Картотека игр по экспериментированию для старших дошкольников
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Гафарова Лариса Платоновна

Картотека игр по экспериментированию "Научные забавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnye_zabavy.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Научные забавы: приглашение к открытиям

   «…Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность прийти ему на помощь. Вообще, опыт собственных открытий одна из лучших школ характера». (А. Шапиро).

Воздух

Опыт 1. Тепло ваших рук.

Снимите наклейку с пустой бутылки и поставьте бутылку в холодильник. Через два-три часа, вынув её из холодильника, опустите горлышком вниз в стакан с водой комнатной температуры. Обхватите ладонями обоих рук корпус бутылки и держите некоторое время. Подсчитайте, сколько воздушных пузырьков выйдет из горлышка на протяжении первой, второй и третьей минут.

Опыт 2. Когда может тонуть в воде пузырёк воздуха?

Заполните пробирку водой, закройте пробкой, но так, чтобы в пробирку попал маленький пузырёк воздуха. Поставьте пробирку вертикально и потрясите её, зажав конец с пробиркой в кулаке. Шарик воздуха при этом тонет. Прекратите колебания, и вы увидите, как пузырек снова всплывает вверх, иногда даже не один, а разделившись на несколько меньших. Что произошло? Почему лёгкий пузырёк начал тонуть в воде? Нет, он не потяжелел. Именно лёгкость его и подвела. При каждом взмахе кулака пробирка, вода и пузырёк в ней начинают двигаться. Вода значительно тяжелее, чем воздушный пузырёк. Ощутив толчок, она стискивает пузырёк, разбивает его на части, занимает его место, заставляет опускаться вниз. Дали пробирке покой – и всё вернулось в прежнее положение.

Фокус. Где в яйце, сваренном вкрутую, прячется воздушный пузырёк?

Предложите за завтраком вашим близким угадать, где именно прячется воздушный пузырёк в яйце, сваренном в крутую. На утверждение «где угодно» спокойно объясните, что вас интересует местонахождение пузырька именно в этом яйце.

После этого спокойно берите из блюдца любое сваренное яйцо и указываете место на скорлупе, под которой прячется воздух так делаете с каждым крутым яйцом. Если захотите, то сразу же раскройте секрет воздуха. Он прост. Перед подачей на стол опустите яйца в заранее подготовленный крепкий раствор кухонной соли и незаметно пометьте на скорлупе карандашом место, которым яйцо выплыло на поверхность. Под ним – воздушный пузырёк. Подниманию яйца самое большое сопротивление оказывает самая тяжёлая его часть, которая не содержит воздуха, поэтому она и получается внизу.

Фокус. Вам под силу «сжать» бутылку.

Вы вынимаете из холодильника пустую бутылку (без этикетки), закрываете горлышко монетой, намоченной в воде, садитесь за стол, потирая руки, и заявляете: «Я могу так сжать бутылку, что будет видно, как поднимается монета». Сказав это, ставите бутылку на стол, ещё раз потираете руки, будто готовясь к подвигу, и делаете вид, что сильно её сжимаете, присутствующие видят, как монета поднимается над горлышком бутылки. Когда монета подскочит, нужно закончить демонстрацию, дав понять, что фокус требовал немалых усилий.

Секрет фокуса в том, что вы согревали воздух в бутылке. Он расширяется и поднимает монету.

С бутылки обязательно нужно снять бумажную этикетку, потому что бумага плохо проводит тепло. Смочить монету нужно, чтобы она плотнее прилегала к горлышку бутылки. Никто не сможет повторить ваш фокус, потому что воздух в бутылке уже слегка нагрелся и её поверхность стала тёплой.

Колесо

Опыт 1. Соревнования карандашей.

Положите большую книгу в толстом переплёте на стол и разместите на ней два одинаковых карандаша – один вдоль, а другой поперёк книги. Осторожно и медленно приподнимайте один край книги. Что произойдёт с карандашами? Какой из них раньше начнёт движение? Теперь попробуйте расположить круглый и шестигранный карандаши поперёк наклона вдоль одной линии и опять осторожно приподнимите один край книги. Повторите опыт, но теперь так же расположите одинаковой длины круглый толстый и тонкий карандаши. Можно ещё попробовать так же расположить длинный и короткий карандаши одинаковой формы.

Опыт 2. Колёсная пара.

Сделайте из плотной бумаги два маленьких и два больших круга. Соедините попарно центры одинаковых кругов палочкой, заострённой с двух концов. Соединение двух колёс одинаковых размеров общим стержнем образует колёсную пару.

Одновременно отпустите обе колёсные пары с наклонной поверхности. Повторите опыт несколько раз и убедитесь, что скорости движения спаренных колёс и пути, пройденное ими до остановки, разные. Почему колёсные пары останавливаются? Что препятствует их движению? Всё дело в трении. Оно «съедает» движение.

Опыт 3. «Непослушная катушка».

Положите на стол обычную катушку. Конец намотанных на неё ниток слегка потяните на себя. Если вы держите руку невысоко над столом, катушка проявляет полное «послушание» и движется к руке. Стоит поднять руку повыше – и катушка убегает от вас. Значит, направление вращения катушки зависит от расположения натянутой нити относительно стола. Если такая ситуация случится с вами, постарайтесь спокойно, без резких движений, как можно ниже опустить руку и слегка потянуть катушку к себе.

Опыт 4. Верёвка, передающая вращение

Наденьте две катушки из-под ниток на гвозди, прибитые к доске. Завяжите бельевую верёвку кольцом так, чтобы он плотно облегал катушки. Теперь, если вращать одну из катушек, верёвка передаёт вращение другой катушке. Обратите внимание, в одну ли сторону они будут вращаться? Одинакова ли будет их скорость, если взять катушки разных диаметров? Что изменится, если верёвка будет надета на катушку не в виде кольца, а походить на цифру 8?

Вода

Опыт 1. Можно ли из меньшего получить большее?

Заполните половину пробирки водой и закупорьте. Пометьте на стекле уровень воды. Поставьте пробирку вертикально в морозильную камеру холодильника. Когда вся вода в пробирке замёрзнет, достаньте этот сосуд и пометьте объём льда. Сравните с предыдущей отметкой, и вы убедитесь в том, что лёд, который образовался из воды. Занимает больший объём. Следовательно, замораживая воду, мы её будто «растягиваем», а нагревая лёд, заставляем сжаться. То же происходит и в водоёмах.

Водоёмы не промерзают на всю глубину не только из-за особых свойств льда. На помощь приходит сама вода, которая находится подо льдом. Она тоже имеет исключительное свойство: при небольшом нагревании она не расширяется, как все другие тела, а сжимается, становится тяжелее. Вместо того чтобы увеличить, уменьшает свой объём и ведёт себя так до тех пор, пока не нагреется от 0 до + 4 градуса. Вода с температурой + 4 опускается на дно, и там, на протяжении всей зимы эта температура сохраняется. Слой воды температурой 0 градусов, как более лёгкий. Всплывает и при этой температуре замерзает, образуя толстую корку льда. Лёд плохо проводит тепло, и поэтому защищает воду в водоёме от дальнейшего охлаждения.

Опыт 2. Какая капля больше – холодная, тёплая или горячая?

Подберите три маленькие одинаковые пробирки (их можно заменить небольшими пузырьками из-под лекарств) и накапайте в каждую по 20 капель соответственно холодной, тёплой и горячей воды. Сравните полученные объёмы воды. Если одинаковое количество капель позволило получить разные объёмы воды, то это означает, что горячие, тёплые и холодные капли – разных размеров. Какая капля самая большая, какая самая маленькая?

Магнит

Опыт 1. Какой магнит «сильнее»?

Иногда считают, что чем тяжелее магнит или больше его размеры, тем больше его способность притягивать. Способность магнита притягивать к себе железные предметы зависит от многих причин. В том числе от условий его хранения, от внешних воздействий (температуры, взаимодействие с другими телами). Важна и конструкция магнита. Возьмите два магнита, которые вы хотите сравнить, и подвешивайте к ним последовательно, друг за другом, одинаковые маленькие, не намагниченные гвоздики. Где их цепочка будет длиннее. У того магнита и способность притягивания больше.

Опыт 2. Как защитить гвоздь от магнитного поля?

Поставьте остриём, намагниченный длинный гвоздь на подставку. Сверху на некотором расстоянии закрепите магнит. В зависимости от веса гвоздя и сорта железа, из которого он изготовлен, расстояние от головки гвоздя к магниту подбирается так, чтобы гвоздь стоял вертикально, не касаясь магнита. В промежуток между магнитом и головкой гвоздя поочерёдно вкладывайте лист бумаги, картона, обломок стекла, деревянную, пластмассовую и металлическую линейки. В каком случае гвоздь упадёт? Кроме металлической линейки ничего не защитит его от воздействия магнита. Кажется, магнитному полю нет преград. Только железная линейка и другие предметы из железа активно вбирают в себя магнитное поле подобно тому, как промокашка вбирает чернильные пятна. Лишённый поддержки магнитного поля, гвоздь падает.

Опыт 3. Красота о порядок намагниченных гвоздей.

Для опыта вам нужны шесть обычных пробок и столько же заранее небольших гвоздей одинаковых размеров. Шляпки их должны быть намагничены одноимёнными полюсами. Добиться этого можно, поставив вертикально на магнит гвозди шляпками вниз на 10-15 минут. Гвозди воткните в пробки так, чтобы сверху торчал лишь небольшой кончик со шляпкой.

В широкий стеклянный сосуд с водой опустите пробки с гвоздями остриём в воду они так и будут плавать. И здесь вас ожидает красивое зрелище. Пробки с гвоздями будут размещаться как будто в вершинах правильных фигур. Если опустить на воду три пробки – можно увидеть вершины треугольника, четыре расположатся в вершинах квадрата и т.д. Заберите любую пробку с гвоздём. И шестиугольник превратится в пятиугольник. Заберите ещё по одной пробке, и вы увидите преобразование одной фигуры в другую. Попробуйте точно в центр треугольника или квадрата опустить конец магнита – все пробки начнут равномерно отплывать от него, сохраняя своё предыдущее расположение. Поднесите магнит вторым полюсом – пробки с гвоздями будут приближаться, не изменяя формы.

Вы намагнитили все гвозди одинаково. Одинаково намагниченные шляпки, как и остриё, отталкивают гвозди друг от друга о пробки начинают расплываться. Но они не доходят до стенок сосуда. Так как действуют силы притяжения между шляпкой одного гвоздя и остриём другого. На определённом расстоянии пробки останавливаются – силы притяжения и отталкивания уравнялись. Правильные фигуры образовываются тогда, когда гвозди намагничены одинаково.

Опыт 4. Взаимодействие намагниченного гвоздя с не намагниченным.

Возьмите два одинаковых гвоздя. Один из них нужно хорошо намагнитить. Пробейте ими невысокие круглые пробки горизонтально. Пустите пробки с гвоздями в большую миску с водой плавать. Если придерживать рукой пробку с намагниченным гвоздём, то вторая пробка притянется к первой. А что произойдёт, если удерживать рукой пробку с не намагниченным гвоздём? Как вы думаете, одинаковый ли результат будет в обеих случаях?

Взаимодействие не намагниченного и намагниченного гвоздей одинаково. Железный гвоздь притягивается к магниту с такой же силой, как и магнит к гвоздю. Рукой мы можем противодействовать этой силе. Вода, в которой плавает пробка. Оказывает маленькое сопротивление. Этот опыт и без пробок можно проводить на стекле, на гладком полированном столе. Важно, чтобы трение гвоздей о поверхность было небольшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе

Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе...

Экспериментирование со старшими дошкольниками "Познавательные выходные"

Представлены опыты-эксперименты для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе

Эксперименты помогают изучать, что и почему происходит. Когда идеи проверяют на практике, становится легче понимать трудные, казалось бы, теории. Вот почему  опыты...

Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе

Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе...

Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе

Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе...