Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в Шотландию»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Данное занятие не первое и не последнее в системе занятий по автоматизации звука [ш], предыдущие занятия были направлены на автоматизацию звука в изолированном произношении и в слогах (открытых, закрытых, со стечениями).. Дети подготовлены к данной теме, так как звук [Ш] к представленному занятию уже был поставлен и автоматизирован в изолированном произношении и в слогах.
Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-путешествие, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедический конспект | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с детьми подготовительной к школе группы
«Путешествие в Шотландию»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
-познакомить детей со страной Шотландия, с её культурой, и традициями;
-закрепить знания об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];
-совершенствовать умение различать на слух и в произношении звук [Ш];
-совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком;
-формировать навыки фонематического анализа и синтеза: учить определять место звука [Ш] в словах;
-продолжать учить детей согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
-учить ориентироваться в простейшей графической информации, обозначающей пространственные отношения: справа, слева, под, в.
Коррекционно-развивающие задачи:
-выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;
-развивать умение находить смысловую ошибку в предложении;
-формировать умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;
-развивать умение детей выполнять полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата;
-стимулировать и нормализовать мышцы речевого аппарата (самомассаж);
- развивать умение чётко координировать движения с речью;
-развивать тактильную чувствительность, воображение, мышление, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать волевые качества.
- поддержать интерес ребенка к логопедическим занятиям с помощью создания игровой ситуации;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, логопедический куб, картинки со звуком [Ш], таблицы для определения звука (в начале, в середине, в конце) на каждого ребенка, картинки на артикуляционную гимнастику. «ковёр-самолёт» (ткань)
Предварительная работа: постановка звука [Ш]. Разучивание стихотворений к комплексу самомассажа и к физминутке; беседа о кладоискателях, о средствах передвижения.
Ход занятия
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? Где вы уже побывали? (рассказы детей).
Учитель-логопед: Сегодня я приглашаю Вас совершить необычное путешествие. Выбрать страну нам поможет глобус; (ребенок раскручивает глобус и указывает место путешествия, логопед озвучивает).
Учитель-логопед: Ребята, на чём мы поедем или полетим в эту страну?
Наше путешествие сказочное и я предлагаю выбрать необычный транспорт (ответы детей, останавливаются на ковре - самолёте).Сели на ковёр-самолёт.
Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы ковер-самолет взлетел? (ответы детей). (Чтобы наш ковер-самолет полетел быстрее, мы поможем ему своим дыханием) (слайд1 + звук)
Дыхательная гимнастика « Ковёр-самолёт»
Ты, как самолёт, лети,
Сверху землю огляди.
И.п. – о.с.: руки положить на плечи
1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
2 – опустить плечи и ключицы (выдох) (3-4 раза) (Слайд1+ звук)
Голос в телевизоре: Наш ковер - самолет приземлился в Шотландии, в замке города Эдинбург. (Со звуком приземления).
Учитель-логопед: Почему-то мы оказались в Шотландии, но мы не будем расстраиваться и останемся здесь. Вы согласны?
Учитель-логопед: (Рассказ о Шотландии с презентацией).(слайд 2,3,4,5)
-Шотландия - это особенная страна. Народ Шотландии очень весёлый и доброжелательный (слайд). Мужчины носят юбки. Она называется килт. И шьют её из клетчатой ткани - тартан. В Шотландии играют на музыкальном инструменте-волынка (звучит мелодия волынки) . (слайд 6+ звук)
-В Шотландии необыкновенной красоты природа: холмы, долины, озера. Например, всем известно озеро Лох-Несс, где, по преданию живет чудовище. Правда, его никто не видел (слайд 9,10,11).
Столица Шотландии, Эдинбург — величественный и древний город, увенчанный замком, возвышающимся высоко над улицами на огромной гранитной скале. (слайд12)
-А ещё, ребята, в старинных замках, говорят, бывает клад. Вы знаете, что такое клад?
(ответы детей)
-Посмотрите на экран. Здесь показано какие бывают клады (слайд 13).
Ребята, у меня тоже есть сундучок. И возможно, там есть клад. Но, к сожалению, открыть мы его не сможем, потому что нет ключа.
Скажите мне, пожалуйста, как же нам всё-таки открыть сундук? Где же нам взять ключ?
(подвести детей к ответу, что нужно выполнять задания)
Дети (ответы детей)
Учитель-логопед: Правильно, выполняя задания, может у нас получится найти ключ. (слайд14) (на фоне замка, картинки с артикуляционной гимнастикой).
Учитель-логопед: Что это значит, ребята?
Дети: Зарядка для язычка.
Учитель-логопед: Дети, давайте сделаем зарядку, и может быть, найдём подсказку, где находится ключ.
Артикуляционная гимнастика
«Бегемот»
Словно добрый бегемот,
Широко открою рот.
Раз-два-три-четыре-пять.
Что-то я хочу зевать.
(Широко открывать и закрывать рот)
«Варенье»
Очень вкусное варенье
Дали мне на день рожденья.
Банку целую я съел,
Но наесться не успел.
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу. Делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону)
«Блин»
Сковородку я возьму.
Блин румяный испеку.
Мягкий, круглый и душистый-
Съем его я очень быстро.
(Рот открыт, широкий кончик языка постукиваем губами, произносим «пя-пя-пя» и кладём на нижнюю губу).
«Чашка»
Чашечка широкая,
Чашечка глубокая.
В чашку чаю наливаю.
Маму с папой угощаю.
(Открыть рот, боковые края широкого языка поднять вверх, как бы образуя чашечку)
Учитель-логопед: Ребята, у нас появилась подсказка (слайд15 со стрелкой).
На экране появляются картинки (машина, мышка, кошка, лягушка)
Учитель-логопед: Ребята, назовите картинки. Какой одинаковый звук есть во всех словах? (Ответы детей)
Учитель-логопед: - Кто мне расскажет, как мы произносим звук [Ш]? (рассказы детей)
1.Игра «Подбери слова»
-Правильно, теперь поиграем в игру «Подбери слова». Назовите слова, которые начинаются на этот звук (школа, шуба, шапка, шкаф, шахматы, шоколад )
После выполнения задания появляется Стрелка с указанием направления в сторону столов (слайд16) с большой стрелкой, указывающая на столы ) ключ лежит на столе под тканью рядом с кубом
Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, стрелочка направлена в сторону столов.
Дети подходят к столам. На столе под тканью куб.
Учитель-логопед: Ребята, что это может быть?
Учитель-логопед: Саша, посмотри, что там. (Саша поднимает ткань и находит1-й ключ)
- Ребята, может этот ключ от нашего сундука? Давайте проверим.
(Ребёнок открывает ключом замок- не подходит)
-К сожаленью, ключ не подошёл…. Значит, нам надо ещё немного потрудиться.
Логопед предлагает ребёнку рассмотреть куб.
- Здесь записка.
Учитель-логопед читает: «У вас есть волшебный куб. Определите место нахождения звука [Ш] в словах. (дети садятся за стол).
2. Дидактическая игра «Волшебный куб»
В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, дети определяют место звука [Ш] в названии выпавшей картинки. Подбрасывает куб один ребёнок, остальные дети сами разбирают таблицы для определения звука (в начале, в середине, в конце),
фишкой отмечают местонахождение звука [Ш]. Играют 3 раза (подбрасывает куб каждый раз разные дети). В последний раз вместе с картинкой выпадает 2-й ключ, завёрнутый в бумагу
Логопед даёт ключ ребёнку. Опять не подходит
Учитель-логопед: держит в руках бумагу, в которую был завёрнут ключ
- Ребята, тут снова подсказка.
Учитель-логопед: (читает)
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно
Дети: Мы будем разговаривать
Мы будем проговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно
Учитель-логопед: Чтобы этого добиться, нам надо сделать самомассаж.
Комплекс самомассажа
1.Неуклюжие жучки
Топчут наши лепестки (постукивать по лицу подушечками пальцев)
А прожорливые мошки
поедают нас немножко (пощипывание)
Мухи возле нас снуют,
больно крылышками бьют (похлопывание)
Паутиной, как верёвкой.
Нас паук опутал ловко (вертикальные и горизонтальные линии)
Вот как нас обидели
Разные вредители!
Но хозяюшка-пчела
Вредных мошек прогнала (разглаживание)
И за это пчёлке в дар
Отдадим мы свой нектар!
2.Мои приятель Василии Петров (пощипывание рук)
Никогда не кусал комаров.
Комары же об этом не знали.
И Петрова часто кусали.
Кусь-кусь-кусь-кусь
Я Петрова не боюсь!
Буду я его кусать.
Буду я его щипать.
3. Пау-пау-паучок (прокручивание карандаша между ладоней)
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал
Сон про лето ткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождь грибной
И про нас с тобой
На телевизоре появляется знак вопроса.(слайд 17)
Ниже картинки пяти мишек (слайд), пяти шкафов (слайд), пяти шапок (слайд)
Учитель-логопед: - Ребята, вам нужно посчитать до 5,употребляя слова «мишка», «шкаф», «шапка».(слайд18)
3. Дидактическая игра «Сосчитай до 5»
шапка –
шкаф -
плюшевый мишка –
(Звон колокольчика) (слайд19)
Учитель-логопед: Ребята, колокольчик зовет нас поиграть
(музыка)
Физминутка ритмическая. (слайд 20 звук негромко)
«Ножки»
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай!» -
Им рукой не помогай.
Дети садятся на свои места
Учитель-логопед: -Ребята, пока мы с вами разминались на экране что-то появилось (стрелка и задание, слайд 21). Читает следующее задание.
-Послушайте предложение и исправьте ошибки:
4.Игра «Исправь предложение»
Камешек нашел Пашу.
Наша мышка поймала кошку.
Камыши сидят в лягушке.
На шубу вешают вешалку.
Письмо пишет дедушку.
Ландыши нашли Наташу.
Катушка ниток купила бабушку.
Мешок находится в ключе.
Учитель-логопед: Ребята, повторите последнее предложение. Ничего не замечаете?
Д.Мы нашли подсказку.
Логопед. Но у нас несколько мешков. Интересно, в каком из них.
Дети подходят к мешкам, открывают их и каждый ребёнок находит 1 часть от записки.
Логопед спрашивает: Что с ними можно сделать?
(ответы детей)
Дети на столе собирают пазл из записки( целое из частей)
Учитель-логопед читает :
-Вы найдёте ключ справа от окна, в самом маленьком кувшине.
Логопед предлагает ребёнку определить кувшин и найти ключ.
Один ребёнок достаёт ключ, открывает сундук. Логопед показывает что находится в нём.
-Мои юные путешественники! Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу. Садитесь на ковер – самолет, отправляемся обратно
Рефлексия. На ковре -самолёте
Учитель-логопед: В какой стране мы с вами побывали? Какой звук нас сопровождал в этом путешествии? Что вам запомнилось в нашем путешествии? Что показалось трудным для вас? (Ответы детей)
Обратите внимание, у нас есть песочницы. Вы тоже можете подойти и поиграть. Что можно построить из песка?
(ответы детей)
Далее дети играют с кинетическим песком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Предлоги К, ОТ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, III уровень
Данный конспект дополняет серию конспектов по методике Ткаченко Т.А. по коррекии общего недоразвития речи у детей 6 лет...
НОД по автоматизации звука «Р» с детьми подготовительной к школе группы
Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях....
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: Лето красное.
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы..Тема: Лето красное....
Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание» с детьми подготовительной к школе группы) «Путешествие в Италию»
Цель: Познакомить детей с Италией, достопримечательностями, символикой....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема «Незнайка хочет в школу» (с использованием ИКТ).
Обучение звуковому анализу, чтению детей подготовительной группы с ОНР (общим недоразвитием речи)...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной к школе группы с ТНР. Тема: "Наша Родина-Россия"
Конспект подгруппового логопедического занятия составлен для детей дошкольного возраста подготовительных групп с ТНР.Цель: пополнение и активизация словаря по теме «Наша страна»Задачи:Корр...