Система сопровождения детей с ОВЗ через включение в инклюзивную практику групп "Сложные дефекты"
проект по коррекционной педагогике на тему
Образовательный проект. Авторская разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 21.69 КБ |
annotatsiya_k_obrazovatelnomu_proektu.docx | 12.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
Авторская разработка на тему:
«Система сопровождения детей с ОВЗ через включение
в инклюзивную практику групп «Сложные дефекты».
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Именно в дошкольных учреждениях комбинированного вида имеется возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию «особенных», различными видами комплексной помощи.
Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования, в совместную деятельность.
В нашем дошкольном учреждении организация инклюзивного обучения была построена с учетом требований федеральных государственных стандартов, где особое внимание уделялось всем видам детской деятельности. Для нас первоначальной целью, остающейся актуальной и посей день, является: включение в работу элементов инклюзии для успешной социализации детей с ОВЗ и принятие данных детей сверстниками, посещающими общеразвивающие группы.
Цель инклюзивного образования – включение в работу элементов инклюзии для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и принятие данных детей сверстниками, посещающими общеразвивающие группы.
Задачи инклюзивного обучения:
- создание уютного, комфортного пространства для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
- социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся сверстников;
- увеличение социальной активности ребенка;
- накопление положительного опыта межличностного общения.
Социализация, как цель развития инклюзивной практики в нашем учреждении – является процессом и результатом усвоения ребенком опыта общественной жизни и общественных отношений, которые обеспечивает ему адаптацию в современном обществе, стоит отметить, что это ещё и процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Инклюзивную практику мы стали вводить c 2014 года. Сначала, было проведено анкетирование родителей общеразвивающих групп и посещение родительских собраний с целью информирования «Что такое инклюзивное образование?».
По уровню включения детей в образовательный процесс проводилась «Частичная инклюзия», которая предполагала включение детей в режиме половины дня и неполной недели. Начиная с 2016 года мы стали пробовать вариант «Полной инклюзии» - посещение ребенком группы в режиме полного дня, основывались на непосредственно образовательную деятельность общеразвивающей группы, адаптированной к детям со «Сложной структурой дефекта», где отражался коррекционный компонент. Составляли индивидуальный маршрут на каждого инклюзируемого ребенка с составлением плана включения его в непосредственно образовательную деятельность общеразвивающей группы. В инклюзивной практике мы задействовали ресурсный потенциал нашего дошкольного учреждения: сенсорную комнату, с пособиями и материалами Марии Монтессори; пособия PERTRA; релаксационную комнату; интерактивную доску и стол с программным обеспечением; кабинет ЛФК, оборудованный оздоровительной системой ТИСА. Начиная с 2017 года, мы стали пробовать выходить на социальное партнерство, волонтерское движение, благотворительные акции, вовлекать детей со «Сложной структурой дефекта» и их родителей в общественную жизнь. Родители стали посещать вместе с детьми цирк, зоопарк, места общественного питания, детские прогулочные площадки, театральные представления.
Проанализировав работу прошлых лет, мы пришли к выводу, что не все виды инклюзии результативны в рамках дошкольного учреждения. Мы полностью исключили «точечную инклюзию», когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх. Наиболее подходящей для нас сегодня является «Частичная инклюзия», предполагающая включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, участвует в совместной деятельности разного направления, но основную часть образовательного материала осваивает в ходе индивидуальной работы. Вариант «Полной инклюзии», также возможен, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещает группу в режиме полного дня самостоятельно, но сопровождение специалистом остается.
С 2018 года на базе нашего учреждения открылась общеразвивающая группа с инклюзией. Дети с ограниченными возможностями здоровья присутствуют совместно со сверстниками на всех режимных моментах дня. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Важным является, что вся развивающая среда нашего учреждения направлена как на развитие обычных детей, так и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, наличие во всех группах детского сада разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада со специальным оборудованием для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды нашего дошкольного образовательного учреждения позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.
Сегодня для нас главным направлением в деятельности инклюзивных групп становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск направлен на то, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.
Вывод по оценке эффективности инклюзивного образовательного процесса за 2014-2018 учебные года. Внедрение инклюзивного обучения в педагогическую практику в нашем дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической помощи большому количеству детей, а также помогает подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.
Предварительный просмотр:
Аннотация
Образовательный проект
Авторская разработка на тему:
«Система сопровождения детей с ОВЗ через включение в инклюзивную практику групп «Сложные дефекты».
Актуальность: в нашем дошкольном учреждении организация инклюзивного обучения была построена с учетом требований федеральных государственных стандартов, где особое внимание уделялось всем видам детской деятельности.
Цель инклюзивного образования – включение в работу элементов инклюзии для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи инклюзивного обучения:
- создание уютного, комфортного пространства для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
- социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся сверстников;
- увеличение социальной активности ребенка;
- накопление положительного опыта межличностного общения.
Вывод: Внедрение инклюзивного обучения в педагогическую практику в нашем учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической помощи большому количеству детей, а также помогает подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогическое сопровождение детей по разработке и включению в работу дидактической игры "Улица нашего города"
В своём проекте я разработала поэтапное обучение детей подготовительной группы новой дидактической игре, опираясь на методику Натальи Михайловны Крыловой. Мы с детьми создали самостоятельно д/игру "Ул...
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.
В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....
Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОУ
Дошкольному образованию отводится первостепенная роль в сопровождении развития ребенка, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и...
Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОО
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обуславливают п...
Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...
«Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (очная)
Повышение квалификации за межаттестационный период «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (о...
"Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного процесса" (презентация к проекту).
Презентация к проекту «Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного процесса»...