам заседания муниципального ресурсного центра «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в условиях дошкольных образовательных организаци...