Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста
консультация по теме

Консультация для воспитателей. В ней раскрыты основная суть сенсорного развития детей дошкольного возраста,Дано обоснование необходимости развития сенсорного воспитания с детьми в детском саду, и его основные этапы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Нередко можно слышать от мамы, что годовалый малыш постоянно сует свой маленький любопытный носик в каждый уголок знакомого и незнакомого пространства. И неудивительно, ведь  детство ребенка характеризуется постоянным процессом познания окружающего мира. Это нам взрослым все давно известно и знакомо, а маленький исследователь делает важнейшие открытия в своей жизни. Ребенок познает мир при помощи органов чувств, вот почему ему мало увидеть и услышать, но нужно еще потрогать и даже попробовать. В педагогике процесс освоения окружающего мира через ощущения и восприятия называется сенсорным развитием. Этим вопросом занимались такие ученые как З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова. Здоровье ребенка (физическое и духовное), зависит от того, каким он увидит окружающий мир, каким мы его представим. Одна из главных задач педагогов и родителей – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего поведения. Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, что дошкольный период – один из наиболее ответственных и важных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие ребенка -  это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.   Это развитие его восприятия и  формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. 

 Развитие сенсорной сферы детей, безусловно, не может происходить без участия взрослых, ведь именно от них ребенок узнает об общепризнанных образцах. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д. Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша. В соответствии с новыми ФГОС дошкольного образования  содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование …первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

1.Суть сенсорного развития ребенка дошкольного возраста

Суть сенсорного развития ребенка заключается в том, что процесс восприятия проходит путь от простого к  сложному, и только усвоив начальный этап, ребенок может продвигаться дальше.

Таким образом, сенсорное развитие ребенка это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями.

Поэтому сенсорное развитие детей условно делят  на два этапа:

I.Ранний

На этом этапе сенсорное развитие детей раннего возраста происходит благодаря активно развивающемуся мозгу. Именно в раннем детстве так важно для малыша накопить знания о внешних свойствах предметов: форма, цвет, размер, запах, вкус и т.д., что важно для дальнейшего развития его памяти, речи и мышления. Таким образом, на этом этапе сенсорного развития   ребенок знакомится и усваивает сенсорные эталоны.
II. Дошкольный

 На этом этапе особенностью сенсорного развития детей       дошкольного возраста является использование общепринятых эталонов и более глубокие познания признаков каждого предмета. Например, обучение цветов дополняется введением оттенков, к изучению геометрических форм добавляется формирование письменных навыков (обведение по контурам), и т.д. Такие приемы способствуют развитию элементарных аналитических способностей.

Целью сенсорного обучения не является машинальное запоминание названий цветов или форм, а формирование умений использовать общепринятые образцы при оценке свойств предметов и веществ.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет:

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

2. Обоснование необходимости сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в развитии таких психических процессов как: память, восприятие, мышление, воображение. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. 
 С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.  При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечал советский  психолог Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

 - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

 - развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами

предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

 - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

 - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста (советы родителям)

В статье представлены игры для сенсорного развития дошкольников, которые не требуют долгой подготовки и покупки специальных материалов. Можно использовать подручные материалы и придумывать интересные ...

Статья на тему: "Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста".

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также вкусе, запахе и ...

"Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста"

Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.Основы се...

"Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста"

Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.Основы се...

Статья "Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста"

Сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания....

Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста

В психолого-педагогическом словаре сенсорное воспитание (от лат. sensus - чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений...