Игры на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на основе нетрадиционного использования различных предметов
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В материале представлены игры для развития мелкой моторики у дошкольников. Игры основаны на нетрадиционном использовании различных предметом в сочетании со стихотворным сопровождением или без него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_ovz.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
на основе нетрадиционного использования различных предметов.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Игр для развития мелкой моторики великое множество. Мне бы хотелось познакомить Вас с играми на основе нетрадиционного использования различных предметов. Всё новое и необычное привлекает детей, поэтому нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики, будут способствовать повышению у детей внимания и интереса к играм с различными предметами и следовательно развивать их речь, внимание и мышление.
«По кочкам через болото». На столе рассыпают камешки или пробки от бутылок– «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребёнок шагает указательным и безымянным пальцами «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать на бумаге.
«Рисуем резиночками». Для игры нам нужна дощечка, размером 20 на 30 см, силовые кнопки и маленькие разноцветные резиночки для волос. Силовые кнопки прикрепить на доске на расстоянии 5см. друг от друга, лучше дорожками по цвету. В начале игры мы проводим разминку, надеваем резинку на 2 пальчика, соединяем и раздвигаем пальчики. Попросите ребёнка надеть резинки по цвету- получатся цветные дорожки. Затем предложите выложить картинку по образцу (гриб, домик-окна и крыша, кораблик плывет по волнам, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д.) Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превратятся в веселые картинки!
Игры с бельевыми прищепками.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать для проведения самомассажа подушечек пальцев. Предварительно необходимо проверьте силу прищепки, чтобы не нанести травму ребёнку. Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. «Котёнок» Кусается больно котёнок - глупыш! Он думает, что это не палец, а мышь! (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш»!
(автор стихотворных строк неизвестен)
«Добавь недостающее». Для этой игры понадобятся обычные бельевые прищепки, желательно разноцветные. Вырежьте из картона маленький круг, прицепив по его контуру прищепки, получим ромашку, круг большего диаметра превратится в солнышко (прищепки – лучики), контурному изображению ёжика – добавим иголки и тд. Из прищепок можно создать много различных фигур и предметов. Пофантазируйте вместе с ребёнком. Вместо прищепок в качестве недостающих элементов можно использовать разноцветные канцелярские скрепки.
Игры с использование носового платка.
«Человечек»
Обычный носовой платок может развлечь ребенка, особенно если сделать из него забавного человечка, который умеет ходить, ползать, танцевать. Раскладываем
на ровной поверхности платок. На один его конец ставим пальцы. Затем берем противоположный конец платка и протаскиваем его между пальцами (будущими ножками человечка) Так делаем несколько раз, наматывая платок. Очень важно, чтобы у человечка были большие «ботиночки»: пальцы должны быть хорошо обмотаны платком, чтобы человечек на них крепко держался. Вот, собственно, и все. Осталось только вместе с ребёнком придумать историю и отправиться путешествовать или устроить соревнования по бегу между человечками взрослого или ребёнка
«Бегемот» Расстелите платочек на ровной поверхности и предложите ребёнку целиком вобрать его в ладонь. Используются пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Сначала одной рукой, потом другой.
У меня живёт проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
(автор стихотворных строк неизвестен)
«Гусеница». Расстилаем платочек на ровной поверхности, затем скручиваем его трубочкой. Трубочку слегка перекручиваем, затем изображаем, как ползёт гусеница
Гусеница, гусеница,
Бабочкина дочка,
По травинкам ползает,
Кушает листочки.
(автор стихотворных строк неизвестен)
Эта игра может так же использоваться для определения количества слогов в слове, можно придумать историю и гусеница отправиться в путешествие или устроить соревнования, чья гусеница быстрее доползёт до финиша
Игры с использованием шестигранного карандаша
Карандаш можно катать по столу ладонью, пальчиками или всей рукой, а так же между ладонями. Игры с карандашом можно сопровождать стихами. Тили – тали, тили – тали, Карандашик мы катали, Карандашик мы катали И, деревья называли…. Ребёнок, катая карандаш, называет знакомые деревья. Предложите называть посуду, одежду, игрушки, профессии и тд.
Картинки из бус. Для этих игр потребуются бусы и контурные изображения различных предметов. Начинать лучше с простых фигур – круг, квадрат и тд. и переходить к контурным изображением животных и различных предметов. Ребёнок с большим интересом будет выкладывать бусами контур фигур и предметов.
Фигуры из счётных палочек (спичек, карандашей).
Предложите ребёнку выложить фигурки из счётных палочек по образцу или проявить свою фантазию и выложить свои фигуры. Для этой игры вместо счётных палочек можно использовать спички или карандаши.
Игры с использованием решетки для раковины. Решётки разделены на множество клеточек, ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно:
В зоопарке мы ходили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят, лисят, зайчат….
(автор стихотворных строк неизвестен)
«Радужный коврик». Для этой игры необходимо к решёткам прикрепить цветные атласные ленточки всех цветов радуги. Ленточки по очереди просовываются в клеточки, так у нас получится красивый коврик. Благодаря этой игре дети не только развивают тонкие движения пальцев, но и запоминают порядок цветов радужного спектра. Игры с использованием пластмассовых пробок.
Из крышек можно выложить различные фигуры и даже картины. Горлышки от бутылок можно прикрепить к основе с какими - то картинками и подбирая крышки по цвету, прикручивать в качестве недостающих деталей. 8
Крышки очень легко превращаются в кочки, ботинки, сапожки или лыжи. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.
«Прогулка» Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули. (шагаем пальчиками по столу)
И пошли по переулку (меняем руки) На весёлую прогулку.
(автор стихотворных строк неизвестен)
«Лыжи» Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Уважаемые коллеги, родители. В данной публикации я познакомила Вас с играми, которые достаточно просты и доступны в использовании, как в детском саду, так и дома. Надёюсь, что мой опыт пригодится и Вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими с...
Игры для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционного оборудования.
laquo;Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский....
Нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей с ДЦП как основа для развития речи
Нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей с ДЦП как основа для развития речи...
«Развитие мелкой моторики у детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Развитие мелкой моторики...
Игры на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на основе нетрадиционного использования различных предметов
развитие мелкой моторики и речи...