Нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей с ДЦП как основа для развития речи
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи
Для массажа и самомассажа кистей и пальцев рук в коррекционной работе учителя-логопеда целесообразно использовать различные предметы.
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихотворений:
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
КАРАНДАШИ
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК
Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
Выполнять массаж ладоней круговыми движениями мяча на ударные слоги стихотворения:
Гладила мама – ежиха ежат:
-Что за пригожие детки лежат!
Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (перебрасывать мяч из руки в руку).
ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)
Сжимать эспандер или мячик на ударные слоги:
- Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
- Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ
Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями.
Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
ЧЁТКИ (БУСЫ)
Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
Нанизывать бусины на леску:
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я -
Рада мамочка моя!
ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10.
Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.
ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
Пуговицы нашиты в ряд. Указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
Нашитые пуговицы изображают клавиатуру. Дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихотворений.
Игры с пальцами с использованием разнообразного материала
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):
- Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.
Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.
КРУПА
Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.
В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».
Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:
Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндер-сюрпризов). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ
Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками:
«Кто живёт в моей квартире».
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.
«Зоопарк»:
В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.
ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ
Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами.
На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Верёвку с узлами подвесить вертикально (это – лиана):
Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутанги.
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.
ВЕРЁВОЧКИ
Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:
Для своей сестрички я плету косички.
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
ШНУРКИ
Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ
Две пробки кладём резьбой вверх, указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (использовать четыре пробки):
- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
- Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
ПОЛИЭТИЛЕН
Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:
У меня живет проглот - весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота брюхо, как у бегемота!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей
Существует много способов развить мелкую моторику у дошкольников. Считаю, что реже всего в детском саду используют: вышивание, выжигание, плетение из бисера. Как мы пришли к таким формам работы - об э...
Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».
В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....
Статья по теме: « Квиллинг- нетрадиционный метод развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
ручной труд с детьми имеющими ОНР...
Нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей
Существует много способов развивать мелкую моторику у дошкольников......
Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...