Картотека игр по экспериментированию для старших дошкольников
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Картотека игр по экспериментированию "Научные забавы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnye_zabavy.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Научные забавы: приглашение к открытиям
«…Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность прийти ему на помощь. Вообще, опыт собственных открытий одна из лучших школ характера». (А. Шапиро).
Воздух | |
Опыт 1. Тепло ваших рук. Снимите наклейку с пустой бутылки и поставьте бутылку в холодильник. Через два-три часа, вынув её из холодильника, опустите горлышком вниз в стакан с водой комнатной температуры. Обхватите ладонями обоих рук корпус бутылки и держите некоторое время. Подсчитайте, сколько воздушных пузырьков выйдет из горлышка на протяжении первой, второй и третьей минут. | Опыт 2. Когда может тонуть в воде пузырёк воздуха? Заполните пробирку водой, закройте пробкой, но так, чтобы в пробирку попал маленький пузырёк воздуха. Поставьте пробирку вертикально и потрясите её, зажав конец с пробиркой в кулаке. Шарик воздуха при этом тонет. Прекратите колебания, и вы увидите, как пузырек снова всплывает вверх, иногда даже не один, а разделившись на несколько меньших. Что произошло? Почему лёгкий пузырёк начал тонуть в воде? Нет, он не потяжелел. Именно лёгкость его и подвела. При каждом взмахе кулака пробирка, вода и пузырёк в ней начинают двигаться. Вода значительно тяжелее, чем воздушный пузырёк. Ощутив толчок, она стискивает пузырёк, разбивает его на части, занимает его место, заставляет опускаться вниз. Дали пробирке покой – и всё вернулось в прежнее положение. |
Фокус. Где в яйце, сваренном вкрутую, прячется воздушный пузырёк? Предложите за завтраком вашим близким угадать, где именно прячется воздушный пузырёк в яйце, сваренном в крутую. На утверждение «где угодно» спокойно объясните, что вас интересует местонахождение пузырька именно в этом яйце. После этого спокойно берите из блюдца любое сваренное яйцо и указываете место на скорлупе, под которой прячется воздух так делаете с каждым крутым яйцом. Если захотите, то сразу же раскройте секрет воздуха. Он прост. Перед подачей на стол опустите яйца в заранее подготовленный крепкий раствор кухонной соли и незаметно пометьте на скорлупе карандашом место, которым яйцо выплыло на поверхность. Под ним – воздушный пузырёк. Подниманию яйца самое большое сопротивление оказывает самая тяжёлая его часть, которая не содержит воздуха, поэтому она и получается внизу. | Фокус. Вам под силу «сжать» бутылку. Вы вынимаете из холодильника пустую бутылку (без этикетки), закрываете горлышко монетой, намоченной в воде, садитесь за стол, потирая руки, и заявляете: «Я могу так сжать бутылку, что будет видно, как поднимается монета». Сказав это, ставите бутылку на стол, ещё раз потираете руки, будто готовясь к подвигу, и делаете вид, что сильно её сжимаете, присутствующие видят, как монета поднимается над горлышком бутылки. Когда монета подскочит, нужно закончить демонстрацию, дав понять, что фокус требовал немалых усилий. Секрет фокуса в том, что вы согревали воздух в бутылке. Он расширяется и поднимает монету. С бутылки обязательно нужно снять бумажную этикетку, потому что бумага плохо проводит тепло. Смочить монету нужно, чтобы она плотнее прилегала к горлышку бутылки. Никто не сможет повторить ваш фокус, потому что воздух в бутылке уже слегка нагрелся и её поверхность стала тёплой. |
Колесо | |
Опыт 1. Соревнования карандашей. Положите большую книгу в толстом переплёте на стол и разместите на ней два одинаковых карандаша – один вдоль, а другой поперёк книги. Осторожно и медленно приподнимайте один край книги. Что произойдёт с карандашами? Какой из них раньше начнёт движение? Теперь попробуйте расположить круглый и шестигранный карандаши поперёк наклона вдоль одной линии и опять осторожно приподнимите один край книги. Повторите опыт, но теперь так же расположите одинаковой длины круглый толстый и тонкий карандаши. Можно ещё попробовать так же расположить длинный и короткий карандаши одинаковой формы. | Опыт 2. Колёсная пара. Сделайте из плотной бумаги два маленьких и два больших круга. Соедините попарно центры одинаковых кругов палочкой, заострённой с двух концов. Соединение двух колёс одинаковых размеров общим стержнем образует колёсную пару. Одновременно отпустите обе колёсные пары с наклонной поверхности. Повторите опыт несколько раз и убедитесь, что скорости движения спаренных колёс и пути, пройденное ими до остановки, разные. Почему колёсные пары останавливаются? Что препятствует их движению? Всё дело в трении. Оно «съедает» движение. |
Опыт 3. «Непослушная катушка». Положите на стол обычную катушку. Конец намотанных на неё ниток слегка потяните на себя. Если вы держите руку невысоко над столом, катушка проявляет полное «послушание» и движется к руке. Стоит поднять руку повыше – и катушка убегает от вас. Значит, направление вращения катушки зависит от расположения натянутой нити относительно стола. Если такая ситуация случится с вами, постарайтесь спокойно, без резких движений, как можно ниже опустить руку и слегка потянуть катушку к себе. | Опыт 4. Верёвка, передающая вращение Наденьте две катушки из-под ниток на гвозди, прибитые к доске. Завяжите бельевую верёвку кольцом так, чтобы он плотно облегал катушки. Теперь, если вращать одну из катушек, верёвка передаёт вращение другой катушке. Обратите внимание, в одну ли сторону они будут вращаться? Одинакова ли будет их скорость, если взять катушки разных диаметров? Что изменится, если верёвка будет надета на катушку не в виде кольца, а походить на цифру 8? |
Вода | |
Опыт 1. Можно ли из меньшего получить большее? Заполните половину пробирки водой и закупорьте. Пометьте на стекле уровень воды. Поставьте пробирку вертикально в морозильную камеру холодильника. Когда вся вода в пробирке замёрзнет, достаньте этот сосуд и пометьте объём льда. Сравните с предыдущей отметкой, и вы убедитесь в том, что лёд, который образовался из воды. Занимает больший объём. Следовательно, замораживая воду, мы её будто «растягиваем», а нагревая лёд, заставляем сжаться. То же происходит и в водоёмах. Водоёмы не промерзают на всю глубину не только из-за особых свойств льда. На помощь приходит сама вода, которая находится подо льдом. Она тоже имеет исключительное свойство: при небольшом нагревании она не расширяется, как все другие тела, а сжимается, становится тяжелее. Вместо того чтобы увеличить, уменьшает свой объём и ведёт себя так до тех пор, пока не нагреется от 0 до + 4 градуса. Вода с температурой + 4 опускается на дно, и там, на протяжении всей зимы эта температура сохраняется. Слой воды температурой 0 градусов, как более лёгкий. Всплывает и при этой температуре замерзает, образуя толстую корку льда. Лёд плохо проводит тепло, и поэтому защищает воду в водоёме от дальнейшего охлаждения. | Опыт 2. Какая капля больше – холодная, тёплая или горячая? Подберите три маленькие одинаковые пробирки (их можно заменить небольшими пузырьками из-под лекарств) и накапайте в каждую по 20 капель соответственно холодной, тёплой и горячей воды. Сравните полученные объёмы воды. Если одинаковое количество капель позволило получить разные объёмы воды, то это означает, что горячие, тёплые и холодные капли – разных размеров. Какая капля самая большая, какая самая маленькая? |
Магнит | |
Опыт 1. Какой магнит «сильнее»? Иногда считают, что чем тяжелее магнит или больше его размеры, тем больше его способность притягивать. Способность магнита притягивать к себе железные предметы зависит от многих причин. В том числе от условий его хранения, от внешних воздействий (температуры, взаимодействие с другими телами). Важна и конструкция магнита. Возьмите два магнита, которые вы хотите сравнить, и подвешивайте к ним последовательно, друг за другом, одинаковые маленькие, не намагниченные гвоздики. Где их цепочка будет длиннее. У того магнита и способность притягивания больше. | Опыт 2. Как защитить гвоздь от магнитного поля? Поставьте остриём, намагниченный длинный гвоздь на подставку. Сверху на некотором расстоянии закрепите магнит. В зависимости от веса гвоздя и сорта железа, из которого он изготовлен, расстояние от головки гвоздя к магниту подбирается так, чтобы гвоздь стоял вертикально, не касаясь магнита. В промежуток между магнитом и головкой гвоздя поочерёдно вкладывайте лист бумаги, картона, обломок стекла, деревянную, пластмассовую и металлическую линейки. В каком случае гвоздь упадёт? Кроме металлической линейки ничего не защитит его от воздействия магнита. Кажется, магнитному полю нет преград. Только железная линейка и другие предметы из железа активно вбирают в себя магнитное поле подобно тому, как промокашка вбирает чернильные пятна. Лишённый поддержки магнитного поля, гвоздь падает. |
Опыт 3. Красота о порядок намагниченных гвоздей. Для опыта вам нужны шесть обычных пробок и столько же заранее небольших гвоздей одинаковых размеров. Шляпки их должны быть намагничены одноимёнными полюсами. Добиться этого можно, поставив вертикально на магнит гвозди шляпками вниз на 10-15 минут. Гвозди воткните в пробки так, чтобы сверху торчал лишь небольшой кончик со шляпкой. В широкий стеклянный сосуд с водой опустите пробки с гвоздями остриём в воду они так и будут плавать. И здесь вас ожидает красивое зрелище. Пробки с гвоздями будут размещаться как будто в вершинах правильных фигур. Если опустить на воду три пробки – можно увидеть вершины треугольника, четыре расположатся в вершинах квадрата и т.д. Заберите любую пробку с гвоздём. И шестиугольник превратится в пятиугольник. Заберите ещё по одной пробке, и вы увидите преобразование одной фигуры в другую. Попробуйте точно в центр треугольника или квадрата опустить конец магнита – все пробки начнут равномерно отплывать от него, сохраняя своё предыдущее расположение. Поднесите магнит вторым полюсом – пробки с гвоздями будут приближаться, не изменяя формы. Вы намагнитили все гвозди одинаково. Одинаково намагниченные шляпки, как и остриё, отталкивают гвозди друг от друга о пробки начинают расплываться. Но они не доходят до стенок сосуда. Так как действуют силы притяжения между шляпкой одного гвоздя и остриём другого. На определённом расстоянии пробки останавливаются – силы притяжения и отталкивания уравнялись. Правильные фигуры образовываются тогда, когда гвозди намагничены одинаково. | Опыт 4. Взаимодействие намагниченного гвоздя с не намагниченным. Возьмите два одинаковых гвоздя. Один из них нужно хорошо намагнитить. Пробейте ими невысокие круглые пробки горизонтально. Пустите пробки с гвоздями в большую миску с водой плавать. Если придерживать рукой пробку с намагниченным гвоздём, то вторая пробка притянется к первой. А что произойдёт, если удерживать рукой пробку с не намагниченным гвоздём? Как вы думаете, одинаковый ли результат будет в обеих случаях? Взаимодействие не намагниченного и намагниченного гвоздей одинаково. Железный гвоздь притягивается к магниту с такой же силой, как и магнит к гвоздю. Рукой мы можем противодействовать этой силе. Вода, в которой плавает пробка. Оказывает маленькое сопротивление. Этот опыт и без пробок можно проводить на стекле, на гладком полированном столе. Важно, чтобы трение гвоздей о поверхность было небольшим. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воображения по средствам художественного экспериментирования у старших дошкольников
Конспекты занятий , диагностика, теоретический материал....
Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе
Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе...
Экспериментирование со старшими дошкольниками "Познавательные выходные"
Представлены опыты-эксперименты для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....
Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе
Эксперименты помогают изучать, что и почему происходит. Когда идеи проверяют на практике, становится легче понимать трудные, казалось бы, теории. Вот почему опыты...
Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе
Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе...
Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе
Картотека опытов и экспериментирования в старшей группе...